
Мы продолжаем публиковать статьи о мусульманском гении экономической, исторической, политической и социальной мысли, опередившего века – Абу Зайде Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Халдуна аль-Хадрами аль-Ашбили.
Сегодня мы поговорим о таких переменных, выделенных учёным, как «люди», «государство» и «Шариат».
Люди (N)
Ибн Халдун заявляет о том, что «люди являются социальными по своей природе и предпочитают жить вместе. Это потому, что индивидуально они не в состоянии выполнить все свои основные потребности или даже защищаться. Они остро нуждаются в помощи и сотрудничестве с другими. Они не могут выжить в состоянии конфликта, вражды и несправедливости, потому, что такие состояния делают социальную жизнь невозможной. Следовательно, очень важно иметь чувство групповой принадлежности и ограничитель в виде власти или правительства в целях предотвращения конфликтов и несправедливости и, чтобы держать людей вместе».
Государство (G)
В круговой причинности Ибн Халдуна государство играет важную роль, но оно не приобретает характер монолитного или деспотического государства, прибегающего к высокой степени всесторонней регламентации. В интересах собственного выживания правительство не должно осуществлять абсолютную власть. Оно не должно чувствовать, что, только потому, что оно у власти, оно может делать всё, что ему заблагорассудится. Ему лучше использовать свои полномочия для того, чтобы рынки нормально функционировали и создать надлежащие условия для реализации развития (G) и справедливости (j).
Концепция государства Ибн Халдуна, как и у других мусульманских учёных, это государство, ориентированное на благосостояние, умеренное в тратах, уважающее права людей на частную собственность и избегающее обременительного налогообложения. Своими расходами и справедливой политикой оно способствует развитию, а чрезмерным налогообложением и несправедливой политикой оно препятствует развитию. Иными словами, Ибн Халдун выступает за государство, чьи властные полномочия, а также плоды властных полномочий справедливо распределены, и которое содействует справедливости, развитию и процветанию.
Ибн Халдун считает, что государство – это крупнейший рынок, из-за его огромных расходов на благосостояние своего народа. Но он считает, что непосредственное вмешательство государства в экономическую деятельность неприемлемо. Это не только уменьшит возможности для его народа (N), но и, в конечном счете, навредит самому государству. (В наши дни это явление называется «вытеснением» частного сектора).
Вместо этого государство должно помочь людям в более эффективном ведении бизнеса и не допускать эксцессов и несправедливостей. Эталон государства по Ибн Халдуну, таким образом, это ни государство невмешательства, ни тоталитарный режим. На самом деле государство гарантирует преобладание Шариата и выступает в качестве инструмента для развития человеческого потенциала и благосостояния.
Роль Шариата (S)
Ибн Халдун считает, что «кодекс поведения, необходимый человеческим обществам для развития, является наиболее эффективным тогда, когда он бесспорно принимается и готов к соблюдению всеми. Тот кодекс поведения, который приемлем и готов к соблюдению, являющийся лучшим – это кодекс, имеющий божественное происхождение».
Он также заявляет, что Шариат служит благосостоянию народа, способствует сотрудничеству, уменьшает различия и продемонстрировал наимощнейшее цементирование для связывания большой группы людей вместе. Это помогает прививать у людей (N) социально желательные качества, такие как трудолюбие, правдивость, честность, умеренность и дух коллективизма, что поможет развитию, справедливости, взаимным интересам, сотрудничеству, миру и гармонии и сдерживанию социально вредного поведения.
Он может оказать вразумительное влияние на использование ресурсов и способствовать балансу ресурсов. В отсутствие этих качеств в людях (N), существует неравенство, дисбаланс, неудовлетвор1нность и народные волнения, которые в конечном итоге приведут к экономическому спаду и распаду общества.
Концепция индивидуальной ответственности в будущей жизни, при встрече с Всевышним Аллахом, от Которого ничто не может быть скрыто, служит мощным механизмом уменьшения потайных путей повышения личной выгоды за счет других, когда поймать человека невозможно. Иначе власти не смогут искоренить подобную практику.
Для большинства мусульман, возможно, покажется немного странным, что Ибн Халдун включил Шариат (S) в качестве зависимой переменной. Так как он основан на ниспосланном слове Божием, мусульмане могут считать так же, как Ибн Халдун, что Шариат является «руководством для всего, что хорошо и ведёт к хорошему».
Тем не менее, мы обретаем ясность в позиции Ибн Халдуна , как только мы узнаем, что Шариат (S) предоставляет только широкие стандарты, которые необходимо развивать в соответствии с изменяющимися потребностями людей (N).
Выполнение Шариата (S) также необходимо обеспечивать. Это не может произойти, если алимы либо слишком с широким кругозором или слишком жестки и идеалистичны, политическая власть (G) является нечестной и не желает помогать им в выполнении Шариата (S), и народ (N) охвачен нищетой, невежеством и репрессиями. В этом смысле нетрудно представить Шариат (S) в качестве зависимой переменной.
Но это не ставит под сомнение ни его превосходство, ни неизменные части его содержимого. По словам аль-Маварди, это свидетельствует о высказываниях Пророка, мир ему, что «Бог ограничивает через султана то, что Он не ограничивает через Коран».
По словам Анаса ибн Малика, «бедность может привести к грани неверия».
Ибн Халдун утверждает, что можно также постичь правду в заявлении аль-Маварди о том, что несправедливость приводит к коррупции (фесад) человеческого общества и распаду (хараб) своей цивилизации в связи с неосуществлением реализации стратегических целей Шариата.
Развитие тафсира и фикха зависит от изменения социально-экономического и политического положения исламского мира, даже если сердце Шариата и было тщательно сохранено. Это объясняет, почему в период мусульманского упадка фикх значительно не улучшился, а занялся весьма непродуктивными дискуссиями.
Это также объясняет, почему Шариат перестал адекватно применяться тогда, когда другие критические переменные пострадали от продолжительных неудач. Таким образом, наступило время, чтобы понять, что сила Шариата (S) в значительной степени зависит от восприятия, мощи, перспектив политической власти (G), людей (N) и поощрения богатства (W), развития (g) и справедливости (j).
(Продолжение следует)
Читайте опубликованные ранее главы:
Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века
Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 2