Как установить хорошие отношения с однокурсниками?

7 мая 2013, 16:21
Ответы на вопросы

Я учусь в медресе. Большинство моих однокурсников – приезжие из районов, а я – из города.   У нас разные понятия, по-разному воспринимаем события.  Из-за этого между нами часто бывают недопонимания. Пожалуйста, подскажите, как установись хорошие отношения.

С точки зрения религии:

По личному опыту знаю, что при столкновении «двух миров», двух разных менталитетов, как правило, возникают недопонимания. Вовсе избежать их появления вряд ли удастся, но свести к минимуму реально. Чтобы у Вас не возникали ссоры с одногруппниками, Вам (говорю Вам, поскольку есть возможность обратиться только к Вам одному) надо в первую очередь уважать чужую точку зрения. А именно, если Ваше и однокурсников мнения расходятся, ни в коем случае не выражайте пренебрежение их точкой зрения, не высмеивайте её, а постарайтесь доходчиво и вежливо донести истину. Также очень важно не продолжать дискуссию (спор), если Вы видите, что Ваши слова вообще не воспринимаются и продолжение диспута ни к чему хорошему не приведёт. Оставление спора не только сохранит хорошие отношения, но ещё является и одобряемым в Шариате поступком, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я обещаю дом на краю Рая тому, кто оставит спор, даже если он оставит его будучи прав...» ("СунануАбиДавуда" № 4167).

 أَنَا زَعِيمٌ بِبَيْتٍ فِي رَبَضِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْمِرَاءَ وَإِنْ كَانَ مُحِقًّا

 Имам аш-Шафии говорил, что он никогда за всю свою жизнь не вёл диспута с человеком, желая оказаться правым. Всегда рассуждайте трезво, объективно, без предвзятостей.

В беседе будьте всегда вежливым, умейте выслушивать своего собеседника и, конечно же, всегда избегайте резких выражений.

Наряду с этим Вам надо сблизиться с однокурсниками, выходцами из сёл. А для этого Вам надо проводить с ними больше времени и разделять их интересы. Например, после уроков не спешите возвращаться домой, а постарайтесь провести некоторое время в круге сокурсников. Разделите с ними их занятия, если играют в футбол или решили прогуляться – составьте им компанию. Чем больше у Вас будет с ними общих занятий, тем ближе станете им. Время от времени приглашайте их к себе в гости, сами тоже ходите, если пригласят. Если будет возможность, было бы неплохо провести каникулы или хотя бы их часть в селе с кем-нибудь из однокурсников. Это поможет Вам узнать их культуру и менталитет получше.

С точки зрения психологии:

Такого рода проблемы  не редкость для любого вида учебного заведения. В большинстве случаев описанное Вами явление обусловлено тем, что сами студенты противопоставляют себя друг другу. Нередко приходится наблюдать то, что в сознании студентов из городов и района живут взаимоисключающие стереотипы.

Большинство выходцев из города считают  образ жизни в районе традиционным и в некоторой степени отстающим, тогда как студенты из районов считают городских выскочками и невоспитанными. И то, и другое не больше, чем ложный стереотип, который нередко подкрепляется поведением отдельных лиц, живущих этими самыми стереотипами.

В данном случае проявляет себя такой психологический феномен, как система социальных экспектаций. Этим сложным термином обозначается  явление, при котором от одного человека или группы лиц ожидается определённый стиль поведения. Взаимодействие же с другим как раз таки и строится на том, что от него ждут. Поясню на конкретном примере. Ребята, приехавшие из сёл, наделяют городских мыслями, которые им могут быть не свойственны, то есть они ждут, что те начнут противопоставлять себя другим, что будут кичиться своими знаниями и всячески будут стараться их принизить. В итоге это приводит к тому, что они вынуждены принимать предупредительные меры для того, чтобы обезопасить себя. В итоге это выступает своего рода провокацией для того, что  городские студенты вынуждены уже вести себя определённым образом, тем, который от них ожидается. Это своего рода взаимозависимая ситуация, где действия одной стороны приводят к определённым действиям другой и в итоге убеждают первых в правильности сделанных выводов.

Проще говоря, в основе всего лежит подсознательная готовность обеих сторон определённым образом воспринимать действия друг друга. Естественно, что и выходом их этой ситуации будет разрушение мешающих стереотипов, новый взгляд на происходящее в Вашей учебной группе. Достаточно начать Вам первому, всё остальное пойдёт как в цепной реакции. Законы общества везде одинаковы. Те проблемы, что есть в Вашей группе, есть и в других учебных заведениях. Тут нужен просто здравомыслящий, свободный от стереотипов подход.

К тому же важно знать объективные факторы, способствующие укреплению дружеских отношений в том или ином коллективе. Вы учитесь в религиозном учебном заведении, вот и консолидируйте всех на одной, общей для всех цели - правильном понимании сути изучаемых предметов. Возьмите за традицию оставаться после занятий минут на 15-20 и обсуждать то новое, что вы сегодня усвоили. Это не только объединит всех, но и даст реальный шанс для всех студентов одинаково понять изучаемый материал. Организуйте нечто вроде кружка, в котором будет взаимообмен информацией. Время от времени устраивайте некоторые чаепития, приглашайте интересных преподавателей, общайтесь чаще в неформальной обстановке и Вы увидите, как Ваша учебная жизнь преобразуется. Ориентируйте себя на взаимодействие, а не на противостояние, и тогда всё само по себе наладится.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Линия доверия

CAPTCHA на основе изображений