Саммит Путин–Эрдоган: очередной виток в противостоянии Атлантики и Евразии

9 августа 2016, 06:30

Намеченная на 9 августа в Санкт-Петербурге встреча Владимира Путина и Реджепа Эрдогана важна не только с точки зрения будущего российско-турецких отношений, но и с точки зрения построения международной системы, формирования нового мира, ориентированного на Ближний Восток, Северную Африку и Евразию.

Именно это значение встречи лидеров двух стран послужило одной из причин попытки военного переворота в Турции, считает директор Центра исследований по международной стратегии и безопасности (USGAM), преподаватель факультета международных отношений университета Гази (Анкара) Мехмет Сейфеттин Эрол. Свои выводы политолог излагает в авторской колонке в Milli Gazete.

Попытка военного переворота в Турции (15 июля 2016 года)

По словам Мехмета, всякий раз, когда инициировалась попытка наладить российско-турецкие отношения, что шло вразрез с интересами англосаксонского мира, следовало незамедлительное вмешательство внешних сил в политическую жизнь турецкого государства. Чаще всего это вмешательство приводило к человеческим жертвам: в ход шли танки, казни политиков, нераскрытые убийства.

Эта тенденция берёт начало со времён Ункяр-Искелесийского договора 1833 года между царской Россией и Османской империей, подтолкнувшего последнюю к сближению с Великобританией (США вчерашних дней). Заключённый в 1838 году Балталиманский договор увеличил зависимость Османской империи от стран Запада, которые этим не ограничились. Крымской войной 1854–1856 годов Запад фактически привязал к себе османов, а Парижским договором 1856 года сделал их частью своего клуба, считает эксперт.

Русско-турецкая война

Начиная с этого времени Запад заставляет турков признать «незаменимыми» свои понятия, доктрину, идеологию и не позволяет выходить за эти рамки. Пресекается даже «подмигивание» Турции какому-нибудь другому блоку стран.

Главный страх стран Запада во главе с США связан с тем, что однажды Турция, разорвав все отношения с США, ЕС и НАТО, устремится в другой блок – Евразийский  и станет его частью.

Поэтому вызывает большое беспокойство и влечёт за собой глубинные операции малейшее упоминание в политических и военных кругах о «турецко-российском сотрудничестве/партнёрстве» и в этой связи «евразийстве».

В качестве примера политолог напоминает о событиях, последовавших за заявлением генерального секретаря Национального совета безопасности (MGK), армейского генерала Тунджера Кылынча (Tuncer Kılınç) о трио «Турция – Россия – Иран». Заявление это генерал сделал 7 марта 2002 года на организованном командованием военных академий симпозиуме на тему «Как создать пояс мира вокруг Турции».

Тунджер Кылынч (Tuncer Kılınç)

Отметив, что Турция не получает ни малейшей помощи от Европейского Союза, генерал сказал буквально следующее: «Полагаю, Турции полезно найти такую формулу, которая охватит Российскую Федерацию и Иран».

Что было дальше, мы знаем… Российско-турецкие отношения крепли, обе страны, несмотря ни на что, с большой решительностью продолжали претворять в своих отношениях План действий по сотрудничеству в Евразии, датированный ноябрем 2001 года. Но спустя 15 лет, опять же в ноябре, это сотрудничество получило «удар в спину». Сбитый российский Су-24 свернул всю программу, поставив обе страны на грани войны. «Евразийская тенденция в Турции, образно говоря, наткнулась на атлантическую стену», – отмечает Мехмет Сейфеттин Эрол.

Сбитый Турцией российский Су-24

Внешние силы преследовали цель вытеснить «российский баланс» в турецкой внешней политике бесконечной враждой с Россией. Стремились сделать так, чтобы основанные на взаимных интересах поиски сотрудничества-баланса между двумя странами уступили место вечной конкуренции, враждебности.

Однако разворот на эскалацию длился недолго. 27 июня Эрдоган отправил послание Путину, а 29 июня лидеры стран побеседовали по телефонной линии, договорившись о встрече 9 августа. 24 ноября атлантисты фактически добились поставленной задачи отдалить Турцию от России, но на состоявшемся 89 июля в Варшаве саммите НАТО пришло осознание, что данная партия проигрывается.

Телефонный разговор Владимира Путина и Реджепа Эрдогана

Мехмет Сейфеттин Эрол высказывает уверенность, что в основе того, что 15 июля была совершена атака на Турцию в форме военного мятежа, лежат геополитические и стратегические тревоги по внешнему курсу страны, которая холодно отнеслась к политике окружения России и превращения Чёрного моря в «озеро НАТО».

Следовательно, рассуждает далее эксперт, встреча Путина и Эрдогана, которая состоится 9 августа, имеет для стран Запада решающее значение. Особенно после обращённого к Турции призыва российского общественного деятеля и политолога Александра Дугина: «Бросьте США/НАТО, приходите в Евразийский Союз, Шанхайскую организацию сотрудничества, БРИКС». Политолог уверен, что ключевую роль здесь играет Сирия. Соглашение по этой стране, которого должны достигнуть стороны переговоров, окажет огромное влияние и на проект «Большой Ближний Восток», считает он.

Встреча Владимира Путина и Реджепа Эрдогана

«Посмотрим, что в дальнейшем США будут делать со своим новым союзником – Партией "Демократический союз". Но заранее отметим, если это будет называться "гражданской войной", тогда Турция и мир увидят другое утро. Это совершенно ясно», – резюмирует Мехмет Сейфеттин Эрол.

Материалы по теме