Здоровье человека. Как его обрести и сохранить?

23 августа 2014, 14:26

Что такое здоровье человека? Для того чтобы говорить о человеческом организме, пребывающем в нормальном здоровом состоянии, мы должны сначала понять некоторые взаимосвязанные вопросы. Что такое человек? Как он обретает существование? Как поддерживает существование? Какова цель человеческой жизни?

Без понимания ответов на эти вопросы (или, по меньшей мере, самих вопросов), мы никогда по-настоящему не узнаем, каким должно быть то здоровье, к которому нам следует стремиться. Ибо, если у нас нет критериев того, что такое нормальное функционирование человека, как вообще можно говорить о том, что мы больны или здоровы? И если что-то кажется нам «хорошим», то это ещё не означает, что оно полезно для нас. И наоборот, боль, испытываемая нами в какой-то момент, сама по себе ещё не повод считать этот опыт «плохим», так как мы не понимаем, каковы будут последствия этого мимолётного ощущения.

Заказать DVD-диск «Медицина Пророка (мир ему)» с доставкой на дом

Всевышний говорит в Коране: «Ты можешь остаться недоволен чем-то из предназначенного тебе, но оно пойдёт тебе на пользу, а то, чему ты рад, может быть тебе во вред». Великий суфий имам аль-Газали эту же идею выразил так: «Болезнь – одна из форм опыта, приводящего человека к Богу. Как сказал Он: «Болезни – это мои слуги, которых я приставляю к избранным своим друзьям».

Итак, мы не должны считать, что болезнь – это, непременно, наш враг. Скорее всего, мы должны видеть в ней событие, телесный механизм, служащий для того, чтобы очистить и уравновесить нас на физическом, эмоциональном, душевном и духовном уровнях. С этой точки зрения грипп, простуда, диарея, даже в некоторых случаях мучительная боль – это наши друзья, позволяющие телу очиститься от нежелательных и потенциально вредных побочных продуктов метаболизма.

Западная медицина пытается остановить или ослабить различные очистительные функции тела: при помощи желудочных средств прекратить позывы к рвоте, остановить лекарствами диарею, при помощи аспирина и подобных медикаментов справиться с гриппом. За каждым естественным процессом, происходящим в человеческом теле, стоит врождённая мудрость, механизм, позволяющий телу исцелять себя самостоятельно. Фактически, никакие травы, пища или другие лекарственные средства и процедуры сами по себе никакого целебного воздействия оказывать не способны. Они могут лишь помочь нашему телу самоисцеляться. Если вы порежете себе палец, то вылечит вас не наложенный на него шов, повязка или йод. Чудо исцеления совершит сама кожа.

Когда мы думаем о болезни, то в качестве первой её стадии почти всегда представляем травму или острую боль. Однако сегодня многие осознают, что причиной боли и страданий может быть и разлад некоторых аспектов нашего ментального мира, и при этом, с клинической точки зрения, с человеком будет всё «в порядке». Такой подход к здоровью и заболеваниям получил название «холистический».

Понять, что происходит на физическом уровне, довольно просто. Тело само даёт нам знать при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильных ощущений) и вегетативных реакций, что с нами что-то не в порядке, и тогда мы предпринимаем определённые шаги, чтобы решить свою проблему. Вегетативные функции (то есть инстинктивную саморегуляцию тела) осуществляет печень, которую иногда называют Колесом Жизни. Ферменты печени управляют всеми нашими физиологическими функциями.

Арабским словом «нафс» обозначается тело и его инстинктивные потребности. Нафс – это все нужды нашего тела: в пище, тепле, славе и в удаче (и все они включают в себя эмоциональные потребности или стимулы). Все физические заболевания отмечены одним или несколькими из этих физических измерений. Слово «нафс» имеет много значений. Дыхание, животная жизнь, душа, я, личность, сущность, – лишь некоторые из них. В суфизме развитие души описывают как эволюцию нафса, проявляющуюся в поведении человека, в его характере и личности. Нафсу-аммара – это капризная душа, порождающая неумеренные потребности. Именно в таком состоянии находится нафс человека, пребывающего на стоянке эготизма (макам ан-нафс).

Нормы поведения, рекомендуемые Кораном (Шариат), должны контролировать и подчинять эти неумеренные аппетиты, возводя нафс на более высокий уровень. Душа, достигшая полного очищения, называется «нафс аль-кудс», т.е. постигшая познания Аллаха на последней стадии суфийского пути. Однако даже человек, достигший в суфизме самого высокого уровня, не может считать свою душу безукоризненной.

Второй аспект нашего существования – мир разума или, можно сказать, эмоциональный и психический мир. Разум не отделён полностью от физического тела, но является неотъемлемой частью физиологии. Возникающие в сознании настроения и чувства, часто оказывают влияние на тело, рождая эмоции вроде гнева, страха или безграничной радости. Когда человек переживает одну или несколько таких эмоций, у него может подняться кровяное давление, выступить пот, слёзы.

Любопытно, что причиной некоторых недомоганий, которые мы привыкли считать чисто душевными, служит физиологический дисбаланс. Пример: неумеренная гневливость. Психологи обычно приписывают её особому эмоциональному или ментальному складу человека. Но согласно системе «Тибб», разработанной персидским лекарем Авиценной, неумеренная гневливость является одним из наиболее эффективных способов отведения избытка влаги из области сердца, и это можно легко поправить при помощи особой диеты.

Область психического мира называется по-арабски фикр. В сущности, слово «фикр» означает медитацию или глубокий мыслительный процесс.

Третий компонент нашего существования – это душа или рух. Рух – это то, что остаётся после смерти, знаменующей окончание как физической, так и психической жизни.

Заказать с доставкой на дом книгу «Медицина Пророка (мир ему). Часть I»

Взаимодействие этих трёх областей (или активизация физиологии и психики посредством души) осуществляется при помощи духа. Многие люди обозначают словами «дух» и «душа» одно и то же. Однако это совершенно разные и отличные друг от друга вещи. Дух – это то, что активизирует существование на физическом уровне, включая процесс мышления. Этот дух-активатор обозначается словом «нафас». Он пробуждается в точке дыхания. Эта точка – губы, где сопряжены вдох и выдох. Здесь же находится связь между жизнью и смертью.

Мы можем жить вне психической деятельности и без физического движения. Но без дыхания жизнь обрывается очень скоро. Некоторые люди живут, несмотря на то, что у них отсутствует психическая активность. Хотя электроэнцефалограф показывает полное отсутствие волн в их мозге. В них можно поддерживать «жизнь» при помощи механических средств. Мы говорим, что их «мозг мёртв», но всё же относимся к ним как к живым и не хороним. Это означает, что в человеке есть нечто, превосходящее психическое и физиологическое существование. Что-то осталось в этих людях от жизни, и это – дыхание.

Учёные-богословы считают, что дыхание жизни существует и продолжается по дозволению Бога, Того, Кто всех нас создал. И неважно, как мы называем Творца: Бог, Аллах, Яхве или как-то ещё по другому. Разрешение на существование человеческой жизни даёт прежде всего Он, и пока это разрешение остаётся в силе, мы можем вдыхать и выдыхать. Неважно, какую целительскую систему мы станем использовать или насколько искусен лекарь Пусть даже сойдутся вместе все целители мира, всё равно они не смогут повлиять на дозволение жить. Если нет разрешения, то нет и дыхания – жизнь обрывается.

Этому есть довольно любопытное подтверждение. Когда рождается ребёнок, он начинает дышать не сразу. Некоторые говорят, что дыхание пробуждается в нём благодаря шоку от холодного воздуха. Но это происходит не в каждом случае. Исламские учёные говорят, что Аллах посылает своё дозволение для начала каждой конкретной жизни. А если Он не даст дозволения, то сколько ни шлёпай младенца по попке, какие технологические средства не применяй, – дышать его не заставишь. Это будет мертворождённый ребёнок.

Задумайтесь о непроявленных царствах: о мире снов, интуиции, абстракций и о множествах случаев, когда люди рассказывали о своих встречах с НЛО, демонами, полтергейстами и тому подобными. Никто на Западе до сих пор не разработал концептуальную систему для работы с подобным «потусторонним» опытом. Богословы обозначают случаи проникновения человека в незримые царства термином «райб». К незримому царству относится и деятельность души.

Центром или местоположением души является сердце. Что ассоциируется у нас с сердцем и душой? Любовь, сострадание, симпатия, милосердие и все наши религиозные чувства. Когда кто-либо умирает, у живущих рождается печаль в сердцах. Это почти физическая боль. Болит сердце. В языке очень много выражений, описывающих эту связь между душой и сердцем. И никто не может отрицать в себе чувств любви и сострадания. Никто не лишён их.

По-арабски сердце называется «калб». Но сердце – это не просто физиологический насос, гоняющий кровь по телу. Оно выполняет ещё две, более важные функции. Во-первых, сердце – сосуд Божественных атрибутов; а во-вторых, сердце вырабатывает нафас – эту жизнепробуждающую силу, которая наполняет дыхание каждого человека, дыхание, активизирующее все физиологические функции.

Заказать с доставкой на дом книгу «Медицина Пророка (мир ему). Часть II»

Материалы по теме