
Арабское слово «мушарака» буквально означает «разделение», «доля». В контексте бизнеса и торговли это означает совместное предприятие, в котором все партнеры разделяют прибыль или убытки. Это идеальная альтернатива для основанного на процентах финансирования, имеющая далеко идущие последствия и для производства, и для распределения.
В тоже время, утверждается, что модель мушарака предполагает большую склонность к убыткам для бизнеса банка или финансового института, которые, в конечном итоге лягут на вкладчиков. Вкладчики, будучи постоянно подверженными риску убытков, в результате не захотят размещать свои деньги в банках или финансовых институтах, следовательно, их сбережения не будут работать или будут использоваться в операциях за пределами банковских каналов, которые не осуществляют вклад в экономическое развитие на государственном уровне.
Однако этот довод является результатом неправильного понимания. Прежде чем осуществлять финансирование на основе мушарака, банки и финансовые институты должны изучить осуществимость предлагаемого бизнеса, для которого необходимо фондирование. Даже в существующей системе ссудно-процентных займов банки не предоставляют кредиты для всех и каждого. Они изучают перспективы бизнеса, и если приходят к выводу, что бизнес не будет прибыльным, то они отказываются предоставлять заём. В случае с мушарака им будет необходимо подойти к подобному изучению более глубоко и осмотрительно.
Более того, ни один банк или финансовый институт не будет ограничивать себя единичной сделкой мушарака. Всегда будет присутствовать диверсифицированный портфель мушарака. Если банк профинансирует 100 своих клиентов на основе мушарака, после изучения осуществимости каждого из предложений, маловероятным будет результат, что все эти мушарака или большинство из них приведут к убыткам. При принятии необходимых мер и соблюдения должной предосторожности максимум, что может произойти, так это то, что лишь некоторые из них приведут к убыткам. Однако, с другой стороны, прибыльные мушарака-проекты принесут больше прибыли, нежели ссудно-процентный заём, так как фактическая прибыль будет распределяться между клиентом и банком. Следовательно, маловероятно, чтобы портфель мушарака в целом принёс убытки; возможность того, что весь портфель повлечёт убытки, является лишь теоретической, которая не должна обескураживать вкладчиков. Подобная теоретическая возможность убытков финансового института гораздо ниже вероятности убытков для открытой акционерной компании, чья деятельность ограничивается лишь одной коммерческой сферой. При этом люди покупают акции подобных компаний, и возможность убытков их не останавливает. Надёжность же банка или финансового института более высокая, так как их мушарака-активность будет диверсифицирована таким образом, что убыток по одной операции мушарака будет компенсирован прибылью от других операций мушарака.
Кроме того, исламская экономика должна сформировать мировоззрение, согласно которому любая прибыль, зарабатываемая за счёт денег, должна быть вознаграждением за принятие на себя рисков бизнеса. Этот риск может быть минимизирован посредством анализа и диверсификации портфеля до той степени, что он станет лишь гипотетическим или теоретическим. Однако не существует пути устранить этот риск полностью. Тот, кто хочет получить прибыль, должен принимать на себя хотя бы минимальный риск. Так как подобное понимание уже имеется в отношении открытых акционерных компаний и никогда не воспринималось в качестве препятствия то, что акционеры подвержены риску убытков. Проблема была создана системой, которая отделяет банкинг и финансирование от обычной коммерческой активности и которая заставила людей поверить, что банки и финансовые институты имеют дело лишь с деньгами и бумагами, не имеют ничего общего с настоящими результатами в торговле и промышленности. Таким образом, утверждается, что они заслуживают фиксированный возврат в любом случае. Подобное разделение финансового и реального секторов нанесло огромный вред экономике на макроуровне. Когда мы говорим об исламском банкинге, мы никогда не подразумеваем, что он должен следовать этой традиционной системе во всех отношениях. Ислам имеет собственные ценности и принципы, которые не признают разделение финансового и реального секторов. Если люди будут обладать пониманием исламской экономической системы, то они будут инвестировать в финансовый сектор, несмотря на теоретический риск убытков, более охотно, чем они инвестируют в прибыльные открытые акционерные компании.
Мухаммад Таки Усмани