Калфак – татарский женский головной убор

18 мая 2016, 14:08

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и боль­шом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».

В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий не­сколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования. Этот девичий голо­вной убор, бытовавший среди тата­рок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни проза­ично, простой колпак. Именно так на­зывает его Н. И. Воробьев.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трико­тажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть. Калфак, вя­заный из белых ниток и достигавший в длину семи­десяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носи­лась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.

Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. На­пример, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками, ношение которых зафиксировано, в частности, на литографии Г. Ф. -X. Паули из альбома «Наро­ды России» (Санкт-Петербург, 1862 г.).

Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в сви­сающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали свер­ху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.

Двухцветные калфачки также шились из поло­сок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой ап­пликации. Особым образом сложенные кро­шечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», – ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золо­ченых и жемчужных стеблях. В каждом ярусе массивного калфака расположена оригиналь­ная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака – скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский кал­фак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.

В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его пер­воначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину. Традици­онный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонно­го бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью). Как указывает совре­менный исследователь татарской одежды Р. Г. Мухамедова, бархатные калфачки с твердым околышем (мангайча - «налобник») и мягким верхом (капчык -«мешочек») в конце XIX – начале XX вв. вошли в комплекс женской и девичьей одежды татар. Миниатюрные калфаки-наколки – особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.

Промысел, организованный предпринимателями-тата­рами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных кал факов в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденци­ях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных ар­телей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».

В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца – шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как ки­риллицей, так и старинным татарским письмом на ос­нове арабской графики).

Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золо­ченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебря­ной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.

В узорных композициях околышей и верха закрепи­лись, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор­мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц.

Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер­хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон – красный, синий, фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных ком­позициях новые акценты, умело используя нити се­ребряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживают­ся компоненты, связанные с прежней охранитель­ной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

В вы­соких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

Материалы по теме