Как Бог создал Своего наместника на земле

6 мая 2022, 17:56

Кого создал Господь Своим наместником на земле и в чём мудрость этого решения Всевышнего? В книге «Побуждение внять призыву Корана» досточтимый шейх Саид-Афанди аль-Чиркави в доступной форме разъясняет этот момент. Предлагаем читателям материал, составленный по данному труду.

 

Господь в Коране говорит:

وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ

Смысл: «О пророк Мухаммад! Помни то, что твой Господь сказал ангелам: “Я вместо вас создам из земли Своего наместника (халифа) на земле, а вас подниму в небеса. Он будет осуществлять на земле среди Моих рабов установления Шариата, закон и порядок”…» (30 аят суры «аль-Бакара»).

Этот наместник – Адам (мир ему). Всевышний создал наместника на земле не потому, что нуждался в нем, а из милости к Своим рабам, которым не под силу принять откровение непосредственно от Него или Его ангела (Джибриля (мир ему)). Бог посредством наместника оберегает весь мир, как охраняют сокровища, запечатав их. Первым сотворенным Господом на земле наместником является Адам (мир ему). Такими же халифами на земле являются и актабы, по одному в каждом столетии.

Ангелы, с которыми Аллах советовался при сотворении Адама (мир ему), обитали не на небесах, а на земле. История их такова:

Всевышний сотворил небеса и земли, ангелов и джиннов. Местом обитания ангелов Он сделал небеса, обиталищем же джиннов сделал землю. Эти джинны являются потомством Джанна, то есть их предком был Джанн, подобно тому как предком людей является Адам (мир ему). Джинны жили на земле за шестьдесят тысяч лет до сотворения Адама (мир ему). Через сорок тысяч лет проживания на земле в них зародилась зависть. Они начали сеять смуту на земле и враждовать между собой. Тогда Господь послал к ним войска ангелов, обитавших на самом нижнем небе. Предводителем войска Он назначил иблиса, которого тогда звали ‘Азазиль. Спустившись на землю, ангелы прогнали джиннов, заставив их укрыться на горных вершинах и морских островах, а сами обосновались на их месте. С течением времени поклонение ангелов на земле Богу ослабевало.

(Вера и богобоязненность ангелов, обитающих на первом небе, крепче и сильнее, чем у живущих на земле, а у обитающих на втором небе – сильнее, чем у обитателей первого, на третьем – сильнее, чем на втором, и так далее; чем выше они обитают, тем крепче и сильнее их вера и богобоязненность).

Затем Творец дал иблису власть над обитателями земли, нижнего неба и смотрителями Рая. У него было два крыла из хризолита. Так иблис совершал поклонение на земле, на небесах и там, где сам пожелал, и пребывал в покое и блаженстве. В конце концов, мысли о своем величии захватили его, и он сказал себе: «Господь не одарил бы меня такой властью, если бы я не был самым дорогим для Него среди всех ангелов». И тогда Аллах сказал ему и его подвластным, как было упомянуто выше:

إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً

Смысл: «Я решил создать на земле халифа» (30 аят суры «аль-Бакара»).

В чем же мудрость обращения Господа к ангелам с этой речью?

Во-первых, это показывает, что является похвальным советоваться с кем-нибудь в любом деле, чтобы обрадовать его, даже если тот, кто просит совета, не нуждается в нем, а тот, с кем он советуется, ниже по уму, знаниям и силе. Посмотрите, как Всевышний на Своем примере, посоветовавшись с ангелами и повелев Пророку ﷺ спрашивать совета, как было сказано ранее, показывает нам похвальность обращения за советом:

وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ

Смысл: «Советуйся со сподвижниками» (159 аят суры «Алю Имран»).

Вспомним и этот хадис Пророка ﷺ:

ما خاب من استخار ولا ندم من استشار ولا عال من اقتصد

«Тот, кто сделал истихар, не упустит прибыль; кто посоветовался – не будет разочарован; а кто придерживался умеренности – не обеднеет».

Во-вторых, Всевышний разъясняет ангелам, что им не под силу постичь Его сокровенные знания.

В-третьих, сообщив радостную весть о сотворении Адама (мир ему), Бог рассказывает ангелам о его достоинстве, ещё до сотворения назвав его будущим наместником на земле.

В-четвёртых, нам разъясняют, что не нужно отказываться от большого блага из-за того, что достижение его связано с некоторыми трудностями, ущербом или неприятностями. Например, иногда ради сохранения жизни человека приходится отрезать его больную конечность. То, что Адама (мир ему) сделали халифом, является благом, ибо благо его праведных потомков превышает зло неправедных, поскольку среди его потомства есть пророки, посланники, авлия, шейхи и учёные. Одного лишь пророка Мухаммада ﷺ достаточно было бы для того, чтобы благо в потомстве Адама (мир ему) перевесило зло.

Когда Господь сказал: «Я создам на земле наместника», ангелы (которые видели, что до этого на земле творили джинны) спросили: «Разве Ты сделаешь наместниками на земле творения, которые совершают грехи, сеют смуту, притесняют друг друга, враждуют между собой и проливают кровь, в то время как мы искренне совершаем явное поклонение Тебе, как Ты повелел, и втайне не придаем Тебе неподобающих качеств?» – имея в виду, что они более достойны быть наместниками на земле. Творец сказал им в ответ:

إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ

Смысл: «Мне ведомо то, чего не знаете вы» (30 аят суры «аль-Бакара»).

То есть Он знает, в чем благо сотворения этого наместника, кто из его потомства повинуется Ему, а кто – нет, знает тот закон и порядок, который установит между ними этот наместник, а также то, что покорные Ему праведные рабы обретут пристанище в Раю, а грешники и неверующие – в Аду. Тогда ангелы сказали друг другу: «Аллах не сотворит никого более достойного и обладающего большим знанием, чем мы, ведь мы сотворены раньше и были свидетелями того, чего те не видели».

Затем Бог сотворил из глины Адама (мир ему), вселил в него душу и оживил.

Нельзя говорить, что эти слова, сказанные ангелами Всевышнему, свидетельствуют об их несогласии с волей Аллаха или о презрении к Адаму (мир ему), тем не менее они были признаком их гордыни.

В упомянутом аяте содержится побуждение для салика, то есть для мюрида, чтобы он соблюдал адаб перед Господом, перед Его наместниками, живущими на земле, шейхами и учёными, и не выказывал перед ними свое «я» и свои знания, поскольку он находится на пути фана’ – на уровне, при котором он оставляет все дурные качества и поступки и стремится к благим. Мюриду, который находится на этом уровне, не следует уподобляться самовлюбленному павлину, любующемуся своей красотой. Словом, мюрид должен видеть и осознавать свою слабость, не замечать за собой никаких достоинств, быть незаметным, словно его и нет. Такое наставление даёт нам Сам Всевышний Аллах, предостерегая ангелов от самомнения и сказав им: «Мне ведомо то, чего не знаете вы».

Люди, изучающие исламские науки, подобны в этом мюридам. Они также должны, как было сказано, соблюдать адаб перед Богом и своими учителями. Там, где нет адаба, никогда не будет благодати, и ничто не ввергает мюридов в погибель так, как несоблюдение адаба. И какой же мюрид тот, кто обижается, если ему не дали быть имамом в коллективном намазе, или не позволили выступить с проповедью, или не попросили прочитать ду‘а? Находятся и такие среди называющих себя мюридами!

В том, что ангелы обратились к Господу со словами: «Разве Ты сделаешь наместником на земле Адама и его потомков?» – также содержится много мудрости и наставлений. Вот некоторые из них:

Первое. Ангелы произнесли эти слова по воле Творца для того, чтобы мы, люди, знали достоверно, что порочные качества, такие как гнев, страсти и любовь к земному, присущи нам по природе, и не чувствовали себя в безопасности от козней нашего нафса, который повелевает только дурное. Чтобы мы не доверяли нафсу и не оправдывали его, подобно тому как оправдывают человека, зная, что он неправ и опасен.

Второе. Чтобы мы знали, что Всевышний, возвысив Адама (мир ему) и его потомков над ангелами, по Своей милости и величию возложил на нас поклонение Себе и исполнение роли наместников на земле. Что может быть выше для человека, чем возвышение над ангелами и назначение наместником Аллаха на земле?!

Обратите внимание, что Бог сказал ангелам об Адаме (мир ему) и его потомках, то есть о нас: «Я знаю о них то, чего не знаете вы». А также: «Среди них будут пророки, посланники, авлия, шейхи, учёные, праведники, верующие».

Третье. Чтобы мы знали, что утрата способности принимать Божью милость, свет наставления, является большой бедой, большим несчастьем. И что наша готовность принять наместничество зависит от той готовности принять свет наставления.

И чтобы мы, познав все это, были бдительны, стараясь не упустить это возможное счастье, и подобающим образом стремились к нему. А что касается ангелов, то они, в отличие от нас, не обладают такой готовностью.

Таким образом, Всевышний ещё до сотворения Адама (мир ему) дал знать ангелам, что Он создаст его достойным быть наместником на земле. Большой милостью, которой Всевышний одарил Адама (мир ему), возвысив его над ангелами, когда они, гордясь своим поклонением, с презрением посмотрели на него, является сотворение его непосредственно Самим Господом, избрание его наместником на земле, повеление ангелам совершить перед ним земной поклон и поселение его в Раю.

И в следующем аяте говорится:

وَعَلَّمَ آدَمَ الْأَسْمَاءَ كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلَائِكَةِ فَقَالَ أَنبِئُونِي بِأَسْمَاءِ هَؤُلَاءِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

Смысл: «Всевышний Аллах научил Адама названиям всех творений и показал каждое, сказав: “Это – дерево, это – лист, это – цветок, это – плод, это – верблюд, это – лошадь, это – бык” – и перечислив все вплоть до ложки и вилки. Также Он рассказал о пользе каждого и его предназначении. Затем все эти творения, включая потомство Адама, Господь показал ангелам, которым повелел совершить земной поклон Адаму, а затем сказал: “Если вы справедливы в своих притязаниях на то, что вы более достойны быть наместниками на земле, чем Адам и его потомство, то назовите Мне имена всех этих творений”» (31 аят суры «аль-Бакара»).

قَالُوا سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَا إِلَّا مَا عَلَّمْتَنَا إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ

Смысл: «Тогда ангелы, признав свое бессилие, сказали: “О наш Господь! Мы признаём, что Ты пречист от того, чтобы кто-либо, кроме Тебя, познал сокровенное, пречист от всех качеств, которые не подобают Тебе. Мы покаялись в том, что сказали так. Мы лишены знаний, то есть не знаем ничего, кроме того, что Ты внушил нам, чему научил нас. Воистину, Ты – ведающий о нас, об Адаме и его потомстве и выносящий решение о наших и их делах”» (32 аят суры «аль-Бакара»).

قَالَ يَا آدَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَائِهِمْ فَلَمَّا أَنبَأَهُم بِأَسْمَائِهِمْ قَالَ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ

Смысл: «Затем Бог сказал Адаму (мир ему): “О Адам! Теперь ты перечисли этим ангелам имена всех творений, назвать которые они не сумели и признались в этом”. И когда Адам (мир ему) перечислил имена всех творений вместе со смыслом их создания, их предназначением и пользой от них, Творец сказал ангелам: “Не говорил ли Я вам, о Мои ангелы, что Мне ведомо всё, что есть на небесах и на земле, и то, что будет, то есть все те блага и мудрость, которые содержатся в сотворении Адама и его потомства? Мне также ведомо всё, что вы сказали об Адаме и его потомстве явно и тайно, то есть то, что вы сказали между собой, ваши слова: “Разве Ты сделаешь наместником на земле того, кто сеет смуту и раздор и проливает кровь?” и “Господь не создаст более достойных созданий, чем мы”» (33 аят суры «аль-Бакара»).

Согласно преданию, пророк Адам (мир ему) владел семьюстами тысячами языков. После того, как он оступился, отведав в Раю запретного плода, Всевышний лишил его знания всех языков, кроме арабского. Затем, избрав его пророком, Господь вернул ему это знание. Таким образом, одним из чудес Адама (мир ему) было владение всеми языками, на которых его потомство будет говорить до Судного дня.

Аллах также обучил Адама (мир ему) тысяче ремёсел и велел ему: «Скажи своим потомкам: “Если вы желаете мирских благ, то приобретайте их с помощью этих ремесел, а не с помощью религии и установлений Шариата”». Сам пророк Адам занимался земледелием, пророк Нух – плотничеством, пророк Идрис – портняжным делом, пророк Салих – торговлей, пророк Давуд ковал кольчуги – Всевышний подчинил ему железо, то есть оно становилось для него мягким, как медь, без накаливания. Пророк Сулейман плёл корзины и, будучи царём, владеющим всем миром, продавал их и добывал себе пропитание, он ничего не брал из общей казны. А пророки Муса, Шу‘айб и Мухаммад (мир им всем и благословение Аллаха) пасли овец. Пророк Мухаммад ﷺ, когда бывал дома, часто шил. Есть хадис, в котором восхваляется портняжное дело:

عمل الأبرار من الرجال الخياطة وعمل الأبرار من النساء الغزل

«Самое достойное ремесло для истинно верующих, покорных Господу мужчин – шитьё одежды, а для женщин – прядение и ткачество». И нет сомнения в том, что будет благодатным пропитание мужчин и женщин, которые, последовав этому хадису, будучи уверены в его правильности, займутся этими двумя ремеслами.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com, istockphoto.com

Материалы по теме