
Вопрос: У моей фирмы есть потребность в определённой технике и оборудовании, однако у предприятия не так много свободных средств для их приобретения. Было предложено купить необходимое оборудование в лизинг, и теперь встал вопрос дозволенности подобной операции. Скажите, пожалуйста, можно ли приобрести что-либо в лизинг?
Ответ:
В современном мире разнообразные виды финансовых услуг стали неотъемлемой частью жизни человека, без которых его полноценное существование в определённой степени ограничено. При этом очевидно, что, будучи продуктом ссудно-процентной системы, по большей части эти финансовые услуги вступают в противоречие с нормами Ислама. К числу последних относится и лизинг — долгосрочная аренда транспортных средств, оборудования, и т. п. с возможностью их последующего выкупа по остаточной стоимости. И запретен он по следующим причинам:
1. Штрафы за просрочку.
В Исламе запрещены штрафные санкции за просрочку платежей, так как это является разновидностью ростовщичества.
Джалалуддин ас-Суюти и Хатиб аш-Ширбини в своих разъяснениях, толкуя слова Всевышнего
❁ ﻳﺄﻳﻬﺎ اﻟﺬﻳﻦ ﺁﻣﻨﻮا ﻻ ﺗﺄﻛﻠﻮا الربا ...❁
(смысл:) «О те, которые уверовали, не занимайтесь ростовщичеством!» («аль-‘Имран», аят 130), пишут:
ﺑﺄﻥ ﺗﺰﻳﺪﻭا ﻓﻲ اﻟﻤﺎﻝ ﻋﻨﺪ ﺣﻠﻮﻝ اﻷﺟﻞ ﻭﺗﺆﺧﺮﻭا اﻟﻄﻠﺐ
«Увеличивая сумму долга по наступлении времени погашения, и откладывая срок его погашения для должника».
(См.: Тафсир аль-Джалалайн, т. 1, с. 84, Сирадж аль-Мунир, т. 1, с. 245)
2. Переменная сумма арендных платежей.
В традиционной финансовой аренде зачастую размер будущих арендных платежей привязывают к ставкам, которые не известны в настоящий момент времени, как, например, ставки межбанковского кредитования или ставка рефинансирования ЦБ и тому подобное. С точки зрения исламского права, подобное условие является недопустимым, так как цена за любой товар должна быть определённой и известной.
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» отмечает:
(ﻭﻳﺸﺘﺮﻁ) ﻟﺼﺤﺔ اﻹﺟﺎﺭﺓ (ﻛﻮﻥ اﻷﺟﺮﺓ ﻣﻌﻠﻮﻣﺔ) .. (ﻓﻼ ﺗﺼﺢ) اﻹﺟﺎﺭﺓ ﻟﺪاﺭ (ﺑﺎﻟﻌﻤﺎﺭﺓ) ﻟﻬﺎ (ﻭ) ﻻ ﻟﺪاﺑﺔ ﺑﺼﺮﻑ ﺃﻭ ﺑﻔﻌﻞ (اﻟﻌﻠﻒ) ﻟﻬﺎ..
«Необходимым условием арендного договора является определенная и фиксированная плата. Поэтому нельзя сдавать в аренду дом, обозначив в качестве платы его ремонт, а также животное, обозначив в качестве платы его содержание».
3. Привязанность последующей купли-продажи к погашению арендной платы.
Также ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» утверждает:
(ﻭﻳﺸﺘﺮﻁ ﺃﻥ) .. ﻻ ﻳﻌﻠﻖ
«Условием договора купли-продажи является отсутствие привязанности к чему-либо»
(См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 4, с. 225).
4. Расходы на объект собственности.
Ответственность арендатора с точки зрения исламского права ограничена ущербом, нанесённым активу в результате его неправильного использования или халатности. Но арендатор не должен отвечать за ущерб, полученный в результате факторов, не находящихся под его контролем, как, например риск случайной гибели. В договорах традиционной финансовой аренды, как правило, не делаются различия между данными видами ответственности, и они полностью возлагаются на клиента, что запрещено с точки зрения исламского права.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» отмечает:
(ﻭﻳﺪ اﻟﻤﻜﺘﺮﻱ ﻋﻠﻰ) اﻟﻌﻴﻦ اﻟﻤﻜﺘﺮاﺓ ﻧﺤﻮ (اﻟﺪاﺑﺔ ﻭاﻟﺜﻮﺏ ﻳﺪ ﺃﻣﺎﻧﺔ)
«Право арендатора распоряжаться тем, что он взял в аренду, например, животным, одеждой, является правом доверия»
(См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 6, с. 177).
Имам ан-Навави в книге «Минхадж ат-Талибин» пишет:
ﻭﻋﻤﺎﺭﺗﻬﺎ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﺆﺟﺮ
«Последующие расходы на ремонт того, что было отдано в аренду, лежат на арендодателе»
(См.: Минхадж ат-Талибин, с. 161).
Заключение:
Согласно Шариату договор купли-продажи по лизингу запретен и недействителен. Более того, это разновидность ростовщичества.
В тексте фетвы приведены выдержки из журнала «Халяль Глобус», № 3 за 2015 г.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: vectorstock.com