Ислам и профилактическая медицина

22 июня 2016, 09:21

 

Всевышний так любит нас и проявляет заботу, что не предписывает нам ничего, в чём нет пользы для нас. Чистоте и гигиене в Исламе уделяется особое внимание. Первым словом первой суры Корана было слово «читай». Во второй суре было ниспослано: «И одежду свою очисти». Это первая вера, объявившая войну нечистоте. Кроме общего предписания чистоты, в Исламе есть и уточнения, от чего нужно оберегаться, а именно: гной, кровь, выделения из раны, моча, кал, мокрота собаки и свиньи, всякая мертвечина. В настоящее время и наукой установлено, что именно они являются наиболее благоприятной средой для развития болезнетворных микробов.

Ещё интересно, что Ислам предписывает счищать их в случае попадания на одежду до тех пор, пока не отойдут цвет и запах. Современная наука признаёт, что только так можно удалить микробы. Предписав Кораном и сунной очищение от всего этого за одиннадцать веков до открытия микробов, Ислам установил общие правила гигиены.

Современная профилактическая медицина – это наука о способах предотвращения и распространения заболеваний, о путях укрепления физического и психического здоровья как отдельного человека, так и групп людей. Основы профилактической медицины, в том контексте, в каком она согласуется с некоторыми нормами Ислама, были заложены более четырнадцати веков назад. Эти основы даны в форме общего учения, содержащего предписания и наставления, которые мусульма­нин обязан исполнять, повинуясь Всевышнему. Профилактическая медицина в её исламском понимании имеет особое значение, так как с нею связывается вознаграждение на том свете, и её процедуры предписано совершать как минимум пять раз в сутки, что связано с обязательными намазами.

Омовение

Омовение обязательно для богослужений. Это процесс очистки открытых, наиболее загрязнённых микробами, участков тела человека. Микробиологами установлено, что на каждом квадратном сантиметре поверхности кожи обитает громадное количество микроорганизмов, число которых на открытых участках колеблется от одного до пяти миллионов на квадратный сантиметр, причём они постоянно размножаются. Чтобы избавиться от них, нужно регулярно мыть кожу. Это достигается омовением, которое предписано нам Аллахом и которое Его благородный Посланник (мир ему и благословение) побуждал нас совершать постоянно минимум пять раз в день.

Микроорганизмы обитают на коже человека в неисчислимых количествах, превышаю­щих, по некоторым подсчётам, численность населения всего земного шара. Профессор Вайндорф в своём исследовании установил, что лишь одно принятие ванны удаляет с тела более двухсот миллионов микробов. Поскольку процесс их размножения не пре­рывается ни на секунду, то удалять их нужно постоянно и регулярно, чтобы их как можно меньше оставалось на коже и организм мог с ними бороться. Одна из особенностей профилактической медицины в Исламе состоит в том, что он возводит гигиену в разряд религиозных обязанностей, на что не способен ни один светский закон. Посланник Аллаха, передавая волю Всевышнего, обязал нас совершать более семнадцати видов очищения. В том числе смывание грязи, купание после менструального очище­ния, пятничное купание и купание накануне двух великих праздников, удаление волос с различных частей тела, стрижка ногтей и т. д. Соблюдение всех этих предписаний делает мусульманина наиболее чистоплотным из представителей рода человеческого.

Правила гигиены, переданные нам Пророком (мир ему и благословение)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сообщил нам правила, которые мы должны соблюдать, чтобы гигиена тела была полной. Он сказал: «Есть пять вещей, которые обязательны для че­ловека (мусульманина): это бритьё лобка, обрезание крайней плоти, подравнивание усов, выщипывание волос из подмышек и обрезание ногтей» (Ат-Тирмизи и Ахмад). Со­временные медицинские исследования показывают нам, какое большое значение для гигиены тела имеет соблюдение этих правил и к каким тяжёлым последствиям может привести пренебрежение ими. Так, если не стричь ногти, то это вполне может привести ко многим заболеваниям, так как под ногтями скапливаются целые колонии микробов – переносчиков болезней. Если не сбривать волосы с лобка, это может стать причиной заболевания лобковым педикулёзом, широко распространённым в немусульманских странах. Современная наука доказала также, что заболеваемость женщин раком шейки матки зависит от того, обрезана ли крайняя плоть у их супругов. Специальные исследо­вания показали, что у женщин, мужья которых – мусульмане или иудеи, рак шейки матки почти не встречается.

Избегание соприкосновения с мочой

Моча представляет собой смесь токсичных веществ, выводимых из организма при очи­щении. Она заражена различными микробами, и оттого весьма важно избегать сопри­косновения с нею. Поэтому мусульманину строго предписано избегать с ней контакта.

Намаз и омовение против детской преступности

В Исламе намаз занимает ключевое место, и обучение детей намазу должно начинаться с семилетнего возраста. С этого периода до 10 лет идёт шлифование молитв. В течение этого периода по требованиям Ислама за отказ совершить намаз не рекомендованы наказания. Последние следует применять только с 10 лет, а более строгие формы на­казания – с 15 лет или с момента совершеннолетия.

Таким образом, с момента совершеннолетия пятикратный намаз в жизни мусульманина становится стержнем веры и проявлением его образа жизни. «Молит­ва – столп веры» – гласит хадис.

В чём же суть возрастных дифференциаций контроля над совершением намаза детьми? Как известно, у человека имеется сложный механизм биоритмов, подверженных суточным, месячным и годичным колебаниям. Это связано с тем, что организм получает через биологически активные точки (БАТ) энергию электромагнитного поля, проводит её и выводит излишки через меридианы. Эта энергосистема подвергается воздействию биоритмов. Первые суточные биоритмы и энергетические меридианы у ребёнка появляются в 7 лет, и он начинает реагировать на них. Процесс формирования парной меридианной системы продолжается до 10–12 лет, и в этом возрасте он уже реагирует на суточные биоритмы почти как взрослый человек.

К совершеннолетию начинают функционировать все меридианы. Например, в китайской медицине с этого возраста начинают использовать акупунктурные точки меридианов для лечения различных заболеваний.

Энергетическая система человека оказывает воздействие и на его мыслительный про­цесс. В этой связи очень важна правильная регуляция энергии в меридианах и в единой энергетической системе (ЕЭС) организма. Каждый меридиан получает свежую или осво­бождается от отработанной энергии через так называемые стандартные или главные точки первоэлементов (БАТ) в определённые часы и минуты суток. Этих точек насчитывается 66, и располагаются они на дистальных отделах конечностей, подвергающихся омовению в определённые часы суток в определённом порядке. Ребёнок при совершении обязательного ритуала омовения перед молитвой, сам того не подозревая, оказывает воздействие на все 66 главных точек ЕЭС организма и автомати­чески, словно через пульт дистанционного управления, регулирует уровень циркулируемой энергии. Этот сложный механизм на тонком уровне регулирует и психологическое состояние ребёнка в соответствии со временем молитвы.

С точки зрения хронопсии время совершения молитвы меняется в зависимости от долготы дня и совпадает со сменой биоритмов. То есть главную роль в отношении вре­мени совершения молитвы и, следовательно, смены суточных биоритмов выполняют солнце и луна.

Время смены биоритмов, по существу, представляет время программирования на следующий отрезок времени до следующей смены биоритмов. Упустив время смены биоритмов и не подготовившись к нему (омовение, намаз), человек становится подверженным любым внешним воздействиям и уяз­вимым по отношению к таковым.

Этот момент времени, по определению Франца Холбера, можно назвать «временем наименьшей устойчивости или сопротивляемости».

В Исламе большое значение придаётся совершению намаза сразу при наступлении его времени. Хадис гласит: «Лучшее деяние – вовремя совершённый намаз». Время намазов можно назвать и таблицей хронориска, т. е. риска, определённого по фактору времени, или по биологическим ритмам. Это время удивительным образом совпадает со сменой биоритма. В Исламе профилактика, основанная на использовании фактора времени, – хронопрофилактика – реализуется в те же часы омовения и намаза. Таким образом, до 15 лет идёт закрепление в мыслях и в действиях, на всю оставшуюся жизнь как способа, так и времени совершения намаза. Следовательно, к указанному возрасту профилактика хронориска доводится почти до совершенства.

Кроме рефлексотерапевтических аспектов, взятых из китайской и тибетской меди­цины, демонстрирующих оздоравливающий эффект омовения и намаза, большее значение для объяснения механизма благотворного воздействия намаза имеют дан­ные современной классической медицинской науки. Они изложены в официальных современных учебниках, используемых в преподавании в медицинских вузах России и зарубежных стран.

По данным классической медицины, период строгих требований в отношении намаза, то есть время разрешения телесных наказаний в Исламе, приходится на начало полового созревания. Смысл разрешения телесного наказания в этот период заключён в том, что наказание воспринимается как некий последний аргумент, чтобы не допустить ещё большей беды.

Именно в этот период в ребёнке начинают преобладать плотские начала из-за интенсив­но формирующейся эндокринной системы, нарастающей мышечной массы, появления вторичных половых признаков, а также естественного желания пробовать всё известное на фоне неискушённых знаниями и жизненным опытом извилин коры больших полу­шарий (КБП). Этот период как раз и называется трудным возрастом, так как в это время наблюдается всплеск преступности и правонарушений у подростков. «Нормомания» с высоким коэффициентом полезного действия является логичным об­разом жизни у детей и подростков, юношей и взрослых, использующих веками накопленный опыт правоверия человечества в повседневной жизни. Что это так, показывает то, что у совершающих намаз детей не возникает проблем переходного возраста. И на сегодняшний день в науке и в медицине отсутствуют доступные среднестатисти­ческому человеку рекомендации по значимости положительных эффектов не только в плане личного здоровья, но и общественно-социального значения, сравнимых даже с какой-то частью омовения и намаза.

Влияние на здоровье обязательных и дополнительных намазов

Намаз оказывает благотворное физическое и духовное воздействие на мусульманина, начиная с момента ритуального омовения (вуду) и до завершения специальных риту­альных телодвижений в намазе: такбир, киям, руку, саджда, джалса и таслим. Мусульмане совершают пять обязательных ежедневных молитв (фард), ряд необяза­тельных молитв (сунна, нафиль), а также намаз таравих в месяце рамадан. Выполнение этих молитв сопряжено с умеренными физическими нагрузками на все мышцы тела, в процессе которых одни мышцы сокращаются изометрически (т. е. сохраняя свою длину), другие же сокращаются изотонически (т. е. сохраняя напряжённость). Энергия, необхо­димая для мышечного метаболизма, повышается в процессе выполнения молитвы, что приводит к активному потреблению кислорода и веществ, питающих мышцы. Это, в свою очередь, вызывает вазодилатацию, т. е. увеличение калибра кровеносных сосудов, что облегчает приток крови к сердцу. Временно возросшая нагрузка укрепляет сердечную мышцу и улучшает циркуляцию крови внутри неё.

Гигиена ротовой полости

Через ротовую полость проходят и остаются там множество разнообразных микробов. Число их видов превышает сотню, а количество колеблется от пятисот миллионов до пяти миллиардов в одном милли­литре слюны.

Эти микробы живут за счёт остатков пищи, застрявшей между зубов. В процессе роста и размножения они выделяют кислоты и другие вещества, негативно влияющие на состояние ротовой полости, вызы­вая неприятный запах изо рта, меняя цвет зубов и нарушая их функцию. Если не удалять изо рта эти микробы несколько раз в день, они могут стать причиной кариеса, пародонтоза и других заболеваний. Было установлено, что эффективным средством защиты зубов является сивак (зубочистка из корней дерева «арак»), который, если пользоваться им как предписал Посланник Аллаха(мир ему и благословение), удаляет микробы и убивает их благодаря содержащимся в нём химическим веществам.

Занятия физкультурой и спортом

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Обучение детей стрельбе, плаванию, верховой езде, борьбе, выносливости, всему тому, что укрепляет и тело, и дух, – всё это угодно Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение) и поэтому является настоятельной сунной. Ибо твёрдый духом и телом человек готов к джихаду и служению, выполнению своих личных, семейных и общественных обязанностей.

Хорошо известно, что физические упражнения могут предотвращать тромбоз сердечной мышцы, повы­шать плотность липопротеидов (полезного холестерина), повышать потребление кислорода, замедлять частоту сокращений сердца, несколько снижать кровяное давление, вентрикулярную эктопическую актив­ность, увеличивать просвет протока коронарных артерий. Физические нагрузки улучшают состояние больных диабетом зрелого возраста и помогают при хронических респираторных заболеваниях.

Научно доказано, что при омовении ак­тивизируется более 82,3 % площади из­вилин коры больших полушарий (КБП) вместе с соответствующими центрами, находящимися в них. Как известно, КБП центральной нервной системы несёт ответственность за контроль разума над инстинктами, желаниями. Может возникнуть вопрос: а при чём тут омовение, быть может, достаточно массировать эти точки? Оказывается, у человека с мокрой кожей прово­димость биологически активных точек увеличивается в несколько раз. Омо­вение активизирует КБП, посредством которой осуществляется контроль над подкоркой, то есть над инстинктами, что является важнейшим элементом в предупреждении не только совер­шения необдуманных поступков, но и возникновения желания их совер­шать. Подобные мысли и желания, за­рождающиеся в подкорке, подавляются доминантой КБП, активизированной в определённые часы через умывание частей тела перед молитвой. Нетрудно представить, как благопри­ятно будет действовать на КБП еже­дневная пятикратная «тренировка» омовением.

Таким образом, омовение, как одно из условий совершения намаза, помимо гигиенической пользы, в состоянии предупредить проблему «трудных» детей, подростковую и юношескую преступность. Дети, совершающие намаз, а следовательно, и омовение, приобретают пожизненную «невос­приимчивость» против всех, в том числе и сегодняшних, бед, таких, как наркомания, ВИЧ-инфекция и т. д.

Омовение как стимулятор мозга

Чем дальше распространяются научные открытия, тем больше обнаруживается подтверждений несо­мненной пользы всего, что предписал Всевышний для лучшего своего творения – человека. Кора головного мозга работает по принципу доминанты, т. е. если в мозгу имеется один возбуждённый участок, то он подавляет активность всей остальной коры. А отправление естественных потребностей является мощным возбуждающим фактором, что, естественно, подавляет и всю остальную кору. И омовение, совершённое после этого, приводит всю кору в оптимальное возбуждённое состояние. Английский учёный У. Пенфильд в 1956 году сделал открытие. Раздражение определённых участков тела возбуждает определённые соответствующие им участки коры головного мозга. А омовение, причём трёхкратное, является таким оптимальным раздражителем. В схеме У. Пенфильда можно увидеть, как при омовении возбуждается почти вся кора головного мозга.

На этой схеме отчётливо видно, что при омовении отдельных частей тела активизируется большая часть коры головного мозга, чем при мытье всего тела.

Знания об эффектах омовения были бы невозможны без научных открытий, сделанных в разное время, начиная с Китая 5 тыс. лет тому назад и заканчивая Англией в XX веке. Ведь не зря хадис гласит: «Есть две науки: наука религии и наука тела». И сегодняшние научные открытия демонстрируют взаимосвязь этих наук.

Шарль Мисмар сказал: «Увеличение познаний в науке ослабляет веру у последователей других верова­ний, а у мусульман – только усиливает». Наверное, поэтому в Исламе так высоко оценивается время, проведённое в занятиях наукой, в сравнении со временем, потраченным на формальное и неосознанное выполнение исламских атрибутов. Ведь хадис гласит: «Изучение раздела из ильму лучше, чем молитва в 100 ракаатов».

Нетрудно сравнить состояние коры головного мозга мусульманина, совершающего пять раз в день омо­вение и возобновляющего его при каждом нарушении заведённого порядка, и немусульманина, моющего руки и лицо в лучшем случае утром. Ведь сунной предписано находиться в постоянном омовении.

Повторение коранических аятов помо­гает оградить сознание от посторонних мыслей. Исследователь Гарвардского университета доктор Герберт Бенсон установил, что повторение молитв, аятов Священного Корана и поми­нание Аллаха (зикр) в сочетании с небольшой физической активностью и пассивным отключением активного мыслительного процесса (хузур) вы­зывает физиологическую релакса­цию организма: понижение кровяного давления, уменьшение потребления кислорода, уменьшение частоты бие­ния сердца и частоты дыхания. Таким образом, оказывается, что намаз, со­четающий в себе все описанные при­знаки, является идеальным комплексом психофизических упражнений, вызы­вающих состояние физиологической релаксации.

Намаз сочетает в себе однотипную мышечную активность, повторение сур Священного Корана и салаватов, слов восхваления Аллаха и молитвы-дуа. В результате этой деятельности в кровь выбрасываются энцефалины, бета-эндорфины, что приводит к нормализации тонуса организма. Эндорфины – это вид невропептидов, состоящих из аминокислот, вы­рабатываемых гипофизом, влияющих на центральную и периферическую нервные системы.

Когда намазы выполняются человеком всю жизнь с перерывом в несколько часов – это воспитывает в человеке дисциплинированность и выносливость, и человек получает от этого как физи­ческую, так и духовную пользу.

Небольшие физические нагрузки, которые испытывает молящийся при выполнении намазов, улучшают общее состояние и эмоциональный настрой. Повышаются выносливость организма, сопротивляемость и гибкость. Молитва способствует улучшению здоровья и продлевает жизнь.

В результате повторяющихся регулярных движений тела во время молитвы мышечная сила, эластичность сухожилий, связок, гибкость и кардиоваскулярный резерв организма повышаются. Пожилым людям на­мазы помогают улучшить качество жизни, подготовиться к непредвиденным сложностям, таким, например, как падение, в результате чего человек может получить травму. Намаз повышает общую сопротивляемость организма, чувство уверенности в себе и в своих силах. Даже при небольших нагрузках организм вы­рабатывает адреналин. Сам же процесс секреции длится дольше факторов, вызывающих её. Даже после окончания намаза эффект, производимый на организм адреналином и норадреналином, сохраняется.

Известно также, что физические нагрузки улучшают настроение и умственную деятель­ность, повышают качество жизни, придают уверенность в себе, уменьшают обеспокоен­ность и подавленность, создают положительный психологический настрой, улучшают память – особенно благодаря постоянному повторению аятов Священного Корана и зикра.

Намазы улучшают респираторную дея­тельность. Циркуляция крови в капил­лярах, окружающих мелкие артерии или лёгочные альвеолы, усиливается, вызывая улучшенный газообмен и более глубокое дыхание. Благодаря увеличению потребления кислорода человек, читающий намаз, чувствует себя лучше. Мусульмане, которые кроме предписанных ежедневных пя­тикратных молитв выполняют ещё и дополнительные намазы, гораздо более активны и жизнеспособны, чем те, кто их не выполняет. И это осо­бенно заметно у людей в преклонном возрасте.

Намазы повышают физическую силу и гибкость связок, уменьшают риск травм сухожилий и соединительных тканей.

Иджаз чистоты

Так в чём же мудрость того, что нам предписывается пять раз в день трёхкратно мыть открытые участки тела? Оказывается, на коже открытых участков тела оседают много­численные микробы, которые кишат в воздухе. Кроме того, в воздухе имеется множество веществ-канцерогенов, которые вызывают рак кожи. Следовательно, у того, кто соблюда­ет требования гигиены и как минимум 15 раз в день моет эти участки тела, вероятность возникновения разных болезней, в том числе рака, намного ниже, о чём свидетельствуют научные данные. Хорошо известно, что заболеваемость раком кожи у тех, кто занят в угольной, нефтяной и химической промышленности, во много крат больше, чем у лю­дей, не занятых в этих областях промышленности, из-за того, что канцерогены оседают на коже и вызывают онкологические заболевания. С этим связано и предписание Ислама закрывать тело, особенно женщинам. Сравнив уровень заболеваемости раком кожи на Западе и в мусульманских странах, в большинстве которых климат намного теплее, учёные пришли к выводу, что мусульмане реже страдают раком кожи. Одной из причин является то, что они носят одежду, закрывающую всё тело. Ведь хорошо известно, что ультрафиолетовое излучение является одним из факторов, влияющих на возникновение рака кожи – меланомы, само­го трудноизлечимого рака, который вызывает наибольшую смертность. Учёные провели сравнительные исследования микрофлоры носоглотки у тех, кто мо­лится и, как положено, три раза её полощет, и у тех, кто этого не делает. Так, согласно данным журнала «Иршад», по итогам международной конференции по научным знакам в Коране и сунне, заболеваемость носоглотки у тех, кто не совершает омовение, встреча­ется в два раза чаще. Ведь, как известно, в носоглотке имеется такая же микрофлора, как и в прямой кишке. Также известно, что многие заболевания лёгких и других внутренних органов вызываются именно этими бактериями.

Большое значение имеет полоскание носовой полости в профилактических целях. По­мимо прочего аллергологи рекомендуют хотя бы один раз в сутки промывать носовую полость для предохранения от аллергии.

Чистота, предписанная Исламом, не ограничивается чистотой тела и одежды, она также касается дома и улицы. Запрещено выбрасывать мусор на улицу. А большое вознаграж­дение обещано тем, кто убирает с дороги то, что мешает другим. Аллах в Коране говорит (смысл): «Очищай дом для посещающих и проживающих там...» (сура «Хадж», 26). Пророк (мир ему и благословение) в своём хадисе говорит: «Удаление с дороги вред­ного – садака», т. е. за этот поступок будет следовать вознаграждение, как за саадака (милостыню).

Материалы по теме