История хаджа российского

Советский период истории Государства Российского знаменуется, начиная с репрессий и кончая развалами мечетей и превращением их в скотные дворы, высылками алимов в Сибирь и просто их безадресным исчезновением, запрещениями совершения намаза, чтения Корана, совершения хаджа.

Прошло несколько десятилетий, и в нашей стране коренным образом поменялось отношение к религии. Наблюдается строительный бум мечетей, медресе, исламских университетов, намаз можно совершить в коридоре вуза, на автовокзале, на заправке – и никто на тебя не покажет пальцем. А ведь ещё совсем недавно все обязанности, которые положено выполнять согласно требованиям Ислама, мусульманину приходилось делать тайно, прячась по укромным уголкам...

Совершение же пятого столпа Ислама – паломничества в святыням Мекки и Мединыхаджа – в советские времена, напомним, было практически невозможно. Невозможно, но всё-таки реально для тех, кто имел иман (веру), стремление совершить фарз – и при этом обладал сноровкой и умением пробиться сквозь идеологические заслоны и запреты.

Хадж. История

Историческая справка

Первый указ о хадже, разрешавший бухарцам, проживающим на территории России, получать паспорта и совершать хадж в Мекку, был подписан императором Александром Первым 23 марта 1803 года.

С 70-х годов XIX века проблемы хаджа мусульман – подданных России – становятся активно обсуждаемыми во внешнеполитических ведомствах: министерстве иностранных дел, посольстве в Константинополе, консульстве в Джидде, открытом в 1891 году. Более того, к этому вопросу были привлечены главы администраций тех регионов, где компактно проживали мусульмане: Новороссийский, Туркестанский, Бессарабский генерал-губернаторы и Кавказский наместник. Причиной тому в основном явилась Кавказская война 1818–1864 гг. и присоединение большей части Туркестана, территорий с мусульманским населением, резко отличавшихся не только от Центра, но и от тех регионов внутренней России, где компактно проживали мусульмане (Поволжье). В верхах требовали от местных чиновников докладывать обстановку, связанную с паломничеством мусульман, и принимали решения на основе этой информации.

Стамбул

Российские власти выдавали мусульманам паспорта с крайней неохотой, поскольку считали, что «хадж приносит Турции громадную материальную пользу пожертвованиями... употребляемыми и на военные нужды», а также полагали, что «во время хаджа появляются и развиваются разные эпидемические болезни, главным образом холера и чума».

Статистика, которую вела российская администрация, тоже вызывала беспокойство. Так, ею было установлено, что в 1898 году Мекку посетили 1795 российских подданных. Однако паломники уходили в Мекку и без паспортов.

На рубеже XIX–XX вв. в хадж выезжали примерно от 5 до 10 тысяч российских мусульман (http://haj.ucoz.ru).

Что произошло потом

К власти в нашей стране пришли совсем другие люди, и говорить о тысячах «хаджи» уже не приходилось. Как отмечалось выше, было запрещено делать всё: молиться, поститься, посещать мечети, которые к тому же разрушали, превращали в хлева – или же в дома культуры… Одним словом, религию уничтожали как могли. И это касалось не только Ислама, но и других конфессий. Однако те, кто занимался подобными неблаговидными деяниями, наверняка не ведали: можно уничтожить, разрушить, растоптать внешнее проявление веры, но внутреннее содержание не уничтожить никогда. Вера как была в душах мусульман, так и осталась.

Хадж

Многие этнические мусульмане были настолько русифицированы, что им до сих пор сложно отыскать свои корни. Однако это вовсе не означает, что они не осознают свою национальную принадлежность, а вместе с тем и принадлежность конфессиональную.

Хадж сам по себе достаточно сложно совершать: материальные расходы, физические, психологические, моральные. Когда есть запрет «сверху», то накладываются дополнительные сложности. Для тех, кому всё-таки удавалось это сделать, хадж становился героическим поступком. В советские годы не более 20 человек выезжало в Саудию для совершения хаджа. Многие историки говорят о том, что данный период касательно паломничества мало изучен, потому что многие архивные материалы до сих пор засекречены, а потому недоступны общей массе для расшифровки, читки, анализа. Навсеуслышание ничего не рассказывается. Казалось бы, многое известно нам о тех не самых лучших временах для религии, но вот пятый столп Исламахадж – и сейчас остаётся загадкой.

Истории в лицах

Джабраил: «Сегодня мне уже за 70. В то время, когда я решил любой ценой совершить свою обязанность, мне было чуть меньше 40. Чтобы выполнить хадж, пришлось включить всю свою изобретательность. Выехать за рубеж, а особенно в Саудовскую Аравию, было просто нереально, это могло грозить и определённым наказанием. Что сделал я? Я просто решил для начала выехать вообще за границу, на отдых – курортное лечение. Для этого мне пришлось покупать анализы больных людей, чтобы согласно им врачи дали мне медицинское заключение о том, что мне надо пройти курс лечения. Получилось. Потом, используя такие документы, я достал путёвку в Болгарию, в один из лучших санаториев. Вырвавшись из нашей страны, я приобрёл прекрасную возможность отправиться туда, куда я хочу. Мой путь лежал на родину Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Из Болгарии транзитом через другие страны я попал в Саудовскую Аравию. Так я выполнил свой долг мусульманина, альхамдулиллях. Потом успел вернуться снова в Болгарию, а дальше к себе домой».

Хадж

Юсуп. «Я совершил свой хадж пешком. Маршрут, конечно, был очень тяжёлым, сложным, длинным. Но на свой страх и риск я решил совершить хадж. Это наша обязанность – фарз, и по-другому нельзя, если есть возможность. Отправляться в такое долгое путешествие в группе тоже нельзя было, слишком велик риск. Когда один – как-то легче было, а здесь могли бы пострадать все. Поэтому родственников я тоже предупредил в день выхода из дому и настрого сказал, чтобы все держали рот на замке. Взяв с собой совсем мало вещей, только самое необходимое, вышел в путь, уповая только на Аллаха. Много интересного пришлось увидеть, но всех больше меня порадовало гостеприимство мусульман других стран: мне помогали, где-то на ночлег оставляли, кормили. Через три месяца я добрался до Саудовской Аравии… Так я совершил хадж. Обратно был тот же самый маршрут. Хвала Аллаху, что по Его милости и воле открываются все границы и преграды, когда есть чистое намерение».

Хадж сегодня

Хадж

После развала Советского Союза все запреты на религию были сняты. Можно было открыто позиционировать себя как мусульманин, молиться, посещать мечеть и, конечно, совершать хадж!

В 1990-м из России выехало 1500 паломников. С 1990 по 1993 год количество паломников росло незначительно. Но с 2003 года оно каждый год почти удваивалось. Так, в 2003 году хадж совершили 4300 человек, в 2004-м – 6200, в 2005-м – 9100, в 2006-м – 12500, в 2007-м – 18500, в 2008 году – 26500 (www.islamnn.ru). В 2016 году эта цифра составила более 16500.

Совершить хадж в наши дни абсолютно реально, открыты любые возможности и любым маршрутом. Альхамдулиллях, мы дожили до такого дня, что, не стесняясь никого и не прячась ни от кого, можем выполнить свой долг!

Хадж совершают лица, у которых есть физическая и материальная возможность. И дай Аллах, чтобы каждый желающий мог выполнить пятый столп Ислама! Амин.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Материалы по теме

Яндекс поиск