Хвала Всевышнему за Победу

17 апреля 2015, 14:55

Советский флаг над Гагариным

После Великой Отечественной войны некоторые русские советские слова стали интернациональными. Это – «спутник», «Гагарин», «луноход»… Первый в мире советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 в городе Гжатске, в освобождении которого принимал участие мой дед – кавалер орденов Красной Звезды и Великой Отечественной войны первой степени, гвардии капитан Касым Хайруллин.

Наше настоящее – это продолжение прошлого. Знание истории страны позволяет лучше понимать суть событий, происходящих сейчас. История Победы, история народа складывается из отдельных человеческих судеб. Для меня война с детства ассоциировалась с рассказами Касыма-бабая.

Кавалер орденов Красной Звезды и Великой Отечественной войны первой степени, гвардии капитан Касым Хайруллин.

Его детство и юность прошли в деревне Нарат-Елга близ Чистополя. Здесь Касым с детства познал нелегкий крестьянский труд. С семнадцати лет он был на общественной комсомольской работе в Чистополе, Казани, Богатых Сабах. В Сабах Касым встретил, а позднее женился на выпускнице Арского педучилища Камарие.

С первых дней Великой Отечественной Касым Хайруллин был призван в Красную армию. Отправив молодую беременную жену с дочкой в свою родную деревню, он прошел обучение в военно-политическом училище Приволжского военного округа. Весной 1942-го Касыма Хайруллина назначили комиссаром первого стрелкового батальона 113-го полка 32-й Саратовской Краснознаменной дивизии. В то время хороший политрук выполнял функцию психолога, работал над укреплением воинской дисциплины, повышением качества военной подготовки, передачей опыта боевой подготовки, вместе с командиром поднимал солдат в бой. Касым-бабай рассказывал, как летом 1942-го перед боем в Смоленской области на передовой к нему подошел легендарный полководец Георгий Жуков, похлопав по плечу, напутствовал: «Теперь только вперед, сынок, отступать не будем». За бои на подступах к Москве и последующие успехи, в том числе, освобождение Ельни, дивизия стала именоваться 29-й гвардейской Краснознаменной Ельнинской ордена Суворова второй степени мотострелковой дивизией. Дивизионная газета «Ворошиловец» с целью улучшения агитационно-массовой работы среди бойцов нерусской национальности публиковала статьи, выпускала листовки на татарском и казахском языках.

В феврале 1943-го, когда окруженная группировка фашистов под Сталинградом была полностью разгромлена, сложилась благоприятная обстановка для наступления и на Западном фронте. Гитлеровцы создали несколько рядов оборонительных укреплений. Зимние холода, толстый слой снега осложняли наступление. Однако подразделения дивизии, умело маневрируя, прорвали вражеские позиции. В пять часов утра 6 марта 1943 года гвардейский полк ворвался в город Гжатск (сейчас Гагарин). С передовыми частями вошел в город представитель штаба и политотдела дивизии Касым Хайруллин. Ему и другому бойцу был отдан приказ поднять красный флаг над городом. Во время установки флага напарника Касыма-бабая ранил немецким солдатом-смертником..

Бабай так рассказывал о зверствах фашистов: «Во время февральских наступательных боев, когда была прорвана первая линия обороны противника, на прорыв был введен отдельный лыжный батальон нашей дивизии. Продвинувшись вперед, наши попали в засаду и были окружены. В результате боя большинство солдат батальона вышли из кольца. Тяжело раненый заместитель командира батальона по политической части майор Соколов попал в руки врагов. Через несколько дней наши солдаты обнаружили его тело, перед смертью подвергнутое жестоким пыткам. В тот же день в 6-7 километрах от Гжатска встретили женщину, тянувшую на санях труп своего 16-летнего сына. При отступлении фашисты забирали с собой местную молодежь. Несколько ребят из деревни Шилово спряталось в землянке в лесу. Предатель выдал их немцам, и, неожиданно напав, гитлеровцы расстреляли их прямо в лесу».

В начале 1944 года войска Второго Прибалтийского фронта устремились на запад. Противник сопротивлялся изо всех сил. 16 января во время одного из наступательных боев в Псковской области гвардии капитан Хайруллин был тяжело ранен разорвавшимся вражеским снарядом. Несколько часов в 20-градусный мороз он пролежал, засыпанный землей и снегом, пока его не обнаружили собаки-санитары. Врачи совершили чудо: ампутировали изрешеченную осколками правую руку, спасли от гибели от двустороннего воспаления легких. Советский интернационализм в действии: врач-еврей Наум Глякин спас от смерти татарина-мусульманина Хайруллина. «Без головы жить нельзя, без руки можно», – успокаивал он очнувшегося после долгого беспамятства и не почувствовавшего правой руки Касыма. Он пролежал в госпитале пять месяцев, решил ничего не скрывать от жены. Написал письмо, где прямым текстом сказал, что стал инвалидом. Жена ответила: «Хоть инвалид, но живой».

Несмотря на тяжелую инвалидность, постоянную физическую боль, Касым-бабай не отчаивался, будучи человеком мужественным, оптимистом по жизни. После войны он проработал на руководящих должностях в Кзыл-Юлдузском, Кзыл-Армейском районах ТАССР. Получив заочно высшее образование в Москве, более 20 лет проработал заместителем редактора, редактором районной газеты. Будучи человеком нерелигиозным, но выросшим в глубоко верующей семье, Касым-бабай старался приносить как можно больше пользы людям. Его честность, доброжелательность, ответственность, аккуратность, скромность, терпение – качества, угодные Всевышнему. Проблемы других людей он воспринимал как свои. Десятки лет бок о бок с семьей Касым-бабая жила его старшая сестра Хажэр-эби, потерявшая мужа на фронте в 1941 году и на протяжении своей жизни помогавшая своему брату по хозяйству, в воспитании детей и внуков. Хажэр-эби выполняла пятикратный намаз, держала уразу, ела только халяльную пищу. Касым-бабай относился к ней уважительно и никогда не высказал ей за это ни одного замечания. Для меня она была первым увиденным воочию человеком, совершавшим ибадат Аллаху.

«Любовь к Аллаху, к людям, к детям, внукам – вот что нас согревает», – говорила супруга Касым-бабая Камария-эби, работавшая и учительницей, и председателем сельсовета, и переводчиком в районной газете. Они оба, будучи формально членами КПСС, с уважением относились к практикующим мусульманам. Камария-эби придерживалась в своей жизни мусульманских ценностей, читала суры Корана, делала дуа Всевышнему. Когда я приезжал к ним в гости, выполнял намаз, то видел радость в ее глазах. При сборе денег на строительство мечети Кул Шариф в Казани Камария-эби отдавала часть своей пенсии в фонд ее строительства.

Мы похоронили Касыма-бабая в Чистополе в 2007 году.

Фарид Батыршин

 

Намаз на венгерских болотах

В 2015 году наша страна отмечает Победу в великой Отечественной войне. Этот день символизирует единство разных народов Советского Союза, Российской Федерации, говорящих на различных языках, исповедующих различные религии. Своими воспоминаниями о преодолении упорства армии, считавшейся лучшей в мире, весной 1945-го в тяжелых боях поделился имам-хатыйб мечети «Хэтер» («Память») Харис хазрат Салихжан.

 Харис хазрат Салихжан

Сейчас мне 88 лет. Пожалуй, в Татарстане я самый старый участник войны, оставшийся в живых. Я участвовал в сражениях на передовой на территориях Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. В начале войны в 1941 году на войну ушел мой отец. Он участвовал в сражениях под Москвой в районе Нарофоминска, был тяжело ранен разрывной пулей в левую руку и вернулся домой летом 1942 года. Тогда я был студентом Арского педагогического училища до второй половины 1944 года. После того, как меня призвали в Красную армию, в поселке Татищево Саратовской области мы прошли первоначальную подготовку. В декабре 1944-го мы отправились на фронт.

К этому времени линия фронта приближалась к границе Западной Украины с Венгрией. В Венгрию мы прибыли в феврале 1945 года. По дороге не раз видели разрывы снарядов, но когда попали первый раз под бомбежку, то испытали совсем другие ощущения. Тяжелые бои происходили вблизи города Секешфехервара и озера Балатон. На стороне гитлеровцев сражались самые подготовленные части Рейха. Венгрия во время войны была союзником гитлеровской Германии. Шли непрерывные бои, лишения, страдания.

Когда мы прибыли на поезде в район города Эстергом, фронтовая полоса находилась от нас в 10 км. Фашисты стали расстреливать нас из пулеметов и бомбить с самолетов, еще когда мы находились в эшелоне. Многие красноармейцы погибли еще в вагонах, остальные скатились по насыпи вниз в болото и остались живы. Из болотной жижи среди кочек торчали только наши головы. Умирать не хотелось. Со словами «Ребята, старайтесь не умереть. Единственная наша опора и надежда это сам Бог – Всевышний Аллах», я стал читать те суры Священного Корана, которые тогда знал: «аль-Фатиху», «аль-Ихлас». А немцы бомбили и бомбили почти три часа, сменяя друг друга и загружаясь новыми боезапасами. Тогда по воле Аллаха из 18 человек нашего отделения только один был ранен, остальные не пострадали. Все удивлялись этому чуду. После этого татары, вместе с ними русские, во время подобных ситуаций старались находиться около меня. Обращение к Богу привлекало к людям, знавшим хотя бы немного молитв. Я видел у некоторых русских ребят молитвенники, карманные образки. Они тоже обращались в трудные минуты к Богу. Во время этих сражений была дружба народов. Никаких трений на национальной или религиозной почве не возникало. Нас объединяла, прежде всего, вера в Бога, в этом мы находили своеобразное утешение. Мы, татары, мусульмане, исповедуем Ислам – религию мира, религию дружбы народов. Без Аллаха ничего не делается. Несмотря на конфессиональную принадлежность человека, его национальность, язык, на котором он говорит, его имя – Иван ли, Григорий ли, Абрам ли – мы смотрели на них как на самых близких людей. Ислам запрещает вражду, требует взаимоуважения. Среди нас были русские, татары, чуваши, марийцы. Мы были едины. Главная причина победы нашей страны в Великой Отечественной войне – дружба между народами. Мы были комсомольцами, командиры отделений – коммунистами. На наше счастье, командиры не запрещали исполнение религиозных обрядов. В начале апреля 1945-го наши части вышли к Чехословакии. К этому времени у нас уже был боевой опыт.

Перед большими сражениями, такими, как взятие Брно, Братиславы, Вены, мы обращались к Богу. Татары на плащ-палатках под кустом читали намаз, повторяя мои движения. Командир, увидев это, подозвал меня, требуя объяснений: «Фамилия?» – «Салихов». «Что вы там бормочете?» – «Товарищ старший сержант, мы обращаемся к Тому, который наверху». «К кому, Богу что ли?» – «Так точно, товарищ старший сержант Сорокин». «Ну, что вы там просите?» – «Мы просим Бога, чтобы красноармеец Салихов не умирал во время Венской операции, чтобы Мухарлям не умирал, чтобы Сайдулла не умирал, Нургали не умирал, чтобы крещенный татарин Пашка Панфилов тоже не умирал, чтобы не умирал командир отделения старший сержант Сорокин». У него потекли слезы, ведь он был всего лишь на год старше нас и хотел жить. Так что читать намаз нам не запрещали. Конечно, мы были преданы Родине, старательно, точно в срок выполняли приказы командиров. Но были большие потери, молодые люди гибли в сражениях.

СПРАВКА

Харис Салихович Салихов (Харис Салихжан) родился в 1927 году в деревне Чутай Балтасинского района Республики Татарстан. В годы учебы в общеобразовательной школе в своей деревне получил от своего отца Салихжана уроки учения ислама и арабской графики. В 1944 году ушел на фронт Великой Отечественной войны. Участвовал в боях. За храбрость, стойкость, мужество в борьбе с фашистами был награжден орденом Отечественной войны II степени, 20 медалями. В послевоенные годы, работая в правоохранительных органах в Москве и Казани, в 1972 году был награжден боевым орденом Красной Звезды. Прослужив в органах 32 года, вышел в отставку в звании полковника милиции. Окончил в 1993 году Духовное мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама в г. Казани. В 1993-1997 годы работал секретарем главного мухтасибата, заместителем председателя ДУМ РТ. Сейчас является имам-хатыйбом мечети «Память» культово-мемориального центра МВД по Республике Татарстан.

Записал Фарид Батыршин

 

 

Пономарёв Александр Андреевич

Мой прадед, Александр Андреевич Пономарёв родился 14 августа 1895 г. До войны работал счетоводом в колхозах Тамбова. В начале войны был приказ верховного главнокомандующего И.В. Сталина о призыве на воинскую службу граждан после 1896 г.р., но мой прадед, как и остальные граждане не знал об этом указе, да и военкомы не афишировали этот указ. Александр Андреевич был призван на воинскую службу, хотя его не должны были призывать. На иждивении у него были супруга, четверо детей и старушка-мать. Но прадед пошел отдавать долг родине в октябре месяце 1941 года.  Сначала его и еще нескольких его односельчан отправили в поселок Пески в инженерно-строительную часть, эта часть должна была создавать стратегические рубежи и плацдармы для обеспечения оборонительных операций вооруженных сил Советской Армии. Сформированная часть была отправлена под Сталинград, где в тылу строили оборонительные сооружения. Мой прадед пробыл там по весну 1942 года. Летом 1942 г. ситуация на западном и юго-западном фронте складывалась напряженная, и их часть из Сталинградца стали перебрасывать через Воронежскую область, за 100 км. до линии фронта для построения сооружений. Командование и солдаты были уверены, что они находятся в глубоком тылу, они не были вооружены, только одна винтовка была на всю их седьмую саперную армию.

В начале июля прадед написал свое последнее письмо домой... А уже через несколько дней немцы прорвали линию фронта, и расположение седьмой саперной армии уже оказалось на линии фронта немцев... и вся часть в полном составе попала в плен, поскольку обороняться они не смогли за неимением оружия. Их ждал концлагерь.

В начале 1943 года после стремительного наступления Советской Армии концлагерь с военнопленными был освобожден! Односельчане прадедушки вернулись домой и рассказали, что условия в плену были невыносимыми, голод и холод.... Чтобы выжить, пленные питались травой. Прадедушка мой в плену заболел дизентерией и скончался зимой 1942 года, так и не дожив до освобождения. Ни документов, ни сведений о том, где похоронен прадедушка, не сохранилось... Вечная память!

 

Анастасия Пономарёва

Особый этап в деятельности 9-го муфтия

В 2015-ом году вся наша страна и вся мировая общественность отмечают 70-тилетие победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В героической летописи России не было войны более жестокой, чем Великая Отечественная война. И не было подвига выше, чем подвиг нашего солдата, защитившего Родину от врага и спасшего мир от фашизма. Наши отцы и деды не только героически отстояли на полях сражений независимость Отчизны, но и подняли из руин и пепла родные города и села. Их подвиг навсегда останется в памяти народа как пример мужества и истинного патриотизма, верности долгу.

Девятый муфтий – Габдрахман-хазрат Расулев начинает свою деятельность в трудных условиях открытых гонений. Из 13700 приходов сохранилось лишь около ста, да и с ними практически утеряны связи, так как духовенство было запугано и жило в ожидании арестов. Даже единственную женщину — казыя Мухлису абыстай Буби расстреливают в 1936 году.

Лишь начавшаяся Великая Отечественная война немного отрезвляет советскую власть, опьяневшей от мечты искоренения «религиозных предрассудков».

В мае 1942 года созывается совещание в Духовном управлении, на котором принимается обращение ко всем мусульманам Советского Союза. Посвященное необходимости защиты отечества, это обращение зачитывается во всех мечетях на собраниях. На деньги, собранные по инициативе муфтия Габдрахмана-хазрата, строится танковая колонна. Габдрахман-хазрат сообщает об этом в своей телеграмме на имя И. В. Сталина. Тексты этой телеграммы и ответа на неё публикуются в газете «Известия» (3 марта 1943 г.)

К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники, совершаются акты вандализма в отношении захоронений. Как это не раз бывало в отечественной истории, именно в военное время с особой силой проявились замечательные черты национального характера наших народов, его лучшие качества, веками воспитанные верой во Всевышнего: стойкость в испытаниях и скорби, способность принять чужое горе, как свое, готовность к самопожертвованию. Последователи Ислама всегда считали своим долгом защиту Отечества. С первых дней вероломного нападения врага, ЦДУМ обратилось к единоверцам нашей огромной страны с призывом встать на защиту Родины, и мусульмане вступали в ряды защитников Отечества и доблестно сражались на полях Великой битвы с фашистской Германией. Период Великой Отечественной войны был особым этапом в деятельности ЦДУМ и его муфтия Габдрахман-хазрат Расулева. В мае 1942 г. в Уфе состоялось чрезвычайное совещание Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири, на котором было выработано «Обращение». «Обращение» было отпечатано на татарском, башкирском, казахском, узбекском языках, размножено и разослано в районы компактного проживания мусульманского населения. Оно зачитывалось во всех мечетях страны, на собраниях верующих, было напечатано в газете «Труд» (май, 1942). «Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не преступайте пределы, ибо Аллах не любит преступающих за пределы» (сура «аль-Бакара», аят 190). «Истребляйте их, где ни застигнете, изгоняйте их, откуда они вас изгнали: мятежи и искушение губительнее убийства» (сура «аль-Бакара», аят 191).«Будьте неумолимы к врагу, не зовите к примирению, вы победители, с вами Бог, он не оставит без награды ваши подвиги» (сура «Мухаммад», аят 35).«Для победы над врагом укрепляйте, сколь можно, свой тыл, готовьте боеприпасы, конницу, ими будете держать в страхе врагов ваших и, кроме того, всех других, которых не знаете вы, но которых знает Бог. Что ни пожертвуете вы для пути Божия, вам за то верно отплатится, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Ан-Фаль», аят 60).«Выходите в поход на врага, легким или тяжелым он будет, оставшиеся в тылу мужчины или женщины, помогайте своей армии имуществом, скотом и другими всеми путями, знайте, в этом благо для вас» (сура«Ат-Тауба», аят 41).

На «Обращение» мусульмане страны ответили сбором средств в помощь фронту. Сбор средств осуществлялся на протяжении всех лет войны. Историки-исследователи приводят тому множество конкретных примеров. В 1942 году Духовное управление мусульман европейской части ССССР и Сибири объявило германскому фашизму джихад. В принятом на чрезвычайном совещании ДУМЕС в мае 1942 г. «Обращении» было дано религиозное обоснование борьбы советских мусульман против нацизма. Муфтий Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. В годы войны мусульманские организации СССР заняли ярко выраженную патриотическую позицию. Они стали организаторами сбора средств в помощь фронту, на строительство танковых колонн и авиаэскадрилий. 3 марта 1943года в газете «Известия» была опубликована целая статья о сборе средств на постройку танковой колонны, проводимой Духовным управлением мусульман Европейской части и Сибири в Уфе. Как писала наша газета, лично муфтий Расулев пожертвовал на эти цели 50 000 рублей. Всего же было собрано 10 миллионов рублей. В телеграмме И.В. Сталина на имя муфтия была выражена благодарность мусульманам, участвовавшим в этой благотворительной акции. В том же 1942 году в Дагестане было собрано столько средств, что хватило на создание аналогичного танкового подразделения. И.В. Сталин также поблагодарил жителей страны гор за инициативу. Эта танковая колонна, действовавшая в составе частей РККА в годы Великой Отечественной войны, носила имя имама Шамиля. Духовное управление в те годы готовило и распространяло фетву о том, что мусульмане строго обязаны выполнять один из пяти столпов ислама – закят.

Кроме закята в пользу нуждающихся, в пользу семей фронтовиков по случаю окончания священного месяца Рамазан и в любое время по мере возможностей каждого мусульманина подается закят аль-фитр и милостыня – садака. В ходе поездок по татаро-башкирским деревням Свердловской области уральские историки-исламоведы обнаружили документ, написанный арабской вязью на бланке ЦДУМ с официальной печатью организации за подписью муфтия, датированный 1942 годом. Документ содержал в себе призыв к мусульманам собирать благотворительные пожертвования для фронта и направлять их в Уфу.

Члены ЦДУМ активно стали выезжать на места, встречаться с мусульманами, способствовать открытию мечетей, призывали к сбору средств в фонд обороны. Так, секретарь муфтия ЦДУМ Б. Тугузбаев, выступая 6 августа на городском кладбище г. Чкалова отчитался о работе ЦДУМ, призвал мусульман к сбору средств в фонд обороны, сказав «нужно будет, товарищи-мусульмане, собирать в среде мусульман средства для обороны нашей страны и быстрого разгрома общего врага». Верующие города собрали в фонд обороны 5700 рублей и сдали госзаем 20460 рублей. Значительные суммы были собраны мусульманами в среднеазиатских союзных республиках и в Казахстане.

В рамках развернувшегося в республиках Средней Азии движения под лозунгами «Каждому трудовому коллективу свой «Фонд помощи семьям красноармейцев» и «Обеспечим каждую семью фронтовика молочным скотом» были даже пересмотрены правила жертвоприношения в праздник Курбан-байрам: муллы объявили, что не имеющий по каким-либо причинам возможности совершить в дни Курбан-байрама жертвоприношение скотом, может стоимость жертвенного животного раздать в виде милостыни (садака) нуждающимся.

Некоторые муллы, учитывая чрезвычайные обстоятельства военного времени, даже разрешали вместо жертвоприношения скотом, отдавать жертвенное животное или его стоимость семье фронтовика. Муллы населенных пунктов стали организаторами помощи эвакуированным, а мечети – местом сбора материальной помощи для нуждающихся граждан. Подавляющая часть мусульман Советского Союза выступила на защиту своей Родины. Многие из них погибли на полях сражений, стали инвалидами войны. Об этом должны помнить в том числе и те, кто сегодня говорит о «понаехавших гастарбайтерах».

Деды этих трудовых мигрантов заплатили в свое время своим здоровьем и жизнями за то, чтобы возмущающиеся при виде приезжих из Средней Азии граждане попросту могли физически существовать. Представителям мусульманского духовенства были предоставлены страницы газет и эфир радио для проповедей и обращений к верующим, в которых они призывали их достойно выполнять свой гражданский и религиозный долг.

В каждой роте, батальоне, полку и т. д., на всех фронтах были мусульмане разных национальностей. Они наравне со всеми остальными выполняли свой воинский долг. На фронте, когда каждый солдат и офицер осознает, что в любой момент может погибнуть, не могли обойтись без религиозной практики. Каждый солдат, вне зависимости от своего статуса и интересов, просил Всевышнего о Его милости. В мусульманской среде наиболее ярким элементом духовной практики на фронте было коллективное чтение намазов. В условиях постоянного ведения боевых действий оно было редким явлением по причине того, что затруднительно было взять и всем разом отложить оружие. Однако в перерывах между боями мусульмане находили время коллективно помолиться Всевышнему и попросить Его милости и милосердия. Роль имамов, как правило, выполняли представители местного духовного управления или иных религиозных организаций. Еще одним элементом религиозной мусульманской практики на фронте являлось чтение Священного Корана. Как правило, те же представители духовенства занимались чтением сур и аятов с целью повышения морального духа солдат.

На фронт в годы войны были призваны воины со всех городов, сёл и республик Советского Союза, и каждый родимый порог, за которым остались дети, мать, жена, старики, родители, имел своего потенциального защитника. И именно поэтому враг не прошёл. И разве дело в том, кто и чем награждён, разве за медали и ордена сражались воины нашей Родины с врагом, воины разных национальностей и религий? Ведь самая главная награда у Аллаха. В этой войне все без исключения – герои, как на фронте, так и в тылу. Можно повздыхать и сказать, что Советская власть преследовала мусульман, что многие были комсомольцами или даже коммунистами, но война обнажила то, что раньше пытались заглушить. На вопрос корреспондента: «В Бога на фронте верили?», командир танка Т-34 Ион Деген ответил так:  «Перед атакой атеистов нет! Шёпотом перед боем молились все. Ведь нет ничего ужаснее, чем ждать на исходной позиции приказа на атаку. Вокруг всё замирает. Пронзительная, жуткая, сводящая с ума тишина. Многие безошибочно чувствовали, что сегодня их убьют. Перед последним боем, 21 января 1945 года, мой командир орудия, большой балагур, весельчак, Захарья Загиддуллин, когда мы разливали водку, вдруг закрыл ладонью свою кружку и сурово сказал: «Я мусульманин. Перед смертью пить не буду». Никто ничего ему не сказал в ответ. Мы понимали, что он не шутит и не ошибается... В тот же день в бою наш танк подбили, и Захарье осколком оторвало обе ноги. Он умер в танке»». Да, Советская власть преследовала мусульман, так же, как и представителей других религий. Молодое поколение, родившееся и выросшее после революции и гражданской войны, был отлучено от религии и не нам осуждать их. Они не выбирали время, в котором им пришлось жить. Но Аллах по Милости своей в нужный час озарял их сердца светом веры, и поступки Захарьи Загидуллина и Талгата Белгелдинова лучшее тому свидетельство.

Габдрахман Хазрат Расулев в годы войны участвовал в создании Буйнакского духовного управления в Дагестане. Подтверждением этого является письмо, хранившееся в личном архиве семьи Мухаммадхатым хальфы Гафуровых, где он обращается, что необходимо и в Троицке восстановить мечеть и читать Жомга намазы.

Во втором письме имам Троицкой мечети дает ответ, что с народом провели Жомга намаз (письмо датировано 16 февраля 1943 года).

После окончания войны наступает некоторое облегчение для нашей религии, удается вновь открыть небольшое количество мечетей. В это время возникает понятие зарегистрированного и незарегистрированного религиозных обществ. Как ни старались приходы пройти официальную регистрацию, государственные органы не спешили их регистрировать. В этих условиях по факту создавшиеся приходы продолжали действовать без регистрации, и им большую помощь и поддержку оказывал Габдрахман-хазрат. Он не боялся, несмотря на отсутствие государственной регистрации, выдавать духовенству этих по сути нелегальных приходов свидетельства от имени назарата. Например, к 1950 году муфтием было выдано 917 свидетельств (шахадатнама). Не ограничиваясь лишь выдачей свидетельства, муфтий обеспечивал эти приходы мусульманскими календарями. Такая их поддержка приводит к значительному расширению сети незарегистрированных общин. Как видим, Габдрахман-хазрат использовал любые возможности для поддержки проявлений религиозной жизни, привлекая к процессу проповеди Ислама и безмечетных мулл.

Большой личный авторитет Габдрахмана-хазрата позволяет ему установить даже с государственными органами равные отношения. Он добивается разрешения возобновить паломничество в хадж, сам выезжает туда в качестве руководителя группы советских паломников. Его биография включается в вышедший в 1947 году в США справочник «Кто есть кто в религии». Его известность на международной арене помогает ему добиться издания своей брошюры «Религия Ислам» большим тиражом, кроме этого, при нём начинается ежегодный выпуск мусульманских календарей. К сожалению, ему не удалось, несмотря на многочисленные обращения, добиться открытия медресе. Габдрахман-хазрат получает от государственных органов официальное разрешение на проведение мусульманского съезда. IV съезд назарата состоялся в октябре 1948 года. Перерыв между съездами составил 22 года, так как предыдущий III съезд состоялся ещё в 1926 году. В работе съезда приняло участие 53 делегата, по его решению изменяется название организации, сейчас это Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, принимается новый устав. Изменение названия вызвано тем, что если до 1943 года в СССР функционировало единственное Центральное управление мусульман, то в этот год были созданы управления с центрами в Ташкенте, Баку и Буйнакске.

Иногда местные власти в ущемлении религии переходили всякие рамки, в этих случаях Габдрахман-хазрат искал защиты интересов мусульман в Москве. Так, например, когда стали запрещать говорить такбир и совершать жертвоприношение на праздник Курбан-байрам, Габдрахман-хазрат в августе 1949 года встречается с Председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР Полянским и добивается разъяснения о законности проведения этих обрядов.

В 1945 году Габдрахман-хазрат, получив разрешение на выезд в хадж, во главе 17 советских паломников совершает паломничество. При возвращении он раздает народу воду зам-зам, рассказывает о прошедшем хадже, конечно, это явилось большим событием в жизни мусульман, оживило их интерес к своей религии.

Габдрахман-хазрат умело использует привезенную Мухаммадъяром-хазратом из Турции волосы Пророка (с.) в целях проповеди Ислама. По случаю праздника Мавлид эта реликвия выносилась на обзор мусульман, чтобы её увидеть стекались тысячи верующих в мечеть. Месяц Мавлид использовался как повод для пропаганды Ислама в этих трудных условиях, посредством этого тысячи людей обрели Ислам.

Верховный муфтий – Шайхулислама Таджутдинов Талгат Сафович в своем выступлении на парламентской встрече в Москве заявил:

«С наступлением XXI века, в особенности с признанием стран Западной Европы краха мультикультуризма, стало особенно очевидным, что наша великая Отчизна несет уникальный опыт возможности успешного цивилизационного строительства на основе позитивного исторического взаимодействия различных народов и их религий в течение многих веков истории нашей необъятной Родины.

Всевышнему Создателю было угодно собрать в пределах нашего Государства самые различные народы и верования, которые вместе на протяжении многих и многих столетий строили и обустраивали его, и потому для всех народов, укорененных в нашей общей Отчизне – России, одинаково священен и дорог великий исторический путь, пройденный ею.

Наша общая задача и священный долг – восстановить его и гармонизировать применительно к объективным условиям XXI века, опираясь на все более четкое осознание россиянами, принадлежащим к разным религиозным традициям, того непреложного факта, что между нами сохраняется и укрепляется великая, бесценная общность, дающая нам, по выражению Его Святейшества Патриарха Кирилла, «точку опоры в этом мятущемся и быстротекущем историческом процессе».

Я пользуюсь замечательной возможностью выразить Его Святейшеству по этому поводу сердечную признательность за его неустанные труды, направленные на всемерную консолидацию нашего Российского Общества через объединяющие всех нас цели и задачи в непростых условиях современных вызовов и угроз, во многом, если не в главном, связанных с тем, что мы еще далеко не преодолели тяжелейшее наследие воинствующего атеизма, которое в течение семидесяти с лишним лет минувшего ХХ века держало в своем безжалостном плену все наше Отечество, заносчиво и грубо объявив религию не просто никчёмным, неважным делом, но делом вредным и подрывным, даже «опиумом для народа».

Драматичные итоги тотальной войны против религии составляют, несомненно, одну из самых тяжелых сторон коммунистического наследия, доставшегося как России, так и всем другим государствам, образовавшимся на территориях бывшего СССР.

Конечно! - за двадцать с лишним минувших лет со времени его распада выросло целое новое поколение. Но! - остается бесспорным фактом, что подавляющее большинство населения по-прежнему составляют те, кто рос и целенаправленно воспитывался и, признаем честно, во многом воспитался в духе циничного отрицания религии, в духе презрительно-глумливого отношения к ней и к верующим, неизбежно развращавшего людей своей абсолютной безнаказанностью.

Такое отношение к религии, вбивавшееся в массовое общественное сознание на протяжении жизни более чем трех поколений, к великому сожалению, не прошло, да и не могло пройти даром! Оно впиталось, что называется, в плоть и кровь миллионов и миллионов и сохраняется так или иначе в душах и головах, готово проявляться и... как мы все хорошо знаем, проявляется с большей или меньшей остротой на практике, заражая и новые поколения. Ведь до сих пор верующие в глазах многих наших соотечественников оказываются асоциальными изгоями, людьми «больными на голову», которых в лучшем случае можно только пожалеть.

И разве допустимо в таких условиях безапелляционно заявлять о том, что наша страна, решительно ставящая заслон перед нетерпимостью в отношении религий и верующих, перестает быть современным государством и скатывается, мол, к средневековому мракобесию?!

Для тех, кто не в состоянии учитывать конкретных условий исторического развития нашего Отечества в бесчеловечную эпоху воинствующего и беспощадного атеизма, или, что особенно возмутительно, сознательно не хочет делать этого, кто и сегодня по-прежнему продолжает провоцировать последователей традиционных конфессий – иудеев, христиан, мусульман наглым оскорблением наших святынь, уместно напомнить, например, как еще два года назад реагировал президент США Обама на скандальный фильм «Невинность мусульман». Выступая с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, он сделал тогда четкое заявление о том, что фильм этот является оскорблением не для одних только мусульман, но и для миллионов граждан США в целом, причем тогда же еще верно признал, что нетерпимость к другим религиям является формой насилия!

Однако, к большому сожалению, общие выводы из случившегося американский Президент сделал прямо-таки ошарашивающие, когда сказал, что не может запретить этот фильм, поскольку не может нарушить свободу слова.

То есть у американского президента получилось, что препятствием для «свободы слова» не может служить ни публичное оскорбление целой страны и миллионов ее граждан, которое оно несет с собой, ни «насилие», которым, по его же собственному признанию, оно является по существу.

Мы, российские мусульмане, решительно отвергаем насилие, экстремизм, терроризм в любой форме, а также подобный подход. Наша позиция, в частности, полностью солидарна с общей позицией Русской православной церкви и Межрелигиозного совета России, решительно отвергающей любые попытки представлять факты кощунства, святотатства, издевательства над святынями как якобы законное проявление человеческой свободы, как то, что должно защищаться в современном обществе.

Мы неустанно молим Всевышнего Создателя и Господа нашего, дабы Он ограждал нас всех – наш народ, нашу молодежь – от дьявольских искушений, соблазнов и внушений, чтобы мы были стойкими перед этими кощунственными провокациями по противопоставлению народов и цивилизаций, традиционных конфессий мира друг другу, разрушению мира и взаимопонимания божественной гармонии жизни на Земле! В этот год славной 70 годовщины Победы в Великой Отечественной войне над вероломным врагом – германским фашизмом и его приспешниками, тщетно пытавшимся поработить нашу Родину, мы, россияне, в единстве сплоченности, в братском сотрудничестве уповая на великий Промысел, Помощь и Покровительство Господа миров, ещё более неустанно должны прилагать духовные и телесные силы, стойкость и мужество в святое дело исполнения заветных надежд на духовно-нравственное и державное возрождение и процветание нашей великой. Богом хранимой Отчизны – России в добрый и благодатный пример народам мира!»

Исламия Латыпова

Воспоминания А. Миндубаева

В феврале 1942 года восемнадцатилетним мальчишкой меня призвали в армию. По распределению попал в военное училище в город Вологду. Пройдя трехмесячную военную подготовку, был направлен на Калининский фронт командиром отделения пулеметчиков. В первом боевом крещении при взятии высоты близ деревушки Калининской области я получил и свою первую награду – медаль «За отвагу».

В 1943 г. был переброшен на Волховский фронт, где попал в полковую разведку.

Для выполнения одного из боевых заданий наш взвод в количестве 18 человек был заброшен в тыл врага. Перед нами стояла задача: узнать огневые точки и позиции противника. От командира взвода я получил индивидуальное задание. Мне необходимо было пробраться до границы шоссе, определить движение сил противника и вернуться обратно с точными сведениями.

Благополучно добравшись до места наблюдения, я обнаружил, что на меня движутся шесть немецких солдат связистов. Создалась кризисная ситуация: я не мог ни дать сигнал своим, ни скрыться. Был один выход – брать их живьем. Подпустив немцев на расстояние пяти шагов, я выскочил из засады и закричал: «Хенде хох!» Услышав мой крик, на помощь мне подошли наши ребята. Так я взял шестерых вражеских солдат в плен. За выполнение этого боевого задания был награжден орденом Боевой Славы III степени и значком «Отличный разведчик».

Под Синявино наша дивизия попала в окружение. Нужно было во что бы то ни стало из него выйти. После тяжелых длительных боев через месяц часть дивизии прорвала вражеское кольцо и вышла из окружения, а часть дивизии осталась в тылу немцев.

Командир дивизии поставил перед нами, разведчиками, задачу – помочь выйти из кольца оставшейся части дивизии. Это задание мы выполнили. Полк был спасен. Произошло это в сентябре 1943 года, за выполнение этого задания я был награжден орденом Красной Звезды.

При выходе из окружения меня ранило, попал я в госпиталь. После госпиталя был направлен на Ленинградский фронт, участвовал в освобождении Ленинграда, Риги, Таллина, а закончил войну в Курляндии.

Воспоминания А. Миндубаева записал технолог В. И. Аксенов

Кавалеры ордена Славы: Ахмедгарай Миндубаев

Вот таким бравым разведчиком был наш товарищ Ахмедгарай Миндубаев. А на нижнем снимке страница фронтовой дивизионной газеты «В АТАКУ». Она, наверное, одна из самых дорогих реликвий Ахмедгарая.

И во что говорится об А. Миндубаеве в этом пожелтевшем от времени листке.

Выписка из фронтовой газеты «В атаку» №34, от 12.03.44 г.

Группа разведчиков под командованием старшего сержанта Хузина вышла на выполнение задания. Углубившись в тыл противника, разведчики направились к одной дороге и наткнулись на немецкую засаду.

 Хузин принял решение вступить в бой, выделив часть разведчиков специально для захвата пленных. Одним из разведчиков, которым была поставлена задача взять «языка», был сержант Ахмедагарай Миндубаев.

С классическим мастерством бывалого следопыта Миндубаев обошел по лесу и стал ожидать у тропки, ведущей в тыл немцев. Пробрался он так ловко, что никто из фрицев его не заметил.

Вскоре под нажимом наших разведчиков немцы стали отходить. Прямо в направлении Миндубаева шел здоровенный фриц. Когда он был уже в нескольких шагах от укрывшегося разведчика, Миндубаев одним прыжком очутился возле фрица и приставил к нему автомат. Немец поднял руки.

Ст. сержант П.Сиротин

 

Дракунов Анатолий Иосифович

Мой прадед, Дракунов Анатолий Иосифович, родился 27 апреля 1919 года в селе Бобровское Нюксенского района Вологодской области. У отца с матерью был первым ребенком. Детство было трудное, мать умерла в 1929 году. «Мне как старшему приходилось самому управляться по дому, помогая отцу. До организации колхозов у семьи были сельхозугодия в поле и на лугу. В поле сеяли ячмень, пшеницу, рожь, горох. На лугу косили траву на сено для скота. Было единоличное хозяйство. Держали скот: лошадь, корову, свинью, овец». В 1931 году мой отец Анатолий вступил в колхоз, туда отдали лошадь и сельхозинвентарь, материально стали жить еще хуже, так как из взрослых был один отец. Тяжело было обрабатывать землю, поэтому звали на помощь родственников и знакомых.

Анатолий поступил в школу 1 сентября 1928 г. После семилетней учебы в школе поступил в В.-Устюжскую фельдшерско-акушерскую школу и окончил её 1 июля 1938 г. После школы направлен на работу по специальности в Павинский район Костромской области. Работал фельдшером, а также на приеме амбулаторных больных, привлекался для медико-санитарной и профилактической работы.

В армию его призвали 6 ноября 1939 г. Павинским райвоенкоматом Костромской области. На 45 авиабазе г. Севастополь прошел трёхмесячный курс молодого краснофлотца. Командование определило его в санчасть медфельдшером. Война застала его, когда их часть перевели в местечко Каборга (Украина). В этот день была хорошая погода, готовились в увольнение. «В 4 часа 22 июня 1941 г. нас всех подняли по тревоге, собрали на митинг, где объявили, что фашистская Германия напала на нас без объявления войны. Так началась Вторая отечественная война советского народа». Анатолий, как медфельдшер, дежурил в медчасти, а также на аэродроме с санитарной сумкой. По мере отступления частей их часть тоже отступала сначала в г. Севастополь, затем на озеро Донузлав, и дальше на Кавказское побережье в г. Поти в Грузию. Когда был освобожден Керченский полуостров, их часть перевели в г. Керчь. 9 апреля Анатолия как медфельдшера отправили в Севастополь и там он участвовал в обороне города. Днем жизнь замирала из-за бомбежек и артобстрелов из орудий. В ночное время подвозили боеприпасы, продукты, оказывали раненым помощь. Анатолий был контужен во время обороны Севастополя (Камышовая бухта).

«4 июля 1942 г. наши войска были прижаты к морю и пленены,. и я в том числе». Много погибло людей, а оставшихся немцы забрали и повели пешком в сторону Бахчисарая. По пути убивали раненых и тех, кто не выдерживал голода и жажды. Пять дней шли до г. Джанкой, затем посадили в вагоны-теплушки и дали пайку хлеба и кружку воды. И отвезли в г. Днепропетровск в тюрьму. Через месяц отвезли в г. Владимиро-Волынск, в январе 1943 г. повезли в г. Ченстохова (Польша). Привлекали к работе – мы копали карьер, немцы издевались, били за малейшую провинность. В феврале 1944 г. перевели в шталаг 4 (Восточная Германия). Анатолий работал санитаром в этом лагере для больных и раненых военнопленных, кормили плохо, не было медикаментов, кроме марганцовки.

«Был освобожден частями Советской армии 22 апреля 1945 г. Мы после этого самостоятельно шли на восток, и нас стали группировать в г. Бауцен (Восточная Германия). Создавали роты, батальоны. Вот в этом батальоне я и встретил Победу.

День 9 мая 1945 г. Нас рано утром собрали весь батальон на плацу на митинг. Комбат объявил, что наши войска победили фашистские войска. Зачитал приказ Главнокомандующего Сталина. Мы встретили известие с большой радостью и одобрением. Еще рано утром была страшная стрельба из автоматов в честь победы. Потом нас погрузили в вагоны и повезли на территорию СССР в г. Невель (Белоруссия). Я был зачислен в 7 полк Первой Горьковской стрелковой дивизии, где я пробыл до 1 марта 1946 г. и был демобилизован из рядов Советской армии.

После войны Анатолий работал в районной амбулатории на приеме больных и вел сани-тарнопрофилактические работы среди населения. В первые годы после войны к бывшим военнопленным относились настороженно, политического доверия не было. После смерти Сталина наступило потепление. Также Анатолий женился после войны. Материальное положение народа было тяжелым.

Вся жизнь Анатолия была служением народу на благо их здоровья. Сначала учился на врача, на войне оказывал людям медпомощь и после оказывал страдающим людям. И в свои преклонные годы он продолжает её оказывать.

Из воспоминаний о пройденной жизни Дракунова Анатолия Иосифовича.

Лейла Бадабиева

Саптан Мурад Магомерзаев

Что мы знаем о Великой Отечественной Войне? Парады 9 мая, документальные фильмы по телевизору, страницы в учебниках истории… И с каждом прожитым годом, с каждым поколением эти страшные события отдаляются от нас, прежде всего от наших сердец, оставаясь значимой датой в истории нашей страны, но переставая занимать особое место в истории нашей жизни, судьбы каждого отдельного человека. А ведь Великая Отечественная заглянула в каждый дом, оставила след в каждой семье, а цена победы равна поистине бесценному подвигу наших прадедов и прабабушек. Именно поэтому мы должны сделать все, чтобы эта война не стала для нас страницами из исторических книг, а оставалась на устах и в сердце каждого вечно живым и бессмертным солдатским подвигом наших родных.

Дагестан всегда славился бесстрашными войнами, готовыми не задумываясь отдать жизнь за свою Родину. Всего в годы войны Дагестан дал фронту 180 тысяч мужественных воинов, из них погибло более 90 тысяч человек, среди них и мой прадед Саптан Мурад Магомерзаев. Как и десятки тысяч солдат, он оставил родной кров, семью, молодую жену и отправился на фронт. Он был призван в самом начале войны, и как бы мне хотелось, чтобы он смог увидеть победу, которая в те годы казалась такой далекой, но каждый в душе твердо верил, что мы обязательно победим. Мой прадед погиб на фронте в октябре 1941, он не увидел победу, как и не увидел своего новорожденного сына, лишь оттиск его маленькой ручки в письме любимой и любящей жены, которая верила и ждала, верила и ждала…

Письма военных лет… В них было все – бесконечная надежда и любовь, тревоги и страхи, порой отчаянье и боль, но чаще терпение и вера. Сквозь тысячи километров фронта, огня сражений, окопов, голода, разлученных семей шли эти весточки надежды, в каждой букве и в каждом слове которых было то чувство, которое мы никогда не испытывали, и дай Бог, чтобы не испытали – чувство, которые пережили все женщины военных лет, провожая братьев, сыновей, отцов, мужей на фронт, не зная, смогут ли они еще хоть раз взглянуть в родные и любимые глаза.

Письма, фотографии, воспоминания – это то, что не дает угаснуть в наших сердцах искренней боли за погибших во время ВОВ и еще более искренней гордости за великую Победу.

Давайте же узнавать новое и разговаривать друг с другом о Великой Отечественной, спрашивать у наших бабушек и дедушек, которые выросли в военные и послевоенные годы, и которые знают о войне то, что мы должны записать не просто на бумаге, а в сердце, – о Великом Подвиге наших прадедов, за который мы никогда не сможем их в должной мере отблагодарить.

Горжусь своим прадедом и всеми теми людьми, без которых не было бы Победы!

Марьям Магомедова, ученица 3 класса

Азис Харьясович Акжигитов

В каждом регионе России, практически в каждом городе или селе, есть свои Герои Великой Отечественной. Не всегда они имеют высокие правительственные награды, боевой путь не всех из них детально изучен, но сам факт участия в крупнейших в мировой истории кровопролитных сражениях, вклад в достижение Великой Победы обессмертил героическое поколение фронтовиков.

Великая Отечественная война стала испытанием и подвигом для всего многонационального советского народа. И память у нас у всех – общая. Для татарского народа всегда было характерно особое, трепетное отношение к своим предкам. Еще до выхода в 2000-е гг. исследований, посвященных татарам-Героям Советского Союза, было известно о значительном количестве представителей нашей нации, удостоенных этого высокого звания. Выходцы из Татарстана, Башкирии, областей Поволжья, Урала, Западной Сибири и других частей СССР проявили, наравне, с представителями других народов страны, беспримерные подвиги на фронтах войны.

Каждый регион – Родина великих людей XX века. Но сегодня мне хочется вспомнить о Героях Советского Союза – уроженцах татарских сел Пензенской области. Во все века татарское население Пензенского края активно участвовало в защите Отечества. Во многих селах установлены памятные знаки с перечислением имен земляков, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной. Пензенская область стала и родиной трех татар-Героев Советского Союза.

Древний род мурз Акжигитовых – широко известен среди пензенских татар. Из этого рода вышло немало видных деятелей татарской культуры. В XX веке представитель рода – Азис Харьясович Акжигитов (1917–1944) был удостоен звания Героя Советского Союза.

Он родился в ноябре 1917 года в селе Мочалейка, ныне Каменского района Пензенской области – в родовом центре семьи Акжигитовых. В юности Азис покинул Пензенскую область и к 1937 году окончил 7 классов школы рабочей молодёжи в Харькове, работал электромонтажником. В Красной армии он служил с 1938 года; перед войной – на Дальнем Востоке.

К моменту начала Великой Отечественной Азис Акжигитов был уже опытным офицером и на фронте служил с первых дней в составе Брянского и Воронежского фронтов; был ранен в конце 1942 года. Несколько месяцев Азис Акжигитов провёл в госпитале, а затем вновь вернулся на Воронежский фронт.

В октябре 1943 года, командир пулемётного отдельного 21-го стрелкового полка (180 стрелковая дивизия, 38-я армия, Воронежский фронт) старший сержант Акжигитов одним из первых переправился через Днепр в районе села Лютеж (Вышнеградский район Киевской области Украины). Отражая непрерывные атаки, его бойцы уничтожили до роты пехоты врага.

Звание Героя Советского Союза и Орден Ленина ему были присвоены 29 октября 1943 года. Через несколько дней Азис Акжигитов активно участвовал и в уличных боях при освобождении Киева и стал участником памятного митинга на Крещатике, посвящённого освобождению Советской Украины. Однако уже 3 января 1944 года, в бою близ западноукраинского населённого пункта Лосянино, Азис Акжигитов был смертельно ранен и в тот же день умер…

В городе Каменка Пензенской области Герою установлены стела и бюст. В родном селе Мочалейка именем Азиса Акжигитова названа школа.

Другой будущий Герой Советского Союза – Борис (Барый) Мусеевич Еналеев (1914–1982) также рано покинул родные пензенские края. Он родился в июне 1914 года, в татарской деревне Мазарлы (Могилки) ныне именуемое «Октябрьское» – Неверкинского района Пензенской области. В 1930-е гг. Барый Еналеев жил в Баку, куда переселилось после коллективизации немало пензенских татар, особенно из неверкинских сёл. С 1939 года Барый работал слесарем на заводе в Баку. В Красной Армии он служил с июля 1941 года. На фронте с октября 1941 года.

Пройдя все годы войны, участвуя в освобождении территории Советского Союза и стран Восточной Европы, Барый Еналеев совершил героический подвиг, обессмертивший его имя за несколько дней до Победы, весной 1945 года, в Германии.

Автоматчик 694-го стрелкового полка (383-я стрелковая дивизия, 33-я армия, I-й Белорусский фронт) сержант Еналеев, 24 апреля 1945 года, с группой бойцов вплавь переправился через реку Шпрее в районе посёлка Радинкендорф в 5 км к северу от города Бесков (Германия). Уничтожив десятки гитлеровцев, забросал гранатами вражеский дзот и удерживал захваченный рубеж до подхода роты. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 31 мая 1945 года.

После войны Барый Еналеев вернулся в Азербайджан, жил и работал в Баку. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер Герой Советского Союза Барый Еналеев 10 декабря 1982 года и похоронен на Аллеи почетных захоронений в Баку, где расположены могилы выдающихся деятелей азербайджанской культуры, науки и политики.

Герою Советского Союза Тагиру Кержневу (1922-1992) также суждено было совершить подвиг и вернуться домой живым. Он родился в марте 1922 года, в селе Нижняя Елюзань ныне Городищенского района Пензенской области. Перед войной работал лесорубом в Куярском и Медведевском лесхозах Медведевского района Марийской республики. В Красной Армии служил с февраля 1942 года.

На фронте Тагир Кержнев воевал с апреля 1942 года. Командир отделения разведывательной роты 17-й гвардейской механизированной бригады (6-й гвардейский механизированный корпус, 4-я танковая армия, I-й Украинский фронт) гвардии старший сержант Кержнев 25 января 1945 года, с группой разведчиков в числе первых переправился через реку Одер в районе силезского посёлка Кебен (ныне Хобеня, Польша). Захватив рубеж, разведчики в течение 6 часов удерживали его, отразив несколько ожесточенных контратак противника. Звание Героя Советского Союза Тагиру Кержневу было присвоено 10 апреля 1945 года. В июне 1945 года он стал участников Парада Победы на Красной площади в Москве. После войны Тагир Кержнев жил в Йошкар-Оле, где в 1946-83 гг. работал слесарем на заводе лесного машиностроения. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Славы 3-й степени, медалями. Умер Герой Советского Союза Тагир Кержнев 28 января 1992 года. На заводе в Йошкар-Оле установлена мемориальная доска Герою.

 

Мы вспомнили имена трех пензенских татар – Героев Советского Союза. Из числа уроженцев татарских сёл Пензенской области есть и кавалеры Ордена Славы, фронтовики, удостоённые других высоких боевых наград. Важно помнить имена всех участников Великой Отечественной. И не только в памятный год юбилея Победы.

Марат Сафаров, кандидат педагогических наук (Москва)

 

Николай Алексеевич Богачев

Дедушка мой, Николай Алексеевич Богачев, родился 22 мая 1925 года в Орловской области. Он является ветераном Великой Отечественной Войны. Когда дедушка был совсем юным парнишкой, он приехал в г. Славянск на Украине работать на машиностроительном заводе. Работал и учился в ремесленном училище. А когда началась война, завод начали эвакуировать, и дедушка с такими же мальчишками пешком шли из Славянска в г. Сызрань, куда планировалось эвакуировать завод. Недолго проработал он на заводе.

С самого начала войны он принял решение идти добровольцем, и хотя по возрасту его не принимали – ему было всего 16 лет на тот момент, – он приписал себе два года, и его приняли в армию. Он успел пройти краткое обучение в танковом училище и был принят танкистом.

Во время войны он был механиком-водителем танка, участвовал в Сталинградской битве. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года, а закончилась 2 февраля 1943. Фашистские войска хотели захватить правобережье Волги, чтобы завладеть важнейшими транспортными маршрутами, соединяющими Центральную Россию с Южными регионами страны. Не получилось. Во время битвы в дедушкин танк попал фашистский снаряд, ему оторвало ногу. Удивительная история, но Николая Алексеевича, русского солдата, спас немец. Он сделал ему перевязку, чтобы он не потерял кровь, и рана не загнила. Потом дед долго лежал в госпитале. На тот момент ему было всего 18 лет.

После войны он вернулся в родную деревню в Орловской области, работал учителем начальной школы, потом в охране завода. Николай Алексеевич умер в 2012 году. Я горжусь подвигом моего деда.

Екатерина Роянова

Материалы по теме