
О Санкт-Петербургской Соборной мечети трудно говорить, не используя приставку «самая». Эта одна из самых крупных мечетей Европы, и одна из самых красивых. Более ста лет назад глава мусульманской общины Санкт-Петербурга Ахун Баязитов во время церемонии закладки мечети сказал: «Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красой города. Такой мечети, как в Санкт-Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне». Он оказался прав.
Первый взгляд на мечеть и замираешь, как заворожённый. От её величественного, торжественного вида дыхание перехватывает, не можешь ступить и шагу, пока внимательно не разглядишь пышный купол и стройные минареты небесно-голубого цвета, стены, украшенные причудливыми узорами и витиеватыми арабскими буквами, складывающимися в слова из Священного Корана. И лишь вдоволь насладившись необычайной красотой сооружения, начинаешь интересоваться богатой историей мечети.
В начале 20 века в Северной столице проживало около 4 тысяч мусульман, молились они в 4 приходах, а на просьбы о строительстве храма получали отказ властей. В 1906 году по просьбе татарской общины и ходатайству эмира Бухарского все-таки был разрешён сбор денег. Организационный комитет состоял из 20 мусульман, государственных и общественных деятелей, купцов. Его главой стал писатель и публицист АхунБаязитов, председателем - полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в размере 750 000 рублей в течение 10 лет на территории Российской Империи. Для этого выпускались лотерейные билеты и печатались открытки с проектными видами мечети. Фактически, мечеть была построена на народные средства. Параллельно объявили конкурс на проект соборной мечети и по его результатам выбрали работу архитектора Николая Васильевича Васильева. Он весьма оригинально решил проблему совместимости восточного стиля и облика Петербурга. Изюминкой его идеи стало использование сияющей майоликовой бирюзовой облицовки. Благодаря ей удалось создать особый колорит восточной архитектуры. Мастер взял за основу великолепный и одновременно строгий мавзолей Гур-Эмир, гробницу Тамерлана в Самарканде.
В целом проект был одобрен, однако категорическое возражение вызвало избранное для строительства место на Кронверкском проспекте, вблизи церкви Св.Троицы - первого из православных Храмов Санкт- Петербурга, поблизости от домика Петра Великого; эксперты усмотрели в создании здесь монументального нового сооружения угрозу нарушения исторической целостности старейшей части города. На это последовало возражение Эмира Бухарского: "Близость усыпальницы императорской фамилии и Троицкого собора, связанные с воспоминаниями о Петре Первом Эмир, преданный всей душою Царствующему дому, не только не считает недостатком, но думает, новое место служения Единому Богу вблизи христианских святынь должно явиться желательным соседством", - писал председатель комитета полковник Давлетшин. Наконец, 20 июля 1909 года Петербургские мусульмане во главе с Ахуном Баязитовым направилась на приём к Председателю Совета министров П. А. Столыпину. Он принял окончательное решение: "Не счел возможным отменить данное Императором разрешение на приобретение места для строительства мечети". После этого работы начались.
21 февраля 1913 г. в здании мечети, в присутствии почётных гостей была совершена первая коллективная молитва. Однако, официальное открытие мечети не означало, что строительные работы были завершены. Они продолжались ещё в течение 7 лет и были полностью закончены только к 1920 году.
Главная мечеть Санкт-Петербурга имеет внушительные размеры: длина 45 метров, ширина 32 метра, высота главного купола– 39 метров, его диаметр 14 метров. Высота минаретов – 48 метров. На первом этаже расположен большой зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведён женщинам, а на третьем этаже находится медресе, где преподаются уроки арабского и татарского языков, а также основы ислама. Рядом с мечетью - просторное помещение для ритуальных омовений.
В конце 30-х годов мечеть была закрыта и, как большинство ленинградских храмов, превращена в склад. В послевоенное время мусульмане вынуждены были совершать пятничную молитву на территории татарского участка Волковского кладбища.
Верующие смогли вернуться в мечеть только в 1956 году, во многом благодаря президенту Индонезии. Имам Санкт-Петербургской мечети Равиль Пончаев рассказывает интересную историю: «Проезжая мимо мечети, президент Индонезии спросил: «На какое время запланировано её посещение?». Ему ответили, что посещение невозможно, ведь там в то время находился склад. Президент Индонезии был так раздосадован тем, что не посетил мечеть, что уже в Москве, в Кремле заявил: «Ленинграда я вовсе не видел». Неловкую ситуацию исправили быстро. Мечеть отмыли от складской грязи и уже через полгода, в январе 1956-го, она снова стала действующим храмом». После этого мечеть посещало очень много делегаций из зарубежных стран, был с визитом президент Египта, президент Чечни Рамзан Кадыров. В августе 1977 года направление в Ленинградскую Соборную мечеть в качестве имам-хатыба получил Жафяр-хазратПончаев. По его инициативе открылось медресе, в 90-е годы было 9 групп по 25 человек, можно сказать, был бум просветительства. И сейчас в мечети проводят уроки для всех желающих. Любопытный факт: если в 70-80 годы мечеть посещали в основном татары и башкиры, то в наши дни - это прихожане с Северного Кавказа, Северной Азии.
Санкт-Петербургская мечеть - одна из самых крупных в Европе, она может одновременно вместить до 5000 верующих. Это обстоятельство очень актуально для Петербурга, в котором за последние несколько десятилетий мусульманская община значительно выросла. Достаточно привести один пример: во время пятничной молитвы коврами устлана вся территория мечети. Само здание уже не вмещает желающих совершить джума-намаз.
Римма Тухаева