
Большинство публикаций, рассказывающих о мусульманском вкладе в победу над нацистской Германией, посвящено Великой Отечественной войне. Мы решили обратиться к куда менее известной и сложной теме – роли мусульман Югославии в освобождении Балкан от немецкой оккупации.
Как известно, мусульмане – славяне, принявшие Ислам в годы турецкого владычества – составляли значительную часть населения бывшей Югославии. Мусульманское население издавна составляло большинство в центральной части Югославии – Боснии и Герцеговине, поэтому за местными мусульманами традиционно закрепилось название боснийцев. В 1878 году эти земли отошли к Австро-венгерской империи. В 1918 году, после распада Австро-Венгрии, они стали частью Королевства сербов, хорватов и словенцев – будущей Югославии.
Весной 1941 года обстановка в Европе складывалась явно в пользу стран «Оси». Франция и Польша были побеждены, Венгрия, Болгария и Румыния присоединились к фашистам. В этой ситуации югославское руководство не нашло ничего лучше, кроме как стать союзником немцев. 25 марта в Вене был подписан протокол о присоединении Югославии к тройственному пакту. Это решение вызвало широкое недовольство и протесты по всей стране. 27 марта группа пробритански настроенных военных во главе с генералом Душаном Симовичем совершила государственный переворот. Правительство было арестовано, царём был провозглашён принц Пётр II. В ответ, 6 апреля Германия напала на Югославию; в тот же день Белград и Сараево были подвергнуты разрушительным бомбардировкам, а в страну вступили германские и итальянские войска. 17 апреля Югославия капитулировала.
На значительной части территории Югославии, оккупированной немцами и итальянцами, было создано марионеточное государство Хорватия, возглавляемое хорватским фашистом Анте Павеличем. В его состав помимо Хорватии вошли Босния и Герцеговина, где проживало подавляющее большинство югославских мусульман. Анте Павелич объявил боснийцев «хорватами, исповедующими Ислам», в состав руководства Хорватии были введены некоторые боснийские мусульмане. Основными врагами хорватских фашистов – усташей – стали сербы и евреи; по отношению к этим этносам усташи проводили планомерную политику геноцида.
Боснийские мусульмане изначально были настроены против участия страны в войне; Сараево было одним из центров антиправительственных выступлений в марте 1941 года. Осенью-зимой 1941 года имамы основных боснийских городов издают фетвы, осуждающие преследования евреев и сербов хорватскими фашистами и запрещающие мусульманам присоединяться к усташам. Подобные постановления были изданы в Приедоре (23 сентября), Сараево (12 октября), Баня-Луке (12 ноября) и Тузле (11 декабря). Боснийцы нередко помогали своим еврейским соседям, преследуемым немцами и усташами; многие из них впоследствии получили от израильского музея «Яд-Вашем» почётный титул «праведник народов мира».
Но наибольшей угрозой для мусульман Югославии стали не хорватские, а сербские националисты – «чётники» – возглавляемые генералом Драже Михайловичем. Движение чётников было создано вскоре после капитуляции Югославии; генерал Михайлович, стоявший на крайне правых позициях, первоначально ставил целью изгнание немцев из страны и восстановление династии Карагеоргиевичей. Сначала он пытался сотрудничать с коммунистическими партизанами Тито, однако вскоре основными врагами Михайловича становятся не немцы и итальянцы, а коммунисты, мусульмане и хорваты. Михайлович рассчитывал не вступать в борьбу с немцами, а сохранить силы для захвата власти в Югославии после предполагаемой высадки на Балканах англо-американских войск. Кроме того, лидеры чётников не желали навлекать на сербское население репрессии немцев, которые неизбежно следовали за каждым выступлением партизан. Фактически, уже в 1941 году чётники прекратили военные действия против стран Оси, сосредоточившись на борьбе с партизанами Тито и «очистке» Боснии от мусульман. Михайлович распорядился создать «общие границы между Сербией и Черногорией и Сербией и Словенией, очистив от мусульман Санджак, а Боснию и Герцеговину – от мусульман и хорватов». В июне 1941 и феврале 1942 года чётники организуют резню мусульман Боснии; жертвами террора тогда стали тысячи боснийцев.
В этой ситуации всеобщей гражданской войны отрадное исключение составляли отряды лидера югославских коммунистов Иосифа Броза Тито. Первоначально крестьяне не доверяли городским марксистам, создавшим первые партизанские отряды. Однако с течением времени стало ясно, что программа Тито является единственной альтернативой иностранной оккупации и войне «всех против всех», охватившей Югославию. Под знамёнами хорвата Иосифа Броза Тито объединяются все югославы, независимо от национальности и вероисповедания – сербы, хорваты и мусульмане. Партизанам Тито приходилось в одиночку противостоять немцам, итальянцам и коллаборационистам всех мастей. К 1942 году большинство боснийцев поддерживало Тито; Босния и Герцеговина стали основными центрами партизанского движения. В конце 1942 начале 1943 года партизанам даже удаётся создать в преимущественно мусульманской северо-западной Боснии «Бихачскую республику». В армии Тито была создана отдельная «16-я мусульманская партизанская бригада». Бригада нанесла серьёзные потери немецким и итальянским войскам в битвах при Дрваре, Ливно, Заре, Тузле и Сараево. В октябре 1943 года 16 партизанской бригаде удаётся захватить города Сански мост и Козарак, взяв в плен около двух тысяч нацистских солдат. К 1943 году партизаны Иосифа Броза Тито становятся бесспорным лидером югославского сопротивления, признанным не только СССР, но и Великобританией и США. Из-за поддержки партизан Тито боснийцы всё чаще становились жертвами террора со стороны усташей, которые сжигали мусульманские деревни, заподозренные в симпатиях к партизанам.
В этой ситуации Гиммлер решил разыграть «мусульманскую карту» и привлечь хотя бы часть боснийских мусульман на свою сторону. Весной 1943 года немцы, при поддержке лояльных им исламских деятелей, начинают создание мусульманской дивизии СС «Ханджар». Кроме боснийцев, составивших основную часть дивизии, в неё было зачислено много католиков-хорватов, албанцев и югославских немцев; подавляющее большинство офицеров дивизии также были немцами. Большинство боснийских солдат «Ханджара» не было идейными фашистами; в основном, это были простые крестьяне, рассчитывавшие получить от немцев оружие для защиты своих сёл от чётников и усташей. В сентябре 1943 года дивизия была переброшена для обучения в южную Францию. 17 сентября в дивизии произошло восстание – единственное выступление в войсках СС во время Второй мировой войны. Его возглавил босниец Фарид Джанич. Восставшие планировали убедить солдат дивизии перейти к французским партизанам; им удалось арестовать большую часть немецких офицеров «Ханджара». Восстание было подавлено, его активные участники были казнены, несколько сот солдат, сочтенных немцами ненадёжными, были отправлены на работы в Германию. Интересно, что после освобождения Франции одна из улиц городка, где произошло восстание, была названа «Хорватская авеню» – в честь его участников (как уже было сказано, в годы войны боснийцы официально считались хорватами-мусульманами). В феврале 1944 года дивизия «Ханджар» была переброшена в Боснию, где приняла участие в нескольких операциях против партизан Тито. В сражении при Тузле боснийские коллаборационисты столкнулись с 16-й мусульманской бригадой армии Тито, нанёсшей им серьёзные потери. В августе 1944 года Тито объявил амнистию участникам коллаборационистских формирований. Результатом этого стало массовое дезертирство солдат «Ханджара» и их переход к партизанам; к ноябрю 1944 года половину оставшихся в дивизии солдат составляли этнические немцы.
Осенью 1944 войска СССР вышли к границам Югославии. 20 октября советские войска вместе с частями Тито вошли в Белград. Вскоре вся страна была освобождена частями Народно-освободительной армии Югославии. Иосиф Броз Тито смог стать подлинным национальным лидером для всех народов Югославии; именно это позволило ему вскоре дистанцироваться от Москвы, избежав большевистских экспериментов в экономике и участия в холодной войне. К сожалению, его преемники не смогли остаться на той же высоте: невыученные уроки гражданской войны 1941–1944 гг. привели к её повторению в первой половине 1990-х.