
Это было время, когда Пророк Мухаммад ﷺ начинал в Мекке доносить до людей заповеди Божьи. Среди мекканцев росло число уверовавших, в их число вошёл и дядя Пророка ﷺ Хамза ﺮﻀﻲﷲﻋﻧﻪ. Это не могло не вызывать негативную реакцию у местной знати.Однажды, когда Посланник Всевышнего ﷺ сидел в одиночестве у Каабы, курайшиты собрались на совет племён, чтобы обсудить методы противодействия всё нарастающему влиянию на сердца людей религии Единобожия
Один из знатных курайшитов Утба бин Рабиа высказался за изменение тактики и, вместо имевшегося на тот момент преследования мусульман, предложил поговорить с Мухаммадом ﷺ и дать ему всё, что он пожелает из благ этого мира, в обмен на прекращение посланнической миссии. Совет мекканских племён одобрил такое предложение и Утба отправился к Пророку ﷺ. Найдя Божьего Посланника ﷺ у Каабы, курайшит сел рядом и обратился к нему:
«О, сын моего брата. Ты являешься представителем знатного рода, что наделяет тебя почётным положением среди мекканцев. Однако твои идеи несут опасность твоему народу. Твои проповеди разделяют единство соплеменников; ты называешь цели, ради которых они живут, никчемными и глупыми, твои слова несут упрёки в адрес их веры и их богов, ты обвиняешь в язычестве их отцов. Так выслушай мои предложение к тебе, и прими из них то, что посчитаешь нужным».
Пророк ﷺ ответил, что готов выслушать его. И тогда Утба бин Рабия продолжил:
«Если ты желаешь богатства, мы отдадим тебе всё наше имущество с сделаем тебя самым состоятельным человеком в Мекке. Если ты стремишься к власти и почестям, мы сделаем тебя нашим предводителем и будем поступать согласно твоим решениям. Если ты стремишься стать нашим царём, мы сделаем тебя царём, но только откажись от своих слов, перестать хулить наших богов...»
Далее Утба ибн Рабиа высказал общее мнение курайшитов о том, что Мухаммад ﷺ, якобы, охвачен джиннами, и именно под их влиянием он произносит свои странные речи.
«Если же ты не в силах излечиться от болезни одержимости, избавиться от джиннов, мы приведём к тебе самого лучшего лекаря и потратим на лечение всё наше имущество, чтобы исцелить тебя и чтобы ты вновь стал одним из нас», – сказал в заключении Утба.
Божий Посланник ﷺ, дождавшись окончания речи курайшита, промолвил: «Утба, отец Валида, теперь послушай меня». Пророк начал читать ему аяты из суры «Фуссылят», которая была ниспослана Всевышним незадолго до их встречи.
حم (1) تَنزِيلٌ مِّنَ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ (2)كِتَابٌ فُصِّلَتْ آيَاتُهُ قُرْآنًا عَرَبِيًّا لِّقَوْمٍ يَعْلَمُونَ (3) بَشِيرًا وَنَذِيرًا فَأَعْرَضَ أَكْثَرُهُمْ فَهُمْ لَا يَسْمَعُونَ (4)
«1. Ха — Мим. 2. Эта Книга — прекрасное ниспослание Аллаха Милостивого, Милосердного, дарующего великие и малые милости. 3. Книга, аяты которой отличаются красотой слога и слов при их произношении. А смысл её различает истину от лжи, добрую весть от увещевания. В нём (смысле) — нравственное воспитание для души, притчи, установления. Это Писание, читаемое на арабском языке, легко для понимания тех, кто его знает. 4. Эта Книга несёт добрую весть тем, кто уверовал в блаженство рая, уготованного для них, и увещевает тех, кто отвергает призыв к Аллаху, о мучительном наказании, ожидающем их. Но большинство отвернулись от этой Книги, не извлекли никакой пользы из неё, будто они не слышали» (смысл 1-4 аятов суры «Фуссылят», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
По мере того, как Утба вдумывался в смысл читаемых аятов, он словно оцепенел и весь погрузился в осознание речи Посланника Всевышнего ﷺ.
Завершил свою речь Пророк ﷺ аятом:
وَمِنْ آيَاتِهِ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَالشَّمْسُ وَالْقَمَرُ لَا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَلَا لِلْقَمَرِ وَاسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَهُنَّ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ
«Из доказательств мощи Аллаха - ночь и день, солнце и луна. Не поклоняйтесь ни солнцу, ни луне. Ведь они - из знамений Аллаха, а поклоняйтесь, падая ниц, Аллаху Единому, который сотворил солнце и луну, ночь и день, если вы истинно Ему Единому поклоняетесь!» (смысл 37 аятат суры «Фуссылят», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
Прочитав его Посланник ﷺ совершил земной поклон (сажда), а затем обратился к курайшиту: «О, отец Валида, ты услышал то, что услышал, и теперь лишь тебе решать, где Истина».
Увидев вид Утбы, возвратившегося от Пророка Мухаммада ﷺ, курайшиты выразили обеспокоенность. На что Утба поведал: «Я услышал речь, равной которой я никогда ранее не слышал. Клянусь Господом, это не стихи, и не какое-нибудь колдовство. Курайшиты, прислушайтесь к тому, что он говорит, и сделайте так, как я говорю вам. Не мешайте этому человеку, оставьте его в покое, ибо, Богом клянусь, слова, услышанные от него, великие слова, и они разнесутся повсюду. Если арабы потеряют его, и он уйдёт к другому народу, вы потеряете силу. Но если он возвысится над арабами, то его величие станет и вашим величием. И вы станете избранными из народов». Слова Утбы вызвали лишь смех у мекканских язычников, которые предположили, что и он оказался под чарами слов Мухаммада ﷺ. На что Утба ответил: «Это всего лишь моё мнение о нём, поступайте как пожелайте».
Отец Валида предполагал, что Пророк ﷺ примет его предложения по имуществу, почёту и господству, и откажется от своего призыва к Единобожию. Эти предположения были основаны на убеждении, что человек, испытывающий материальные трудности, не сможет отказаться от такого предложения, и если бы Утба предложил подобное кому-либо другому, то, вероятнее всего, получил бы утвердительный ответ. Но Посланник Господа ﷺ не был жаждущим благ этого мира, он выполнял возложенную на него Всевышним миссию. Вспомним, что ответил Пророк Мухаммад ﷺ дяде Абу Талибу, когда курайшиты пытались остановить его то призыва: «Клянусь Аллахом, если даже курайшиты дадут мне солнце в правую руку, а луну — в левую с условием бросить это дело, я не брошу, пока не распространит Аллах Свою религию или пока я не погибну!».
Аллах Велик!
Рахматулла Абдулкаримов
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru