Вопросы занятости женщины в Исламе

2 декабря 2015, 10:04

Женщина в Исламе поставлена на очень высокую ступень, её статус непоколебим. Наряду с хрупкостью женщина обладает всеми возможностями для реализации заложенного в ней творческого, экономического, социального потенциала. Важно помнить, что женщина, сохраняя свой нежный образ «хранительницы домашнего очага», оставляя за собой статус оберегаемой личности, соблюдая все нормы и правила поведения с точки зрения норм исламского права, может и должна реализовать себя на пользу своей семье и обществу.

В условиях развёрнутого образа эмансипированной женщины вопрос, а должна ли женщина учиться, работать, стал звучать чаще. Безусловно, заложенные Всевышним в женщине качества и предназначение – это мать, сестра, жена, бабушка, хранительница домашнего очага, ось вращения семьи, центр уюта, покоя и тепла. Но в современном мире роль женщины в жизни семьи и общества становится всё более многогранной.

Женщине нужно получить образование, чтобы была возможность устроиться на работу, которая позволит ей обеспечить себя и детей в случае неблагополучного исхода её семейной жизни, что вполне возможно.

Для многих термин «мусульманская бизнес-леди» покажется странным. Во многих случаях возникает диссоциация, когда трудно представить женщину-мусульманку, покрытую с головы до ног, с утра до вечера занятую хозяйством, многочисленным потомством и выполнением указаний мужа – и одновременно занимающуюся определённым бизнесом или работой в офисе. Сюда часто примешиваются стереотипы о существующих религиозных табу. Но история Ислама свидетельствует об обратном, и это часто находит подтверждение в современном мире.

Ещё до того как Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) была вверена пророческая миссия, он был нанят на службу состоятельной и уважаемой женщиной из рода курайшитов Хадиджей бинт Хувайлид. Он водил торговые караваны из Хиджаза в аш-Шам и управлял торговыми сделками, принося прибыль. Увидев коммерческий успех своего управляющего, предпринимательница Хадиджа была поражена его честностью, порядочностью и верностью обещаниям – качествами, которых так не хватает людям, занимающимся подобного рода делами. После того как Пророку (мир ему и благословение) были ниспосланы божественные откровения, Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), ставшая его супругой, распорядилась своим имуществом во благо призыва к Исламу, который проводил её муж. Это стало возможным потому, что Ислам провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины и наделил её неотъемлемым правом самой распоряжаться своим имуществом, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. Во времена Пророка (мир ему и благословение) многие женщины занимались, если сказать современным языком, малым бизнесом: кто-то шил одежду, кто-то выделывал кожу, кто-то кормил и воспитывал детей, а кто-то вёл торговлю.

Всё чаще мы становимся свидетелями многочисленных фактов, говорящих, что роль женщины-мусульманки обширна и не ограничивается только её домом, семьёй и домашним хозяйством. При желании женщина с согласия мужа или родственника, который несёт ответственность за сохранность её чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной жизни социума, работать во благо общества в приемлемых для неё сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария и т. д. Женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью. Без дальнейшего перечисления ясно, что учёба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены.

Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчины) «с головой уйти» в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым её связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться «на ней». Для того чтобы женщина могла более равномерно распределять своё время между работой и семьёй, некоторые специалисты предлагают «материнский» путь профессионального роста и продвижения по службе – к примеру, организацию надомного труда, что распространяется сегодня в серьёзных масштабах.

Существенной подвижкой в реализации трудового потенциала мусульманки может стать так называемый надомный труд, или дистанционная занятость. В эпоху процветания информационных технологий и развития механизмов правового регулирования трудовой деятельности возникает огромное количество разновидностей найма работников. Это сочетание гибкого графика работы, неполной рабочей недели и возможности уделять больше времени семье. Да и удовольствия в этом случае работа способна принести гораздо больше, нежели стандартная «от звонка до звонка». А посему выбор за женщиной: достаточно ли ей трудодней в быту или пришло время для новой записи в трудовой книжке? 

Аиша Ахмедова 

Метки: