
Какая разница между пророком (наби) и посланником (расул)?
Тот, к которому Всевышним Аллахом ниспослано вахью (откровение) с Шариатом и поручено донести этот Шариат до народа, является посланником (расул). А тот, к которому было ниспослано откровение, но не было поручено донести его до народа, является пророком (наби).
Тот, кто не является пророком, не может быть посланником. Посланники – это избранные из пророков.
Сколько посланников и пророков было отправлено Всевышним к народу?
Большинство учёных-богословов говорят, что пророков было 124 тысячи. Другие алимы утверждают, что их точное число известно только Аллаху. Из этих проро¬ков были избраны 313 посланников. Поэтому посланники почётнее пророков. Избранными же из посланников являются пятеро, которых называют «Улуль-‘азми», – Мухаммад, мир ему и благословение, Ибрахим, Муса, Иса, Нух, мир им всем.
Можно ли стать пророком благодаря своим стараниям в поклонении?
Сколько бы человек ни старался в богослужении и самосовершенствовании, он никогда не станет пророком. Всевышний Аллах Сам избирает из людей особых Своих рабов для выполнения пророческой миссии.
Могут ли приближённые к Аллаху люди – авлия – дойти до уровня пророков?
Каким бы величайшим ни был вали, он не достигнет уровня пророка.
Имена каких пророков приведены в Коране?
Это Адам, Идрис, Нух, Ибрахим, Альяса‘, Исхак, Я‘куб, Исма‘ил, Салих, Закария, Аюб, Муса, Шу‘айб, Давуд, Харун, Юсуф, Худ, Лут, Ильяс, Зуль-Кифли, Яхья, Сулайман, ‘Иса, Юнус, Мухаммад (мир им и благословение Аллаха).
Некоторые алимы полагают, что Зуль-Карнайн, Хизри, Лукман и Юша‘ тоже были пророками, другие говорят, что они были из авлия.
Перечислите качества, обязательно присущие пророкам, и те, которые невозможны, а также допустимые для них качества.
Всевышний Аллах наделил пророков совершенными качествами, то есть признаками пророческой миссии, присущими только им. Такими признаками пророков являются:
1. Правдивость. Пророк не может говорить неправду, ибо приходит он со Словом Аллаха. Если бы пророк хоть раз сказал неправду, то это означало бы, что таково веление Всевышнего Аллаха, ибо пророки строго следуют Его велениям. Кроме того, у людей возникли бы сомнения, и они не смогли бы различить в его словах правду и ложь.
2. Непогрешимость. Пророк не может в своём поведении отклониться от пути, указанного Всевышним, то есть совершить греховное, ибо поведение пророка является образцом для подражания остальным людям. Если бы пророк совершил хоть один недостойный поступок, то это означало бы, что таково веление Всевышнего и что такой поступок вправе совершить любой человек.
3. Интеллектуальное совершенство. Пророк не может быть умственно неполноценным человеком, ибо то, с чем он пришёл, – это и есть совершенство. Если бы пророком был глупец, то таковым посчитали бы люди и то, что он проповедует. Кроме того, он не смог бы в дискуссиях отстоять истину, доказать свою правоту людям.
4. Доведение до людей того, что поручено довести до них. Пророки получают откровение от Аллаха и обязаны полностью передать людям то, что велено им Всевышним, ибо они избраны Аллахом именно для доведения до людей истины.
Пророки не могут иметь качества, противоположные перечисленным выше, то есть они недопустимы для них. Это лживость, греховность, умственная ограниченность и сокрытие от людей того, что было поручено им Всевышним Аллахом довести до них.
Кроме того, существует ещё один допустимый для пророков сифат. Это различные состояния людей, не унижающие, не оскорбляющие, то есть не подрывающие их авторитет. Например, сон, болезнь, принятие пищи и питья, женитьба, занятие торговлей, выражение радости и печали и т. д. А такие состояния, которые могут подорвать их авторитет (например, эпилепсия, шизофрения и т. д.), пророкам не присущи.
Итак, всего получилось девять сифатов: четыре обязательных, четыре недопустимых и один допустимый.
Следует также отметить, что пророками могут быть только свободные мужчины.
Каков порядок достоинства народов перед Всевышним Аллахом?
Самые достойные из всего человечества – это пять пророков, называемые «Улуль-‘азми», среди которых самым лучшим является Мухаммад (мир ему и благословение), затем Ибрахим, Муса, Иса, Нух (мир им всем). После них идут другие посланники, а за ними пророки. За пророками следуют старшие ангелы – Джабраил, Микаил, Исрафил, Азраил (мир им) и другие, затем лучшие люди из уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Абу Бакр, Умар, Усман, Али (да будет доволен ими Аллах), далее сподвижники, которых Посланник (мир ему и благословение) при жизни поздравил Раем – Талхат бин Убайдуллах, Зубайр бин ‘Авам, Абдуррахман бин ‘Авф, Саид бин Зайд, Са‘ад бин Аби Вакас, Абу Убайдат ибн Джаррах (да будет доволен ими Аллах). После них достойными являются сподвижники, участвовавшие в битвах при Бадре, Ухуде, затем сподвижники «Бай‘ату ризвана», далее остальные сподвижники, таби‘ины и имамы мазхабов.
Некоторые алимы говорят, что среди сподвижников самыми достойными являются дети Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и его род. Да будет доволен ими всеми Аллах!
Что необходимо знать каждому мусульманину о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение)?
Каждый мусульманин должен знать, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является одним из детей Адама (мир ему), из религии Ибрахима (мир ему), из рода Исмаила (мир ему). Он является чистокровным арабом из племени Курайш, рода Хашима, родился в Мекке, его отцом был Абдуллах, а матерью – Аминат. Он имел прекрасную внешность: был белокожим с красивым румянцем. При достижении 40 лет Всевышний Аллах возложил на него пророческую миссию.
На протяжении 23 лет к нему ниспосылался Коран. Он распространил религию Аллаха – Ислам. Его Шариат отменил все предыдущие шариаты. Умер он в Медине в возрасте 63 лет и похоронен в комнате Айши, которая ныне находится внутри мечети Пророка (мир ему и благословение).
Когда наступит Судный день?
Мы убеждены в том, что существует Всевышний Аллах – Творец всего сущего, также мы знаем, что в Его Коране и хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) содержится только истина. О наступлении Судного дня и о потусторонней жизни мы знаем из Корана и хадисов.
Когда этот день наступит – известно только Всевышнему Аллаху. Но в достоверных хадисах рассказывается о признаках, предшествующих этому дню.
Малые признаки приближения Судного дня
Малыми признаками приближения Судного дня являются: послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение); появление его уммы; строительство высотных домов; украшение мечетей; увеличение невежества; ослабление веры; увеличение пьянства, прелюбодеяния и притеснения (зульму); неуважение родителей детьми и младшими старших; увеличение количества женщин и уменьшение числа мужчин; увеличение раздоров между мусульманами; частые песнопенья; хождение женщин в полуголом виде; увеличение количества женщин, занимающихся торговлей, и т. д.
Большие признаки приближения Конца Света
Объявление имама Махди, а также Даджала; сошествие Пророка Исы (мир ему); появление Яъджудж-Маъджуджа (Гог и Могог); появление говорящего животного Даббатуль-арзи; восход солнца с запада; появление дыма, заполняющего весь мир; пожар на стороне Ади, гонящий людей к Шаму; исчезновение Корана с Земли, то есть из книг и из памяти людей; разрушение эфиопами Каабы.
Махди является потомком рода Фатимы – дочери Пророка (мир ему и благословение). Когда он объявится, благодаря ему весь мир будет объят его справедливым правлением.
Даджал – это неверный, сбивающий людей, одноглазый (слепой на один глаз), имеющий надпись между глазами, что он неверный (кяфир). Эту надпись заметят только истинно верующие люди. Он будет подвергать мукам тех, кто не последовал ему. Несчастные люди перейдут на его сторону, а счастливые воспротивятся ему. Он может повелевать дождями. Пророк Иса (мир ему) снизойдёт на белый минарет в Дамаске на крыльях двух ангелов. Он совершит намаз за имамом Махди, будет выносить решения согласно Шариату Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Он убьёт Даджала, и увеличатся блага. Он женится, и у них родятся дети. Когда имам Махди после сорокалетнего правления умрёт, Иса (мир ему) его похоронит в Байт аль-Мукаддасе (в Иерусалиме), сам Иса (мир ему) умрёт в Медине, и похоронят его возле Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).
Яъджудж-Маъджудж – это многочисленное племя, которое будет спускаться толпами с гор и холмов и губить всё на земле, убивать людей. Они окружат Пророка Ису (мир ему) и его последователей на горе Тур, возьмут Байт аль-Мукаддас, будут пускать в воздух стрелы, мол, мы полонили тех, кто на Земле, полоним и тех, кто на небе. По мольбе Исы (мир ему) и его общины Аллах впустит в их ноздри мошек, и все Яъджудж-Маъджудж погибнут. Затем Господь направит на них птиц с шеями, подобно верблюжьим, которые их вынесут, куда захочет Всевышний.
Животное Даббатуль-арзи – это существо, от которого невозможно убежать, все народы его увидят на своей стороне, оно осветит лицо верующего (мумина) и затемнит лицо неверующего (кяфира). Мусульманина оно окликнет: «Эй, мусульманин!», неверующего – «Эй, кяфир!» Одному оно скажет, что он из обитателей Рая, другому – что он из обитателей Ада.
Солнце взойдёт с Запада, и случится это после смерти Пророка Исы (мир ему). Оно дойдёт до зенита и вернётся назад. Будет в закате (т. е. не взойдёт) в течение трёх дней, и тогда закроются врата покаяния.
Появится дым, который заполнит весь мир. Дым останется на Земле сорок дней, войдёт в утробу кяфирам и будет выходить из всех отверстий. А мусульманин будет чувствовать лёгкое недомогание (подобное предгриппозному).
Огонь, который появится в Адне, всех людей погонит в Шам (Сирию), всюду с ними (и в ночёвке, и в остановке) будет этот огонь.
Коран очистят с языков, с листа и из сердца. На Земле ничего не останется от Корана. Когда люди из Эфиопии станут разрушать Каабу, наступит Судный день.
О муках и благах в могиле
Достоверно, что в могиле плохого подвергнут каре, а праведного одарят благами. Могила бывает или садом из садов Рая, или ямой из ям Ада. Могила праведного освещается и расширяется настолько, сколько охватывает взор. Могила неверующего и плохого становится мрачной и тесной. Это всё человеческий глаз не может видеть, ибо это относится к потустороннему миру. Кара неверным бывает постоянной, а для грешных мусульман кара заканчивается через определённое время.
Главными аргументами в пользу сказанного являются Коран и хадисы, а в них, как известно, бывает только истина.
О сжимании могилы
Могила сжимается настолько, что обе её стороны соприкасаются друг с другом. После этого для праведных расширяется, а для неверных – остаётся в сжатом виде. Сжимается она для всех: для маленьких и взрослых, для хороших и плохих. Не сжимается могила только для пророков, матери халифа Али Фатимат бинт Асад и для того, кто на смертном одре 200 раз прочёл суру «Аль-Ихлас».
О допросе в могиле
Когда похоронят раба Божьего, к нему в могилу явятся два ангела – Мункар и Накир. Они спросят, что он думает о человеке по имени Мухаммад (мир ему и благословение). Если усопший верующий, то он ответит: «Он является рабом и Посланником Аллаха». Тогда скажут ангелы: «Ты посмотри на место, которое тебе было уготовано в Аду, но Всевышний Аллах даровал тебе Рай». И покажут ему Ад, потом Рай. Если же умерший был безбожником, то он ответит: «Я не знаю, люди что-то говорили о нём». Тогда ангелы ударят его железной кувалдой. Кроме людей и джиннов все услышат этот звук. (Бухари, Муслим)
В другом хадисе сказано, что его спросят: кто твой Господь, какова твоя вера и кто был послан к вам? Верующий ответит, что его Господь – Аллах, а религия – Ислам, и посланный к ним человек есть Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение). Неверующий не сможет ответить на эти вопросы.
Некоторые говорят, что когда они посмотрели в могилу, то не увидели там ничего удивительного. Как им ответить?
Во-первых, если какое-то явление не поддаётся зрительному восприятию, это не означает, что такое явление не существует вовсе. Во-вторых, глаза и уши даны нам для земного восприятия, а всё, что происходит в могиле, относится к потустороннему миру. Наши органы, предназначенные для восприятия материального мира, не могут видеть и слышать то, что происходит в могиле. Когда человек спит, он может видеть и слышать во сне многое, может видеть, что принимает еду, что его кусает змея, радуется, плачет и т. д. Но тот, кто стоит рядом и смотрит на спящего, ничего не знает о его состоянии, не видит и не слышит ничего. Спящий же испытывает мучения и радость во сне, несмотря на то, что другие этого не видят. Этот пример показывает, что невидение чего-то не отрицает его существования.
Кто и когда протрубит в Сур (рог)?
В Сур протрубит ангел Исрафил (мир ему). И сделает он это дважды. Первый раз – погибнет всё, что находится на Земле и Небесах, кроме Джабраила, Микаила, Израила и Исрафила (мир им), ангелов, несущих Арш и охраняющих Рай и Ад. Они умрут после. Погибнет всё, кроме Арша, Курса, Лавха, Калама (Перо), Рая, Ада и душ. Второй раз Исрафил (мир ему) протрубит в рог по прошествии сорока лет. Тогда умершие будут воскрешены.
Воскрешение людей в День Суда
После того, как ангел Исрафил (мир ему) протрубит в рог во второй раз, за короткое время все умершие воскреснут, и их поведут в долину Арасат (на Махшар). На Махшар придут по-разному, в зависимости от деяний: одни придут пешком, другие приедут верхом, а третьи скользя лицом вниз – это будут неверные.
Первым из могилы поднимется и выйдет на Махшар Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).
Отчёт на Махшаре в День Суда
В этот день некоторых без отчёта отправят в Рай, а от других потребуют отчёт. Отчёт тоже проводится по-разному: легко или трудно, скрытно или открыто. Т. е. Всевышний сам выявит деяния каждого, будь то совершённые языком, телом и т. д. Кого захочет – помилует, смоет грехи, кого захочет – накажет. Первым отчёт будут принимать у общины Мухаммада (мир ему и благословение).
О том, как в Судный день подаётся список деяний человеческих
Запись наших деяний ангелы хранят под Аршем. В День Суда, когда народ соберётся на Махшаре, по воле Всевышнего подует ветер, и подобно снежинкам к каждому подлетят записи о нём. Мумин эту запись примет правой рукой, неверный же возьмёт левой (его рука будет завёрнута за спину). Письма муминов бывают написаны буквами из нура, и, когда их прочтут, лица праведных осветятся.
Письма неверного будут написаны тёмными буквами, и, когда их прочтут, лица безбожников омрачатся. Мумин от радости покажет другим свои письма. Кяфир же скажет: «Лучше бы мне не давали их». К пророкам, ангелам и к тем, кто без допроса отправятся в Рай, в тот день письма не подадут.
В Судный день каждое плохое деяние, которое было совершено в этой жизни, оценят как одно деяние и накажут за него. Хорошие дела увеличатся от десяти до семисот раз (в зависимости от намерений).
О грехах, которые прощаются и не прощаются Аллахом в Судный день
В Судный день Всевышний не прощает грехи неверным. У мусульман смываются малые грехи их хорошими деяниями, большие грехи смываются покаянием. А долги и грехи человека перед людьми смываются только путём прощения или возмещения его в этой жизни, и искренним покаянием. У человека, умершего в вере, есть шанс на прощение Аллахом любых грехов.
О тех, кого накажут и не накажут в Судный день
Если люди были неверными, то их ждёт постоянная кара. Если всё время были покорны Аллаху, то их ждёт Рай. Верующим, покаявшимся в грехах, тоже уготован Рай. А верующих, которые грешили и умерли, не покаявшись, если Аллах захочет, то простит и отправит в Рай, если нет – накажет. Верующий, которого отправили в Ад, навечно там не останется. После завершения наказания, соответствующего его грехам, его выведут оттуда и поселят в Раю. Только неверующий останется вечно в Аду.
Трудности Судного дня
В этот день людей ждёт много трудностей: в соответствии со своими деяниями они будут погружены в противный пот; жара будет невыносимой; человеку запечатают рот, и его части тела заставят говорить о грехах, совершённых ими; от величия кары люди будут как пьяные. В этот день люди забудут отца, мать, сестру, брата, детей. Каждого будет беспокоить своя участь. Все люди будут там голыми, но они не заметят этого из-за переживаний и занятости своими проблемами и трудностями. Лица праведников будут белыми, а грешников – чёрными.
Кто является защищённым от кары в Судный день?
Трудности этого дня не испытают пророки и авлия. В этот день под тенью Арша будут находиться: справедливый правитель; юноша, который провёл жизнь в поклонении Аллаху; верующий, чьё сердце связано с мечетью; верующие, полюбившие друг друга ради Аллаха; тот, кто в одиночестве лил слёзы, вспомнив Аллаха и боясь Его; верующий, отказавшийся от соблазна, боясь Аллаха, когда его к этому толкала красивая женщина; верующий, который тайно ради Аллаха давал милостыню (садака).
О взвешивании деяний в День Суда и о весах
В Судный день установят весы с двумя чашами и язычком. На правой стороне будет светлая чаша, заполняющаяся добрыми делами. Вторая, чёрная чаша, будет заполняться плохими деяниями. На эти весы поставят бумаги с записями наших деяний. Тот, у кого светлая чаша окажется тяжелее, попадёт в Рай, а у кого чёрная, окажется в Аду. Эти весы не похожи на обычные весы, которыми мы пользуемся, они особые.
Хавз (водоём) Пророка (мир ему и благословение).
Этот хавз (водоём) имеет ширину, равную пути в месяц; вода в нём белее молока, ароматнее миска и слаще мёда; блюдец на нём больше, чем звёзд на небе; тот, кто один раз выпьет оттуда, никогда больше не будет испытывать жажду. Из этого хавза выпьют те верующие, которые искренне соблюдали Сунну Пророка (мир ему и благословение). У других пророков тоже будут свои хавзы.
Мост Сират
Сират – это мост, перекинутый через Ад и ведущий в Рай. Для одних он будет подобен просторной дороге, для других – тоньше волоса и острее лезвия сабли. Длина этого моста равна расстоянию в три тысячи лет. Всех людей пропустят через него. После перехода через этот мост попадают в Рай. Первыми этот мост перейдут Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его община. В этот день мольбой пророков будет: «О Аллах, саллим, саллим (т. е. спаси)». Переход по мосту тоже будет согласно деяниям. Одни будут переходить его в мгновенье ока, другие – со скоростью молнии, ветра, птицы, как конь на скаку, пешком, ползком; другие – пешком, изодрав ноги, держась руками, еле-еле. Неверные и грешники, которые отправлены в Ад, не смогут перейти его и упадут в Ад. На этом мосту бывают колючки, щипцы, которые препятствуют неверным. Чем правильнее человек будет жить на этом свете, тем легче будет ему перейти Сират. Насколько мы собьёмся с пути Аллаха, настолько нам будет трудно перейти через него.
Заступничество (шафаат)
Шафаат – означает помощь. В Судный день заступничество делают пророки, ангелы, авлия, алимы и т. д. Шафаат имеет восемь уровней:
1. Заступничество о начале допроса в Судный день.
2. Об отправлении одной общины в Рай без допроса.
3. Неотправление в Ад тех, кто заслуживают его.
4. Вызволение из Ада тех, кто уверовали в Единобожие.
5. Об увеличении благ уровней в Раю.
6. Прощение грехов, совершённых хорошими людьми.
7. Облегчение наказания неверующим, попавшим в Ад.
8. Ненаказывание детей язычников.
Заступничество Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Заступничество у Пророка (мир ему и благословение) будет самым большим, и его шафаат получит большинство. Самое большое заступничество принадлежит Мухаммаду (мир ему и благословение). В Судный день, находясь в безвыходном и тяжелейшем состоянии, к пророкам Адаму, Нуху, Мусе, Исе (мир им) придут люди с просьбой о том, чтобы они просили Аллаха о начале Суда. Они из-за страха перед величием Аллаха и ужасами этого великого дня не смогут просить о заступничестве и отправят их к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) же, подойдя под Арш и упав в земной поклон, воздавая никем ещё не возданную хвалу Аллаху, попросит о начале допроса для тех, кто находится на Махшаре. Всевышний Аллах примет его заступничество. Тогда те, кто были раньше, позже, джинны и люди – все воздадут хвалу Мухаммаду (мир ему и благословение). Это есть степень, которую Аллах обещал Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) в Коране – «Макамунмахмуд».
Кроме этого, есть ещё и другие заступничества, свойственные нашему Пророку (мир ему и благословение).
Ад
Ад – это место, созданное Всевышним Аллахом для наказания и мучения неверных и непослушных рабов из числа людей и джиннов. Огонь, что на земле, не сравним с огнем Ада. В Аду находятся змеи, яд – закум, хамим – напиток настолько отвратительный и горячий, что при поднесении ко рту обжигает всё лицо. У того, кого подвергают каре в Аду, один зуб бывает размером с гору Ухуд. Кожа бывает толще в 70 раз обычной, с каждым разом после прожигания вновь восстанавливается, чтобы подвергнуть человека каре ещё и ещё. Под ногами у того, у которого самое слабое наказание, бывает огонь такой силы, что он заставит кипеть его мозг. Ад имеет семь ступеней. В самый верхний Ад бросают верующих грешников, которым Аллах не простил грехи. В других ступенях Ада бывают неверные и останутся там навсегда.
Самый верхний слой называется «Джаханнам», ниже – «Лазза», «Хутамат», «Саир», «Сакар», «Джахил». Самый нижний – «Хавият» – предназначен лицемерам. В Коране и хадисах рассказано об Аде. В Аду подвергнут наказанию сильным морозом, и эта кара будет более мучительна, чем наказание огнём. Да убережёт Всевышний от него всех мусульман!
Река Кавсар
Кавсар – это особая река Пророка (мир ему и благословение), которая находится в Раю, у которой берега из жемчугов и драгоценных камней, дно из мускуса, вода вкуснее мёда, белее молока, запах тоже приятнее мускуса.
Рай
Рай – это дом благ, созданный Всевышним для уверовавших рабов, джиннов и ангелов. Вступившие в Рай останутся навсегда в нём. Рай – это вечный дом, который не имеет конца существования. Там находятся блага, которые человек никогда не видел, о которых не слыхал и не мог даже думать. Туда верующие попадают лишь по милости Аллаха. В Раю не бывает никакой нечисти (наджаса). Съеденное там превращается в приятный ароматный пот и икоту. Там бывает всё, что пожелает человек. Там радость бывает без печали, отдых без устали, богатство без нужды, красота без изъянов, молодость без старости.
Рай имеет различные уровни: «Джаннатуль-маъва», «Джаннатуль-хульди», «Джаннату‘адн», «Дару-ссалям», «Дару джаннат», «Дару-нна‘им». Самый высший уровень Рая называется Фирдавс. На каждом уровне Рая люди также распределены по своим деяниям, крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст – 33 года и одинаковый рост – приблизительно 37,5 метров. Невозможно передать красоту Рая. Например, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе от аль-Бухари и Муслима сказано, что если одна женщина из женщин Рая (гурия) появится на Земле, то она своим нуром осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Её головной убор (платок) лучше, чем весь мир, всё, что в нём. Жёны, которые вели себя правильно в миру, бывают лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.
Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете, и в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит всё это в десять раз (Муслим). Да одарит Аллах всех мусульман Раем!
О лицезрении верующими Всевышнего Аллаха в Раю
В Раю верующий увидит Аллаха. Об этом сказано в Коране. Но невозможно в миру узнать полностью истину о Его лицезрении. Нет ничего лучше, чем лицезрение Всевышнего. Лицезрение Его является самым большим благом в Раю. Некоторые удостоятся лицезрения Его только один раз, а другие, более почётные и самые вознаграждаемые рабы, смогут лицезреть Его многократно. Да сделает Аллах всех мусульман из числа тех, которые многократно смогут созерцать Его!
Вопрос: Что означает «иман»?
Ответ: Слово «иман» в переводе с арабского означает «вера».
Иман – это полное принятие всего того, с чем пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), то есть вера во всё то, что он говорил и передал народу от Всевышнего Аллаха.
Вопрос: Сколько столпов имеет вера?
Ответ: Иман имеет шесть столпов.
1. Вера в Аллаха.
2. Вера в Его ангелов.
3. Вера в Его Книги.
4. Вера в Его пророков.
5. Вера в Судный день.
6. Вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.
Вопрос: Что будет с человеком, не признающим хоть один из столпов веры?
Ответ: Тот, кто не уверует хоть в один из этих шести составляющих имана или засомневается в них, отойдёт от веры, т. е. станет кяфиром. Он должен сожалеть об этом, покаяться от всей души и просить Всевышнего о прощении. Затем он должен прочитать шахаду (свидетельство Единобожия), понимая смысл читаемого. Нужно уверовать во все шесть столпов имана и в то, что всё, с чем пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), является истиной. Во всё это человек должен уверовать сердцем и произносить вслух.
Вопрос: Как необходимо уверовать в Аллаха?
Ответ: Вера в Аллаха заключается в убеждённой вере, в которой нет ни тени сомнения, в то, что Аллах – Единый Бог, который достоин поклонения и которому необходимо поклоняться. Аллах существует вечно – без начала и без конца; Он не меняется во времени и время не меняется для Него. Он не нуждается ни в ком и ни в чём, не зависим ни от кого и ни от чего; нет ничего, подобного Ему. Он не похож ни на что и ни на кого, и нет ничего и никого, похожего на Него. Он Живой, Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Всеслышащий, обладающий Речью. Всё хорошее и плохое происходит по Его воле. Он порицает плохое и одобряет хорошее. Аллах создал всё сущее, властвует над ним и в силе его уничтожить. Он является Владыкой Дня Суда. Он – наш Господь, Господь всего сущего. Придание Аллаху сотоварищей, приравнивание к Нему кого бы и чего бы то ни было является тягчайшим грехом и называется ширком.
Также необходимо верить в то, что у Всевышнего Аллаха есть двадцать обязательно присущих Ему атрибутов (сифатов) и 99 прекраснейших имён-эпитетов («Аль-Асмаъ аль-хусна»), двадцать невозможных, недопустимых для Него качеств и одно – возможное. Необходимо верить в то, что Всевышний Аллах обладает всеми совершенными и достойными Его величия сифатами и чист от всяких недостатков, от всего, что недостойно Его величия.
Вопрос: Перечислите атрибуты (сифаты), обязательно присущие Всевышнему Аллаху.
Ответ: Атрибутов, обязательно присущих Всевышнему, двадцать:
1. Существование. 2. Вечность без начала. 3. Вечность без конца. 4. Бесподобие. 5. Независимость от чего-либо или кого-либо. 6. Единственность. 7. Всемогущество. 8. Воля. 9. Всезнание. 10. Жизнесущность. 11. Всеслышание. 12. Всевидение. 13. Речь. 14. Всемогущий. 15. Имеющий волю. 16. Всезнающий. 17. Вечно живой. 18. Всеслышащий. 19. Всевидящий. 20. Разговаривающий.
Коран, хадисы и здравый смысл утверждают эти двадцать атрибутов по отношению к Всевышнему Аллаху.
Вопрос: Назовите атрибуты, не присущие и невозможные для Всевышнего.
Ответ: Атрибуты, противоположные вышеназванным, не присущи и недопустимы для Всевышнего Аллаха:
1. Небытие. 2. Наличие начала. 3. Наличие конца (смерти). 4. Подобие чему-либо или кому-либо. 5. Зависимость от чего-либо или кого-либо. 6. Множественность (т. е. существование более одного). 7. Отсутствие всемогущества. 8. Неимение воли на что-либо. 9. Незнание чего-либо. 10. Отсутствие жизни. 11. Не всеслышание. 12. Не всевидение. 13. Отсутствие речи. 14. Не всемогущий. 15. Не имеющий воли. 16. Не знающий что-либо. 17. Неживой. I8. Не слышащий что-либо. 19. Не видящий что-либо. 20. Не разговаривающий.
Священный Коран, хадисы и здравый смысл доказывают невозможность этих сифатов для Всевышнего Аллаха.
Вопрос: Какой атрибут допустим, возможен для Всевышнего Аллаха?
Ответ: Это создание чего-либо логически возможного. Если Аллах захочет что-либо, то Он создаёт его, если не захочет – не создаёт.
Вопрос: Перечислите прекраснейшие имена Всевышнего Аллаха.
Ответ: Кроме атрибутов, свойственных Аллаху, Он имеет ещё и 99 прекраснейших имён-эпитетов. Есть хадис, в котором говорится, что тот, кто перечислит эти 99 имён, войдёт в Рай. Другой хадис подтверждает, что тот, кто выучит наизусть 99 прекрасных имён, получит Рай. Всевышний имеет неисчислимые совершенные атрибуты и прекрасные имена, сущность которых знает только Он Сам. Его великое имя Аллах включает в себя все 99 имён-эпитетов.
الله | الرحمن | الرحيم | الملك | القدوس | السلام | المؤمن | المهيمن | العزيز | الجبار | المتكبر | الخالق | البارئ | المصور | الغفار | القهار | الوهاب | الرزاق | الفتاح | العليم | القابض | الباسط | الخافض | الرافع | المعز | المذل | السميع | البصير | الحكم | العدل | اللطيف | الخبير | الحليم | العظيم | الغفور | الشكور | العلي | الكبير | الحفيظ | المقيت | الحسيب | الجليل | الكريم | الرقيب | المجيب | الواسع | الحكيم | الودود | المجيد | الباعث | الشهيد | الحق | الوكيل | القوي | المتين | الولي | الحميد | المحصي | المبدئ | المعيد ا المحيي | المميت | الحي | القيوم | الواجد | الماجد | الواحد | الأحد | الصمد | القادر | المقتدر | المقدم | المؤخر | الأول | الآخر | الظاهر | الباطن | الوالي | المتعالي | البر | التواب | المنتقم | العفو | الرءوف | مالك الملك | ذو الجلال والإكرام | المقسط | الجامع |الغني | المغني | المانع | الضار | النافع | النور | الهادي | البديع | الباقي | الوارث | الرشيد | الصبور
Вопрос: Что является доказательством существования Аллаха?
Ответ: О существовании Аллаха мы знаем по созданию этого мира, окружающего нас. Все видят, что от мельчайших частиц (молекул, атомов) до земли, неба, солнца, звёзд, полезных ископаемых, трав, деревьев, морей, рек – во всём этом видится удивительное создание и бесподобный порядок. Всё это свидетельствует о существовании Всевышнего Аллаха. Никто, кроме Самого Аллаха, не способен понять истинное величие Всевышнего.
Вопрос: Что ещё необходимо знать о Всевышнем Аллахе?
Ответ: 1. В какой бы форме человек ни станет представлять себе Аллаха, Он не похож на это.
2. Всевышний имеет 99 прекрасных имён.
3. Аллах – Один, Он Один в Сущности, в атрибутах и в делах. То есть Аллах, как другие создания, не состоит из частей. Ничто и никто не принимает участия в делах Всевышнего Аллаха.
4. Аллах ни в чём и ни в ком не нуждается, а все Его творения нуждаются в Аллахе. Существование Аллаха, Его бытие тоже не зависимо ни от чего.
Он не нуждается в месте (опоре), и у Него нет стороны. Времена не властны над Ним, но Он властен над временем. Он был ещё до создания (бытия) времени, места и стороны, и теперь Он существует так же, как и до сотворения пространства и времени, и будет существовать вечно. Аллах чист от всего недостойного Его величия.
5. Как человек имеет начало своего рождения, так имеют начало и его качества, т. е. знания, возможности, зрение, слух, речь человека имеют начало и конец. А атрибуты Всевышнего вечны, как и Он сам.
6. Так как Всевышний Аллах не похож ни на что и не нуждается ни в чём и ни в ком, Он видит без глаз, слышит без ушей, говорит без речевых органов, без звука и букв; познаёт без мозга, делает без рук и без инструментов. Всевышний говорит (смысл): «Ничто не подобно Аллаху». Как пожелает Он, так и происходит.
Видение человека не может быть похоже на видение Всевышнего. Человек видит только определённую часть из того, что существует. Он не видит, например, слишком маленькие предметы, а также не видит в темноте. При сосредоточении взгляда на один предмет человек не видит другой. Всевышний чист от таких недостатков. Он видит одинаково и Солнце на небе, и микроскопическое существо на глубине океана.
8. Возможности человека очень ограничены. Он болеет, не бывает способен ко всему, что хочет; он нуждается в помощи, ему что-то бывает необходимо; что-то ему даётся легко, а что-то с трудом. Всевышний Аллах чист от таких недостатков. Ему нет разницы в Создании всего мира или одного существа – за время меньшее, чем миг, произойдёт то, что Он пожелает.
9. Человек не слышит все звуки. Тихий или дальний звук он не способен услышать. Один звук не даёт ему услышать другой звук. Всевышний Аллах слышит самый тихий или громкий звук. Нет звука, который Он не услышал бы.
10. Ничего не происходит против воли Всевышнего Аллаха. Никто не заставляет Его что-либо делать. Всё, что произойдёт, Он знает заранее.
11. Нельзя говорить, что Аллах находится везде. Нужно говорить, что Аллах в Своём величии, и Его могущество, воля и знание существует везде. Категорически нельзя говорить, что Он находится где-то, например, на ‘Арше.
12. В этом мире никто, кроме Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), не видел Всевышнего и не увидит. В Потустороннем мире Его увидят истинно верующие (му'мины).
13. Всевышний Аллах чист от имения каких-либо частей тела: рук, глаз, сторон (верх, низ, вперёд, назад, слева, справа); движения или остановки; места и времени; имения частей или расчленения, а также других признаков и качеств, свойственных Его созданиям. Он не похож ни на что, и ничто не похоже на Него.
Из вышесказанного следует, что хотя есть сходство между названиями некоторых атрибутов Аллаха и качествами человека, они вообще не похожи друг на друга.
14. Истинное Величие Всевышнего не знает никто, кроме Самого Аллаха. Даже пророки и ангелы не знают это. Но, судя по мудрости и красоте того, что создал Аллах, мы знаем, что Его Величие, Возможность, Мудрость, Знания – безграничны. Поэтому мы должны знать и о бескрайнем величии всего созданного Всевышним и размышлять обо всём этом.
Пророк (мир ему и благословение) в хадисе говорит: «Вы не размышляйте о самом Аллахе, а размышляйте о Его созданиях». Всевышний Аллах ниспослал в Коране аят (смысл): «Ты скажи им: “Вы размышляйте о том, что есть на небе и на земле”» (сура «Юнус», аят 101).
Этот удивительный мир, небеса, планеты, звёзды и галактики – огромен. Нам трудно даже представить всё это. А наша планета Земля в отношении Вселенной ничтожно мала. Эту Вселенную Он может создать за одну долю секунды и так же может погубить её.
Возраст гурий
Вопрос: Мы знаем, что в Раю всем будет по 33 года. А райским гуриям тоже будет по 33 года?
Ответ: Райские гурии будут младше и старше, то есть какую пожелает обитатель Рая (Фатхуль Аллам).
Взвешивание деяний неверующих
Вопрос: Будут ли взвешиваться деяния у неверующих?
Ответ: Деяния неверующих будут взвешиваться, но ничего полезного для того света в их деяниях не будет (Фатху Аллам).
Супруг в Раю
Вопрос: Женщина, которая несколько раз выходила замуж, с кем будет в Раю?
Ответ: Анас ибн Малик сообщает, что Умму Хабиба спросила: «О Посланник Аллаха, если у женщины в мирской жизни было два супруга, то в Ахирате с кем она будет?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «С тем, у кого был хороший нрав». Затем Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Умму Хабиба, хороший нрав – это благо обоих миров».
Абу Дардаъ рассказывает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Женщина будет с последним мужем».
В этих двух хадисах нет противоречия друг другу.
Смысл хадиса, который рассказал Абу Дардаъ, в том, что если женщина разошлась с предыдущими мужьями и умерла с последним мужем, то будет с последним мужем. А смысл хадиса, который сообщила Умму Хабиба, в том, что если женщина в мирской жизни выходила замуж несколько раз, то в Ахирате она сама будет выбирать наилучшего нравом (Фатава аль-Хадисия).
Иман
Вопрос: Посредством чего слабеет иман?
Ответ: Насколько человек поклоняется, настолько укрепляется иман, и насколько человек оставляет поклонение, настолько слабеет иман (Фатава Мухаммадия).