
Мухаммад Рабаданов родом из селения Куркебимахи Акушинского района Дагестана. На данный момент работает председателем совета имамов Левашинского района республики. А до этого больше двух лет проработал имамом на другом конце нашей страны – на острове Сахалин, на его юго-западном побережье, в городе Холмск на берегу Невельского залива в Татарском проливе Японского моря. О своей деятельности богослов рассказал в интервью порталу ISLAMDAG.RU, выдержки из которого мы предлагаем к ознакомлению.
В эту командировку на Сахалин молодой имам поехал с семью. «У меня такое правило – куда я, туда и моя семья, чтобы не оставлять их на чьей-то шее, чтобы они были рядом, чтобы, если что, я мог им помочь, поэтому забрал с собой жену и детей», – делиться Мухаммад.
– Как вы приступили к работе имамом на Сахалине, не зная местного населения?
– В городе, где я работал, была только молельная комната, пятничный намаз там до этого не совершали. Вначале ко мне на пятничный намаз приходили только три человека. Потихоньку людей становилось больше.
Мусульмане там были, просто в мечеть не ходили. И вот моей задачей было собрать и сплотить этих мусульман в соблюдении шариатских основ. Я составил себе план. Ездил по рынкам, торговым центрам, стройкам, ярмаркам, подходил, знакомился с мусульманами, угощал чаем, приглашал на коллективные молитвы в наш молельный дом.
Со временем организовали большое мероприятие для мусульман в Доме культуры, договорившись с администрацией города. Провели мероприятие и благотворительный ужин в местном интернате для людей с ограниченными возможностями.
Очень мне помогала газета «Ас-Салам». Предлагая «Ас-Салам», рассказывая об этой газете, я устанавливал дружеские отношения и призывал мусульман к соблюдению Ислама.
После тех двух лет, что я там призывал, сейчас в этой молельной комнате на пятничный намаз собираются пятьдесят человек, многих мы там сочетали никахом – мусульманским браком. Сейчас там проходят уроки по основам Ислама, обучение чтению Корана, и имам там есть, которого я после себя оставил – дагестанец.
– Какая наиболее распространённая проблема была там у мусульманского населения?
– Работая, они пропускали обязательные для мусульман молитвы. Самая главная задача была в том, чтобы они начали делать намаз, над этим мы много трудились, призывали. Проводили мавлиды или готовили на площади плов и раздавали. Многое предпринимали, чтобы наставить и объединить мусульман.
Но лучше всего, конечно, всё получалось через газету «Ас-Салам». Я везде её раздавал мусульманам. А ещё я, получив одобрение старших, занялся там своим родовым ремеслом – торговлей.
Папа мне отсюда отправлял шкуры, шапки, папахи, там я их реализовывал. Через торговлю я и вёл основной даават, со многими знакомился на рынках, ярмарках и всем рассказывал об Исламе. А потом местные жители начали приглашать меня к себе, часто звали прочитать им Коран. У них так принято – пригласить человека, умеющего читать Коран, собраться и слушать чтение.
– Как родители отнеслись к тому, что сына отправляют на Дальний Восток?
– Сначала, когда мне объявили, что отправляют на Сахалин, родные разволновались, начали переживать, и я попросил своё руководство как можно скорее купить билеты и отправить меня (смеётся). Потому что лично для меня нет никакой проблемы в том, чтобы куда-то поехать, обвыкнуть там, работать. Только семье было сложно, они дома сидели. Родных, знакомых нет, они чаще дома сидели, пока я работал.
– Какие ещё проблемы там были распространены?
– Никях был очень распространённой проблемой. Многие мусульмане и не знали ничего о никяхе. Они жили в браке, зарегистрированном лишь в ЗАГСе, или даже без того. Многие и не знали, и стеснялись подойти к имаму. Но спустя время приходили к нам в молельный дом заключать никях.
Беседовала АйшаТухаева
Фото: ISLAMDAG.RU, Алексей Бублик
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru