Египет: новый канал, новые возможности

3 августа 2015, 14:42

Египет знаменит своими грандиозными пирамидами, посетить которые приезжают люди со всего света. Но не только пирамиды ему принесли славу, известность и цунами туристического бума. На днях в стране успешно провели испытания второй очереди Суэцкого канала и через него прошли несколько контейнеровозов под флагами разных государств. Официальное открытие «Нового Суэца» состоится 6 августа под патронажем президента Абдель Фаттаха ас-Сиси и при участии высокопоставленных делегаций из 50 государств. На церемонию приглашен и президент РФ Владимир Путин.

На торжественной закладке канала в августе прошлого года египетский президент назвал проект «великой мечтой Египта» и «каналом процветания», пообещав нации экономический подъем и рост занятости. Глава администрации Суэцкого канала адмирал Мохаб Мамиш говорил о «новом рождении страны» и назвал стройку «мирной битвой за развитие».

Что же представляет собой новый канал, длина которого составляет 72 километра? «Новый Суэц» проходит параллельно старому судоходному пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем. Строительные работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии. Строительство дублера стоило $8,5 млрд и, как ожидается, повысит доход Египта от эксплуатации водного пути в 2,5 раза – до $13,2 млрд с нынешних $5,3 млрд. Ведь даже сейчас около 7% мирового морского грузооборота проходит именно через «горлышко» Суэцкого канала, благодаря чему канал являлся для Каира вторым после туризма источником валютных доходов.

Проект обновленного Суэцкого канала очень интересен. Пока это основной маршрут доставки грузов из Юго-Восточной Азии в направлении Европейского союза. Деньги, получаемые за транзит, будут использоваться Каиром для укрепления геополитических позиций. В том числе, на закупку вооружений, источником которых может стать и Россия.

Важным фактором является и то, что Египет таким образом пытается укрепить свои позиции и на рынке ЕС. Можно напомнить, что еще один знаменитый держатель транзитных потоков — Турция, которая контролирует проливы Босфор и Дарданеллы – тоже активно использует свой транзитный статус для того, чтобы укреплять позиции на внешнем рынке. Плюс ко всему, Суэцкий канал становится еще более важным звеном в китайской логистике, другими словами, Китай будет вынужден учитывать египетские интересы при желании спокойно и беспрепятственно направлять товары через новую артерию Египта.

Но, как бы то ни было, строительство второй очереди Суэцкого канала — очень важный шаг для Египта как в экономическом, так и политическом плане. Он чрезвычайно усиливает позиции Каира на Ближнем Востоке, особенно в контексте активной внешней политики. По сути, Египет возвращается в тройку крупнейших игроков, включающую Турцию и Саудовскую Аравию.

Материалы по теме