
В эти дни начинается ежегодный «конгресс» мусульман всего мира, это обряд паломничества – хадж. Со всех уголков планеты в священные города Мекку и Медину стекаются миллионы верующих, объединённые одной целью – заслужить довольство Господа и Его Посланника ﷺ. Уже 26 лет мусульмане России принимают активное участие в этом «всемирном форуме», делегируя туда тысячи верующих. В этом году россиян выехало в хадж как никогда много. Об особенностях организации паломничества мы поговорили с заместителем руководителя Хадж-миссии России Магомедом Ажуевым.
– Магомед Владимирович! Нам приятно видеть вас в гостях у нашего издания. Мы много лет знакомы с вами как с неутомимым общественником, знатоком религиозных и национальных традиций российских мусульман, объездившим едва ли не все регионы проживания мусульманских народов нашей страны и ближнего зарубежья с благородной миссией укрепления дружеских связей между ними. А сейчас вы являетесь заместителем руководителя Хадж-миссии России. Иными словами, вам и вашим коллегам доверено быть помощниками в исполнении одной из важнейших обязанностей мусульманина – в паломничестве к Каабе. Как проходит ваша работа? Кто вам в ней помогает? Что для вас и ваших коллег является главным в этой деятельности?
– В нашей работе нам всем помогает Всевышний! Мы уверены в том, что работа наша, конечно, и важна, и нужна мусульманам. К периоду хаджа мы готовимся заранее и по целому комплексу направлений. Но каждый раз появляются новые обстоятельства и возникают вопросы, которые требуют оперативного разрешения. В этом году, как вы знаете, мы столкнулись с ситуацией, когда за небольшой срок до начала хаджа Саудовская Аравия ввела визовый сбор для ряда категорий паломников. Мы и прежде постоянно держали этот вопрос на контроле, и как только стало ясно, что визовые сборы всё же введены, то незамедлительно отреагировали. Оперативно предупредили по официальным каналам наших туроператоров и паломников о сложившихся обстоятельствах. Главное для нас – сделать всё возможное, чтобы паломники совершили эту обязанность – хадж. Делаем для этого всё, что в наших силах.
– Вы уже отметили, что подготовка к хаджу осуществляется на многих уровнях и является многогранным и многосторонним процессом. Не могли бы вы приоткрыть для наших читателей завесу тайны в вопросах, которые касаются международного комплекса проблем, связанных с организацией хаджа российских мусульман? Во-первых, мы слышали, что Королевство Саудовская Аравия сегодня предложило нормировать количество посещений Мекки с целью совершения хаджа до одного раза для каждого мусульманина. Однако известно, что мусульманин может совершать хадж и по просьбе немощного родственника, и за своих родителей, и даже просто по поручению другого мусульманина. Как быть с этим?
– Думаю, не стоит преувеличивать трудности. Хадж – регулярное событие в жизни исламского мира, и есть уже отработанные все схемы организации паломничества, чтобы всё прошло благополучно. В этом заинтересованы все участники данного процесса. В прошлом году квота для России составляла 16,5 тысячи. Но поток желающих россиян поехать в хадж был настолько велик, что мы обратились в КСА с тем, чтобы квота нам была всё-таки расширена. И надо сказать, что благодаря активности Ильяса Магомед-Саламовича Умаханова, заместителя Председателя Совета Федерации и Уполномоченного по делам хаджа, Магомеда Алиевича Гамзаева, руководителя Хадж-миссии России, и Багаутдина Алиева, генерального консула РФ в Саудовской Аравии, российскую квоту значительно расширили. Этому способствовала и завершающаяся реконструкция главной святыни – мечети Аль-Харам в Мекке, позволяющая властям Саудовской Аравии постепенно увеличивать количество принимаемых паломников со всего мира.
– Сталкивались ли вы с ситуацией, когда международная обстановка влияет на благополучный хадж? Немало говорилось о том, что отдельные радикально настроенные люди склонны использовать хадж как место пропаганды своих идей. Что делается вашей организацией, чтобы оградить российских мусульман от подобных влияний?
– Хадж, конечно же, происходит не в изолированном пространстве. Наши паломники пересекают границы нескольких государств с непростыми внутриполитическими ситуациями. И вопрос безопасности, конечно, один из ключевых для Хадж-миссии России. Мы обязаны сделать всё возможное, чтобы нашим гражданам ничто не угрожало. Конечно, геополитика влияет на маршруты до Мекки, и в настоящее время именно с целью безопасности российские паломники отправляются в хадж самолётами. Улучшение международной ситуации в регионе, которое уже можно наблюдать, в перспективе даст нам возможность организации наземных маршрутов.
Мы внимательны и к индивидуальной безопасности каждого путника. Ещё при выезде все получают необходимый инструктаж, информацию и о правилах поведения, и о правилах совершения ритуалов хаджа, и о бытовых вопросах, в том числе рекомендации по поводу коммуникаций с другими паломниками, незнакомыми им лицами, с представителями властей тех стран, по которым проходит наш маршрут. По пути следования в хадж у каждой группы есть опытный гид-инструктор, владеющий как минимум несколькими языками, прежде всего арабским. Кроме того, такой инструктор хорошо разбирается во всех тонкостях религиозной практики мусульман, особенно в обрядах хаджа.
– Хотелось бы получить ответ на следующий деликатный вопрос, касающийся того, как отражается на хадже в целом ситуация непростых межгосударственных отношений между КСА и ИРИ. Известно, что после гибели иранских паломников власти этой страны ставят вопрос о коллективном осуществлении мер безопасности в хадже ключевых мусульманских стран. Не влияет ли этот спор на безопасность российских паломников?
– Безопасность российских паломников обеспечивается на достаточно высоком уровне, и отношения КСА с другими странами на хадж наших сограждан не влияют. Ситуация в регионе паломничества, безусловно, непростая. В том числе непростыми являются отношения Саудии с соседями. Как вы знаете, в КСА умер уже третий принц за последние четыре месяца, и это никого внутри страны не может оставить безразличным. Не так давно силы противовоздушной обороны королевства сбили в 69 км от Мекки баллистическую ракету, выпущенную с территории неспокойного ныне Йемена. Коалиция арабских стран во главе с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами ведёт войну в Йемене с 2015 года. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш заявил, что коалиция несёт ответственность за гибель и травмы детей в ходе гражданской войны в Йемене. Международная ситуация вокруг КСА непростая, но, ещё раз подчеркну, это меньше всего сказывается на хадже.
Возьмём, к примеру, ситуацию вокруг Катара. Как известно, Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн, ОАЭ разорвали дипломатические отношения с этой страной, обвинив её в поддержке терроризма, и с 5 июня границы между Катаром и этими государствами были закрыты.
Но на сегодняшний день король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд уже распорядился открыть границу с Катаром. Безусловно, это результат длительных двусторонних переговоров между Дохой и Эр-Риядом, и немалую миротворческую роль в этом урегулировании сыграло приближение сезона хаджа. Не так давно во время малого хаджа на подступах к главной мечети силами спецслужб КСА был ликвидирован террорист-смертник, который намеревался привести в действие взрывное устройство прямо в мечети.
Это ещё раз подчёркивает, что в настоящее время по сравнению с идеологической безопасностью на первое место выступает непосредственно физическая безопасность наших граждан в местах большого скопления людей. Но в современном мире, к сожалению, уже вообще нет такого места, которое было бы абсолютно безопасным. В мире глобализации мы все как на ладони. Саудовская сторона это хорошо понимает, поэтому эффективное реагирование сил обороны КСА постоянно демонстрирует высокую степень готовности саудовской стороны по обеспечению безопасности своих границ и гостей, пребывающих на её территории.
В этом году в хадж едут и иранцы. Тогда как в прошлом году ни одному иранцу не было разрешено участвовать в хадже, и отношения между Ираном и Саудией были перенапряжены. Ситуация Тегерана нам близка и понятна из-за схожести политики санкций, которую практикуют отдельные западные страны в отношении наших государств.
Кроме того, наши отношения с Ираном характеризуются ростом сотрудничества в энергетической сфере. Глава Минэнерго России Александр Новак недавно сообщил, что поставки нефти из Ирана в обмен на товары могут начаться уже в течение месяца. Так что со стороны Ирана к российским гражданам, к нашим паломникам отношение хорошее.
Ещё одна важная страна региона, через которую пролегает путь в хадж для отдельных наших паломников, это Турция. Эта страна претендует на лидерство в регионе Ближнего Востока. Сейчас Эрдоган через турецкую диаспору пытается влиять на ключевую страну ЕС – Германию, что уж говорить о росте турецкого влияния в регионе.
Россия и Турция прошли период нестабильных межгосударственных отношений и в настоящий момент продвигаются к долгосрочному экономическому сотрудничеству. Так, Россия и Турция, наконец, согласовали точку выхода на сушу газопровода «Турецкий поток». В современную эпоху информационных и энергетических войн экономическое сотрудничество – важный залог миротворчества и стабилизации отношений.
Ещё один важный политический и экономический фактор в отношениях наших стран – планы подписания таможенного соглашения с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), что существенно усилит и позиции самого Союза, и позиции России в нём. Планируется увеличить торговый оборот и объёмы финансовых операций внутри ЕАЭС.
Конечно, Сирия вызывает особое беспокойство. Сейчас, как вы знаете, сирийская правительственная армия при поддержке российской боевой авиации ведёт бои в провинции Хама. На прошлой неделе от экстремистов был освобождён город Эс-Сухна. Конечно, мы все озабочены судьбой российских детей, оказавшихся на территориях, удерживаемых исламистами. Будем надеяться, что в ближайшее время нашему правительству удастся вернуть их в Россию. Внимание международников приковано и к курдской проблеме, поскольку этой осенью ожидается референдум о независимости курдов. По этому поводу турецкие аналитики прогнозируют начало гражданской войны на севере Ирака. В этих оценках турецких экспертов поддерживают иранские специалисты-международники. Прямо противоположная позиция по этому вопросу у США и Израиля. Но как на самом деле будет развиваться ситуация – не знает никто.
– Давайте вернёмся к Саудовской Аравии. Как вы прокомментируете уровень межгосударственных отношений с главной с точки зрения паломничества страной региона?
– У нашей страны с КСА давняя история дружеских отношений. В этом году празднование юбилея Хадж-миссии России, возглавляемой Магомедом Гамзаевым, посещал чрезвычайный и полномочный посол Королевства Саудовская Аравия в России Абдуррахман бен Ибрагим Ар-Расси, который был доволен радушным приёмом и мероприятиями по случаю 15-летия организации.
Мы ожидаем посещения нашей страны королём Саудовской Аравии Сальманом бен Абделем Азизом Аль Саудом. Ещё в середине июня состоялись телефонные переговоры Президента РФ Владимира Владимировича Путина с королём КСА, в ходе которых обсуждалась и необходимость двустороннего сотрудничества наших стран. Конечно, история отношений с Саудовской Аравией – это и история российской, а когда-то и всей советской уммы, это история хаджей, которые осуществлялись даже в период Советского Союза.
В наше время отношения двух стран укрепляются, растёт поток паломников из России. Хотя в вопросах нефтедобычи наши государства являются скорее конкурентами, но в целом наблюдается устойчивая тенденция к увеличению контактов между нашими государствами как религиозного и культурного, так и экономического и внешнеполитического характера.
– Спасибо за обстоятельное разъяснение ситуации в регионе. Как обстоит сейчас ситуация с нашими паломниками? Как проходит хадж-2017?
– Хадж проходит в штатном режиме. Российские паломники вылетают из аэропортов Москвы, Махачкалы, Минеральных Вод, Казани, Новосибирска и других российских городов по месту назначения как чартерами, так и регулярными рейсами. Прямыми рейсами летят порядка 30% паломников, остальные – комбинированными, через ОАЭ, Иорданию, Бахрейн, Турцию.
Порядка 13000 паломников России – дагестанцы.
Из Грозного летят десять самолётов, все рейсы совершает «Вим-авиа».
Татарстан в этом году использует в основном регулярные перелёты и только один чартер. Всего ДУМРТ отправляет в хадж около 2500 человек.
Мы работаем над организацией прямых маршрутов из Республики Крым в КСА и считаем, что хадж не должен быть жертвой политических и экономических санкций. Все 400 человек возросшей квоты для Крыма отправляются в хадж комбинированными рейсами.
Есть небольшие задержки рейсов по техническим обстоятельствам, но мы контролируем ситуацию. Мы, выполняя свою миссию, стараемся облегчить верующим этот путь, сделать его максимально комфортным и безопасным.
– На тему хаджа можно говорить бесконечно долго. Но я надеюсь на новые встречи с вами. Спасибо за беседу!
– Мы всегда рады информировать как паломников, так и всех интересующихся хаджем обо всём, что с ним связано. Разрешите пожелать вашим читателям из числа паломников, чтобы их хадж был принят Всевышним! Дай Аллах каждому мусульманину исполнить этот столп Ислама!
Беседовала Галина Хизриева
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!