Альгамбра – Каср аль-Хамра' – мусульманский дворец

16 ноября 2011, 12:37

 

Альгамбра, обитель мавританских правителей Гранады в ХIII-ХIVвв., – непревзойденный шедевр архитектуры и декоративного искусства, воплотивший лучшие достижения инженерно-строительной мысли и художественной культуры средневекового исламского мира. В отличие от большинства правительственных резиденций, уничтоженных торжествующими победителями или равнодушными стихиями, судьба Альгамбры сложилась на редкость удачно. Дворцовый ансамбль, надежно защищенный стенами и башнями крепости, несмотря на перенесенные политические бури и периоды векового забвения, землетрясения, утраты и перестройки сохранил обаяние и великолепие мавританского искусства эпохи расцвета и заката. Испанские государи, очарованные утонченной красотой чужой им культуры, сделали Альгамбру одной из своих резиденций.

Арабское название – Каср аль-Хамра' (Замок-дворец аль-Хамра') сближает Альгамбру с касрами (араб. – укрепленный дворец, замок-дворец) халифов Омейядов (661-750 гг.) в Сирии, Иордании и Палестине, известными как «замки пустыни». Однако в отличие от них андалусский каср – оплот Насридов (1230-1492 гг.), последней мусульманской династии в Испании, – был возведен не вдали, а в непосредственной близости от столицы государства, на высоком холме ас-Сабика. Гранадский поэт Ибн Замрак (1333-1393 гг.), которому приписывают авторство большинства поэтических текстов в крепости-дворце, назвал ас-Сабику короной на челе Гранады, а Альгамбру – венчающим эту корону рубином. Древневосточный принцип закрытого правительственного города воплотился здесь в той замечательно найденной форме, которая давала возможность Альгамбре автономно существовать и защищаться. Гранада и резиденция ее правителей всегда оставались двумя городами, тесно связанными, но независимыми один от другого. В топографии, планировке, композиции и инженерном решении Альгамбры все тщательно продумано. И расположение касра на неровной, вытянутой овалом вершине высокого обрывистого холма, изобилующего ручьями и растительностью. И надежность фортификаций с зубчатыми стенами, бастионами, воротами-ловушками, тайными переходами и потайными дверями. И система подземных и наземных устройств, подающих воду в сады, фонтаны, бассейны и бани. И композиция дворцового ансамбля с садами, мечетями, банями, жилыми комплексами, царской усыпальницей. И создание городка, обслуживающего нужды двора. Один из лучших образцов крепостного зодчества, Каср аль-Хамра' ни разу не был взят штурмом; в 1492 году султан Абу Абдаллах, или Боабдил, добровольно сдал крепость осадившим Гранаду испанцам.

Прообразом Каср аль-Хамра', как полагают, была укрепленная резиденция султанов берберской династии Зиридов (правили Гранадой в XI веке), возведенная на холме Альбайсин (арабский Рабад аль-Байзин – Сокольничья слобода) и вошедшая в историю Гранады как Замок с флюгером.

История самой Альгамбры началась с Алькасабы (испанское от араб, аль-касба – укрепленная резиденция, цитадель), воздвигнутой (возможно, до прихода к власти Насридов) взамен старой арабской Красной крепости – Калат аль-Хамра', которая, как полагают, дала название всему памятнику.

Вписанные в треугольник западного края ас-Сабики, мощные стены цитадели в ХIII-ХIVвв. укрывали благоустроенный жилой комплекс с баней, мечетью, кухней, казармами для солдат и подземельем для пленников. Защищенный Алькасабой ансамбль альгамбрских дворцов основал родоначальник династии Насридов Мухаммад Талиб, по прозвищу Ибна аль-Ахмар (1232-1272 гг.). Строительство дворцового ансамбля продолжили его потомки, особенно, султаны Йусуф I (1333-1354 гг.) и Мухаммад V (1354-1359 гг.; 1362-1391 гг.). Гранада в ту пору процветала; ее двор был одним из самых блестящих, и в исламском мире, и в Европе. Атмосфера высокой образованности и утонченного вкуса способствовала развитию искусства виртуозного, изысканного и изобретательного. Лучшим его творением, воплотившим художественные идеалы и достижения испано-мусульманской эпохи стала Альгамбра. Архитектура ее дворцов и башен, включающих смотровые павильоны-мирадоры, пленяет органичным сочетанием простых объемов и дерзких (по смелости и изобретательности инженерной мысли) конструкций, изяществом и богатством декора, выполненного из доступных и дешевых материалов, искусной организацией в садах-рийядах цветущих и плодоносящих растений, водных источников и потоков, фонтанов и «прозрачных» киосков. Ко времени создания ансамбля Альгамбры укрепленные дворцовые комплексы, невыразительные снаружи, стали воплощением характерной для мусульманского образа жизни «скрытой архитектуры», формирующей зону обитания, недоступную случайному взгляду чужака или иноверца. Дворец султанов Гранады, занимающий небольшой в сравнении с территорией крепости участок, снаружи выглядит скромно. Но стоит войти внутрь, как все волшебно меняется. Неправдоподобно тонкие мраморные колонны, нагруженные шапочками резных капителей и высокими нарядными импостами (четырехгранный каменный блок, увеличивающий высоту колоны или столба), возносят подковообразные, полукруглые или стрельчатые арки, ясно очерченные узорными дугами или завуалированные бахромой из сталактитов (или мукарны — араб, мукарнас — декоративные конструкции, напоминающие срез пчелиных сот или известковую накипь в пещерах). Тяжелые черепичные крыши словно парят над несущими их аркадами, отделяющими залитые солнцем дворы и дворики от портиков-галерей, стерегущих полумрак и прохладу покоев. Сверкающие чистотой красок геометрические орнаменты облицованных изразцами цоколей сменяются хрупкой изморозью многослойных резных по стуку (строительный и декоративный материал из обожженного природного гипса или алебастра) узоров и надписей на стенах, эффектно завершенных темно-коричневыми резными фризами и карнизами из кедра. Купола, снаружи укрытые многогранными черепичными кровлями, внутри осеняют призрачное пространство залов сталактитовой сенью, словно сотканной из мириад узорчатых ячеек и призм, увлекающих в мир грез и фантазий. Изменчивое кружево пятен света, проникающего в интерьер сквозь ажурные решетки окон, вплетается в полихромию тонко прорисованных арабесок и изящных каллиграфических надписей. Водные зеркала бассейнов, отражающие фасады, цветы и деревья, и нежно журчащие серебристые струи фонтанов дополняют картину этой прекрасной архитектуры, исполненной гармонии, духовной чистоты и возвышенной поэтичности.

Дворцовый ансамбль Альгамбры в соответствие с мусульманской традицией включает два комплекса: западный, предназначенный для государственных нужд, открытый для посещений и приемов, и восточный — жилой дворец. В основе композиции комплексов лежит система деоров, расположенных в разных уровнях и группирующих вокруг себя постройки различного назначения, в том числе Большую мечеть и камерные молельни.

Доступ в султанский дворец дает входной комплекс: вытянутый с юга на север проходной зал – Мешвар, окруженный помещениями и двориками, соединенными ступенчатыми переходами. Из Мешвара попадают в очаровательный ансамбль маленькой Позолоченной комнаты – Куарто Дорадо, затененной с юга портиком миниатюрного дворика с алебастровой чашей фонтана 8 полу. Южный фасад дворика, сплошь затянутый ажурной паутиной резных по стуку орнаментов с надписями, включающими аят «Аль-Курсий» (Коран 2:256/255), по-видимому, служил царским входом во дворец.

Официальная часть ансамбля составляет предназначенный для приемов Дворец миртов с грандиозным Залом послов, скрытым в стенах башни Комарес. Прямоугольная громада башни замыкает с севера компактную композицию правительственного комплекса, организованного вокруг просторного, мощеного мрамором Миртового двора, покоряющего красотой чистых линий и сдержанной, но эффектной цветовой гаммой. Ажурные аркады на мраморных колоннах, кремовая гладь стен, оттененных резными кедровыми решетками окон и прорезанных нарядными нишами, бархатная зелень подстриженных миртов, обрамляющих узкий длинный прудик, в который лениво переливаются из фонтанов тонкие прозрачные струи, рождают умиротворенное чувство вечно и непрерывно длящегося мгновения.

Дверь в северном портике Миртового двора ведет в роскошные благоустроенные полуподземные дворцовые бани с раздевальней, парильной и великолепным двухъярусным купольным залом для отдыха, сверху донизу разукрашенным мозаиками, резьбой, сталактитовой лепниной и росписями; в мозаичном полу зала устроен бассейн с фонтаном.

Под прямым углом к Дворцу миртов примыкает харим – запретный для посторонних жилой Дворец Львов, залы и покои которого обступают знаменитый Львинный двор – классический образец андалусского сада-рийяда. Грубоватые скульптуры, предположительно унаследованные от фонтана XI века, не нарушают рафинированной красоты архитектуры харима, погружавшей его обитателей в атмосферу роскоши и неги и поныне вызывающей у посетителей чувство трепетного восторга.

Важнейшую роль в создании художественного образа Альгамбры играют надписи, исполненные классическими почерками арабской каллиграфии. Несмотря на декоративное оформление, они легко читаются, внушая религиозные и эстетические идеи, как бы исходящие от самой архитектуры: «Вглядись питательно в мою изысканность и пожни пользу от пояснения украшения». Размещенные в картушах, медальонах и лентах надписи содержат священные девизы, цитаты из Корана и стихи, призывающие оценить достоинства чертога или ниши с заключенным в ней прекрасным кувшином с водой. Роль таких сосудов могли исполнять знаменитые керамические «альгамбрские вазы» с нарядно-изысканной росписью, принадлежащие к лучшим произведениям «альгамбрского стиля». Их чарующая рекоративность, созвучная убранству интерьеров Каср аль-Хамра', как и он, таит в себе догадку о «скрытом сокровище», понимаемом как зашифрованный остроумными построениями путь к постижению высшего знания и совершенной красоты.

Материалы по теме