
Первые три дня в лагере военнопленных узбеков держали без еды, под открытым небом, на территории, ограждённой колючей проволокой. Немецкая съемочная группа готовилась заснять момент, когда эти «варвары и недочеловеки» начнут драться за еду. Эту сцену нужно было заснять для пропаганды.
Нацисты кидают буханку хлеба голодным узбекам. К их удивлению, один из пленных спокойно берёт буханку и ложкой делит её на равные части. Другие терпеливо ждут. Никто не дерётся. Потом они делят поровну куски хлеба, проявляя лучшие человеческие качества – качества настоящих мусульман. Нацисты разочарованы...
Это эпизод из трагической судьбы 101 военнопленных узбеков в нацистском концлагере, располагавшемся в Нидерландах у города Амерсфорта. Их историю раскопал голландский журналист Ремко Рейдинг.
Советских солдат взяли в плен под Смоленском в первые недели после вторжения Германии на территорию Советского Союза и отправили в оккупированную нацистами Голландию для пропагандистских целей.
«Они специально отобрали пленных с азиатской внешностью, чтобы показать их голландцам, сопротивлявшимся нацистским идеям, – говорит Рейдинг. – Они называли их untermenschen – недочеловеками – надеясь, что как только голландцы увидят, как выглядят советские граждане, они присоединятся к немцам».
В концлагере Амерсфорта немцы держали голландских коммунистов – именно их мнение о советских людях надеялись изменить нацисты. Их держали там с августа 1941 года вместе с местными евреями, откуда их всех должны были переправить в другие лагеря.
Но план не сработал.
91-летний Хенк Брукхаузен – один из немногих оставшихся в живых свидетелей. Он вспоминает, как, будучи подростком, наблюдал за прибывшими в город советскими пленными.
«Когда я закрываю глаза, я вижу их лица, – рассказывает он. – Одетые в лохмотья, они даже не выглядели как солдаты. Можно было увидеть только их лица».
«Нацисты провели их по главной улице, выставляя напоказ, от вокзала до самого концлагеря. Они были слабые и маленькие, их ноги были обернуты в старые тряпки. Некоторые из них еле держались на ногах, их поддерживали идущие рядом товарищи», – продолжает Брукхаузен.
Некоторые пленные обменивались взглядом с прохожими и жестами показывали, что они голодны.
«Мы принесли немного воды и хлеба для них, – вспоминает Брукхаузен. – Но нацисты выбивали все из наших рук. Они не разрешали нам помогать им».
Брукхаузен больше никогда не видел этих пленных и не знал, что с ними случилось в концлагере.
Рейдинг начал собирать материалы по голландским архивам.
Он обнаружил, что в основном это были пленные узбеки. Руководство лагеря не знало об этом до тех пор, пока не приехал говорящий по-русски офицер войск СС и не начал их допрашивать.
Большинство из них, по словам Рейдинга, были из Самарканда. «Возможно, некоторые из них были казахами, киргизами или башкирами, но большинство были узбеками», – уточняет он.
Рейдинг также выяснил, что к пленным из Средней Азии относились в лагере хуже, чем ко всем остальным.
«Узбекам выдавали по половине порции, которую получали другие пленные. Если кто-то пытался с ними поделиться, в наказание весь лагерь оставался без еды», – рассказывает узбекский историк Баходир Узаков. Он живёт в голландском городе Гауда и тоже занимается историей лагеря в Амерсфорте.
«Когда узбеки ели остатки и картофельную кожуру, нацисты избивали их за то, что они едят корм для свиней», – говорит он.
Из признаний лагерных охранников и воспоминаний самих пленных, которые Рейдинг нашёл в архивах, он узнал, что узбеков постоянно избивали и давали им выполнять самые худшие лагерные работы – например, перетаскивание тяжёлых кирпичей, песка или брёвен в мороз.
Архивные данные стали основой для написанной Рейдингом книги «Дитя поля Славы».
Одна из самых шокирующих историй, обнаруженных Рейдингом, – о лагерном враче, голландце Николасе ван Ньювенхаузене.
Когда двое узбеков погибли, он приказал другим пленным обезглавить их и варить их черепа, пока те не станут чистыми, рассказывает Рейдинг.
«Врач держал эти черепа на своем письменном столе для изучения. Какое безумие!» – говорит Рейдинг.
Страдавшие от голода и изнеможения, узбеки стали есть крыс, мышей и растения. 24 из них не пережили суровую зиму 1941 года. Остальные 77 перестали быть нужны, когда ослабели настолько, что не могли больше работать.
Ранним утром в апреле 1942 года пленным было сказано, что их перевезут в другой лагерь на юг Франции, где им будет теплее.
На самом деле их отвезли в ближайший лес, где расстреляли и захоронили в общей могиле.
«Некоторые из них плакали, другие взялись за руки и смотрели в лицо своей смерти. Тех, кто попытался бежать, немецкие солдаты догоняли и расстреливали», – говорит Рейдинг, ссылаясь на воспоминания лагерных охранников и водителей, которые были свидетелями расстрела.
«Представьте, вы находитесь в 5 тысячах километров от дома, где муэдзин созывает всех на молитву, где ветер кружит песок и пыль на рыночной площади и где улицы наполнены ароматом пряностей. Вы не знаете языка чужестранцев, а они не знают вашего. И вы не понимаете, почему эти люди обращаются с вами как с животным».
Информации, которая помогла бы идентифицировать этих пленных, очень мало. Нацисты сожгли лагерный архив перед отступлением в мае 1945 года.
Сохранилась только одна фотография, на которой запечатлены двое мужчин – ни один из них не назван по имени.
Из девяти нарисованных от руки голландским пленным портретов только на двух подписаны имена.
«Имена написаны неправильно, но по звучанию они похожи на узбекские», – говорит Рейдинг.
«Одно имя написано как Кадиру Кзатам, другое как Муратов Зайер. Скорее всего, первое имя – Кадыров Хатам, а второе – Муратов Заир».
Из 1,4 млн воевавших узбеков треть не вернулись с войны и по меньшей мере 100 тысяч до сих пор считаются пропавшими без вести.
Почему расстрелянные в Амерсфорте узбекские солдаты так и не были опознаны, кроме тех двоих, чьи имена известны?
Одна из причин – Холодная война, быстро пришедшая на смену Второй мировой и превратившая Западную Европу и СССР в идеологических врагов.
Другая – решение Узбекистана забыть о советском прошлом после обретения независимости в 1991 году. Ветераны войны больше не считались героями. Памятник семье, усыновившей 14 детей, потерявших родителей во время войны, был убран с площади в центре Ташкента. Правда, новый президент страны обещает вернуть его обратно.
Проще говоря, поиск пропавших несколько десятилетий назад солдат не входил в приоритеты узбекского правительства.
Но Рейдинг не сдаётся: он думает, что сможет найти имена расстрелянных в узбекских архивах.
«Документы советских солдат – оставшихся в живых или тех, о чьих смертях у советской власти не было информации, были отправлены в местные отделения КГБ. Скорее всего, имена 101 узбекского солдата хранятся в архивах в Узбекистане», – говорит Рейдинг.
«Если я получу к ним доступ, я смогу найти хотя бы некоторые из них», – уверен Ремко Рейдинг.
По материалам узбекской службы Би-би-си (Рустам Кобил)
В публикации использованы иллюстрации автора, а также NATIONAL ARCHIVES OF THE NETHERLANDS, ARCHIEF EEMLAND, MUSEUM FLEHITE