Исламские корни русского искусства

6 мая 2022, 20:20

На протяжении столетий русские жили бок о бок с мусульманами на территории сначала Киевской Руси, потом Золотой Орды, Российской империи и Советского Союза. Такое длительное соседство привело к тому, что русское искусство обогатилось за счёт заимствований у мусульманских народов.

Многие традиционные промыслы, которые сегодня принято считать чисто русскими, были скопированы у народов Востока.

Произведения мусульманских мастеров настолько полюбилось русскому народу, что его представители начали производить подобные изделия у себя на родине.

Многие отличительные черты культуры, без которых невозможно представить себе Россию, обязаны своим происхождением мусульманам.

Туркменская родина русских платков

Знаменитый павловопосадский платок был заимствован русскими модницами у туркменских женщин, будучи частью национального костюма последних.

Производство шерстяных шалей с набивным рисунком началось в подмосковном городке Павловский Посад в 1860-е годы и совпало по времени с завоеванием царской армией Средней Азии. Привозимые из Туркестана пёстрые шали пришлись по вкусу русским красавицам.

Понимая, что спрос на диковинную в России вещь – расписной цветастый платок – должен быть велик, владелец ткаческой мануфактуры в Павловском Посаде Яков Лабзин перестраивает своё предприятие с производства материи и шёлковых платков на выпуск шалей восточного типа.

Туркменки Ирана

Большие узорчатые шерстяные платки с давних пор являются любимым головным убором туркменок не только в самой Туркмении, но также в Иране и Афганистане. Да и само слово «шаль», которым принято называть этот атрибут одежды, персидского происхождения.

Русская керамика в турецком стиле

Другим популярным русским сувениром является бело-голубая гжельская керамика, производство которой считается русским народным промыслом.

В реальности фаянсовую посуду с голубым рисунком в подмосковной местности Гжель, объединявшей несколько деревень, стали производить относительно недавно – в XIX веке.

Район Гжель на востоке Московской области богат глиной высокого качества, поэтому уже в Средние века здесь началось производство керамических изделий. Местные мастера делали не только посуду, но и кирпич, трубы, игрушки. А роспись декоративных изделий была в те времена не синей, а цветной.

В начале XIX века в Гжели начали производство фаянса, из которого изготавливали посуду, изразцы, статуэтки. Фирменным синим узором их стали расписывать лишь в 20-х годах XX века. Начало XIX века – период наивысших достижений гжельских мастеров. С середины позапрошлого века производство постепенно приходит в упадок.

Возрождён и поставлен на поток выпуск бело-голубой керамики был уже при советской власти в середине XX века. Только во времена СССР гжельская керамика получила широкую популярность в народе и приобрела славу традиционного русского промысла.

Несмотря на относительно недавнее появление, гжельскую роспись можно было бы считать чисто русским искусством, если бы оно не было точной копией искусства турецкого.

Производством бело-голубого фаянса с уникальным дизайном прославился османский город Изник.

Турецкая лампа для мечети 1510 год. Британский музей

Сегодня изникская керамика является визитной карточкой Турции. В одном лишь Стамбуле ею украшены более 40 мечетей, гробниц и дворцов.

Производство высококачественной керамики, расписанной голубыми кобальтовыми красками, началось в городе Изник в Западной Анатолии в конце XV века. Первоначально узоры, наносимые на фаянс, сочетали в себе арабские каллиграфии и китайский декор. В XVI веке дизайн керамики изменился, к чисто синему узору были добавлены зелёные и красные цвета. В XVII веке керамическое производство в Изнике идёт на спад, одновременно развиваясь в других городах Османской империи.

Сегодня большинство образцов старинной изникской керамики находятся в музеях за пределами Турции. Однако в самой Турции сохранилось огромное количество зданий, украшенных бело-голубым кафелем. Изникские изразцы можно увидеть в Бурсе, Стамбуле, Эдирне, Адане, Диярбакире и других городах. В Стамбуле изникской керамикой украшены мечеть Рустем Паши или мечеть Сокколу Мехмета Паши, усыпальница Селима Второго и центральные здания дворца Топкапы. А первым строением, инкрустированным бело-голубой плиткой, благодаря которому она приобрела свою популярность, стала мечеть Сулеймние в Стамбуле.

Сегодня керамические изделия в изникском стиле производят в Турции повсеместно. Бело-голубую посуду, статуэтки и декоративную плитку можно найти в любой сувенирной лавке.

Мусульманская архитектура Руси

Заимствования у мусульман имели место не только в русских народных промыслах, но и в архитектуре.

К примеру, в православных соборах можно часто увидеть стрельчатые арки, которые впервые появились в архитектуре мечетей около 1000 лет назад. Старейшей сохранившейся мечетью с галереей стрельчатых арок является мечеть Ибн Тулуна в Каире. Есть мнение, что на создание такой формы сводов зодчего вдохновила пальмовая роща. Листья пальм пересекаются друг с другом как раз под углом, создавая остроконечные арки. Впоследствии этот архитектурный элемент стал чрезвычайно популярен во всех мусульманских землях и был заимствован русскими и европейцами.

Мечеть Василия Блаженного

Многие известные в России здания являются точной копией мусульманской архитектуры. К примеру, Покровский собор на Красной площади в Москве, возведённый по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани, является, по мнению учёных, копией казанской мечети Кул Шариф.

По своему стилю храм уникален и непривычен для русского зодчества. Других подобных строений средневековой русской архитектуры до нас не дошло.

Храм Василия Блаженного

По мнению историка Худякова, Покровский собор больше всего напоминает разрушенную в ходе взятия Казани мечеть Кул Шариф с её восемью минаретами, предание о которых было записано Ш. Марджани. Из других аналогий между московским храмом и казанской мечетью историк приводит отсутствие главного фасада, характерное для татарской архитектуры, и восточный дизайн куполов.

Помимо Покровского собора зодчий Постник Яковлев также проектировал каменную крепость в Казани и на месте мог ознакомиться с особенностями татарской архитектуры. А вполне возможно, и он сам имел татарское происхождение. Ведь имени Постник у русских не существует, зато у татар широко распространено имя Ураз, которое и означает «постящийся».

Символично и расположение Покровского собора. Он стоит на пути, по которому с Ордынской дороги представители ханов Золотой Орды приезжали в Кремль.

Гаремы русских бояр

Из исламской архитектуры была заимствована и планировка богатого русского дома – хором.

Слово «хоромы» созвучно с арабским словом «харам», которое означает «запретный», или турецким «гарем», имеющим то же значение.

Гаремом называли часть мусульманского дома, где обитали женщины семьи и куда вход посторонним мужчинам был запрещён. В русских хоромах дом также был разделен на две части: жилые хоромы (или горница) и повалуша. Повалуша, служившая для приёма гостей, всегда стояла особняком от жилых комнат, соединяясь с ними сенями, исполнявшими роль прихожей. Точно так же был устроен и мусульманский дом, где женская часть – «гарем» – располагалась отдельно от гостевых комнат и была запретной для гостей противоположного пола.

Мусульманские доспехи русских воинов

Жившие в таких хоромах русские бояре и воины-богатыри придерживались мусульманского стиля не только в планировке жилища, но и в дизайне доспехов и одежды, которая украшалась аятами из Корана и мусульманскими молитвами – дуа.

Шлем Алексея Михайловича. Оружейная палата

Само слово «богатырь» имеет тюркско-персидские корни; вероятнее всего, оно произошло от слияния тюркского «батыр» и персидского «бахадор», которые означают «витязь».

Классический образ русского богатыря полностью соответствует облику мусульманского воина Средневековья.

Это не удивительно, ведь оружие и доспехи для русской армии покупались у мастеров Халифата.

В Оружейной палате московского Кремля сохранились оружие и шлемы, украшенные строками из Корана. Частично это оружие приобреталось в исламских землях, поскольку оружие Османской империи считалось в те времена наилучшим, а частично изготавливалось по турецкому образцу русскими специалистами.

Причём русские оружейники копировали не только функциональные особенности оружия, но и дизайн, тщательно срисовывая арабскую каллиграфию. Возможно, данные надписи, непонятные русскому человеку, читались своего рода заклинаниями, приносившими победу воинам Ислама.

Оружие с аятами Корана считалось элитным, его носили не простые воины, а цари и князья.

Динара Джалилова

НА ФОТО:

1) Туркменки Ирана.

2) Лампы для мечети, изникская керамика, 1510 год, из коллекции Британского музея.

3) Купола собора Василия Блаженного. Москва

4) Шлем царя Алексея Михайловича, Оружейная палата московского Кремля.

Материалы по теме