Решение украинского вопроса в аравийских песках

10 апреля 2014, 13:52

28 марта 2014 года Барак Обама прибыл с визитом в Саудовскую Аравию. Данный визит был давно ожидаем в свете появившихся за последние годы разногласий между США и их самым старым и наиболее влиятельным арабским союзником в регионе. В рамках визита был запланирован лишь двухчасовой ужин в загородной резиденции саудовского короля, однако основные вопросы, стоявшие на повестке дня, говорили о важности даже такой краткосрочной встречи. Обсуждаемые вопросы касались основных «раздражителей» отношений между Вашингтоном и Эр-Риядом: отношения с Ираном и его ядерная программа, изменения подходов к гражданской войне в Сирии и политика в отношении Каира и египетских Братьев Мусульман. Так же были обсуждены и ряд других вопросов, являющихся стратегическими для обоих партнеров: совместные действия в Ливане, антитеррористические операции в Йемене, ситуация вокруг Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ), в частности разногласия с Катаром, вопрос о диверсификации поставок энергоресурсов странам-членам НАТО и обсуждение совместных действий по снижению мировых цен на нефть и газ.

В целом, итог встречи глав двух государств можно охарактеризовать как подтверждение американской поддержки Королевству и заверение саудовцев в том, что спекуляции на тему «ухода» США с Ближнего Востока, «предательства» своего союзника, Саудовскую Аравию и поиск налаживания диалога с Ираном всего лишь преувеличения.

Основным информационным поводом в мире с середины февраля 2014 года остаётся ситуация вокруг Украины и России. Визит Обамы в Эр-Рияд был частью турне американского президента в Европу, где основной темой переговоров была как раз ситуация вокруг Украины, обсуждение санкций против России и проблема диверсификации закупок газа Европой. На фоне визитов Обамы в Европу посещение им КСА представляется немного необычным. Однако и здесь есть некоторая связь с кризисом вокруг Украины. Но об этом немного позже.

Накануне встречи Обамы и саудовского короля Абдаллы в большинстве западных мейнстримовых СМИ был сделан акцент на три основных проблемы, ставших камнем преткновения между США и Саудовской Аравией. Остановимся более подробно на них.

Иран. Широко известно, что Иран и Саудовская Аравия никогда не были очень дружны, даже во времена правления проамериканского иранского шаха. С момента Исламской революции в Иране 1979 года отношения стали враждебными. Саудовская Аравия крайне обеспокоена усилением влияния Ирана в регионе (Ирак, Сирия, Ливан) и попытками Тегерана дестабилизировать страны залива, используя их шиитское население. Поэтому для Эр-Рияда противостояние с Ираном является стратегически важной проблемой. Особенно саудовцы занервничали, когда администрация Обамы взяла курс на переговоры с Тегераном. Хотя официально Саудовская Аравия и поддерживают международные переговоры по ограничению ядерной программы Ирана, Эр-Рияд обеспокоен тем, что Вашингтон прилагает недостаточно усилий, чтобы ограничить растущее влияние Ирана в регионе. Однако по данной проблеме произошёл некоторый сдвиг. Обама заверил короля Абдаллу, что США не пойдут на «плохую» сделку с Тегераном.

Сирия. Гражданская война в Сирии давно уже стала одной из важнейших проблем между Королевством и США. Сирия является своеобразным плацдармом ведения войны против Ирана, с целью ослабить его влияние в регионе. В Саудовской Аравии уверены, что администрация Обамы должна действовать более решительно в поддержке анти-ассадовских войск  в Сирии, в частности, саудовцы ратуют за обеспечение сирийской оппозиции переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). Однако официальная позиция Вашингтона после визита в Эр-Рияд остаётся прежней – Белый Дом не намерен осуществлять данные поставки, так как отсутствует уверенность в том, в чьи руки в итоге попадут ПЗРК. Поэтому  разногласие по данному вопросу так и осталась не разрешённым.

Египет. Ситуация в Египте также является одной из важнейших проблем между КСА и США. Здесь проблема вокруг разных подходов по отношению к правительству военных и по отношению к организации «Братья-Мусульмане». Египет и Саудовская Аравия внесли данную организацию в список террористических групп и запустили кампанию по их преследованию и в Египте и в странах залива. По первой проблеме здесь Эр-Рияд полагает, что Вашингтону следует оказывать более выраженную поддержку правительству военных в Египте, так как, по мнению саудовцев, только они способны обеспечить стабильность и развитие Египта. На данном направлении позиция Вашингтона двигается в сторону признания факта, что будущим президентом Египта станет Абдель Фаттах аль-Сиси. Здесь США руководствуется следующей формулой: пока Египет соблюдает мирный договор с Израилем и продолжает сотрудничать с США в военном, разведывательном и политическом плане, Вашингтон будет поддерживать действующее правительство. Что касается «Братьев-Мусульман», то здесь позиция КСА остаётся неизменной в силу того, что «Братья-Мусульмане» воспринимаются в заливе (за исключением Катара) как угроза монархическим режимам. Политический ислам с элементами выборности представляет экзистенциальную угрозу авторитарному режиму Саудовской Аравии. На данном направлении попытки США изменить позицию Королевства вряд ли к чему-то приведут, тем более, что  КСА уже «инвестировало»  десятки миллиардов долларов в режим военных.

Упомянутые выше проблемы не являются ни для кого секретом и с лета прошлого года именно они являются основными раздражителями отношений США и КСА. Однако тот факт, что визит в Эр-Рияд проходил в связке с европейским турне американского президента, где основной темой была Украина и санкции против России, даёт интересную пищу для размышлений. Поиск рычагов давления на Россию в свете украинского кризиса является одним из основных приоритетов внешней политики Белого Дома. Имея ясное понимание того, что в одиночку США не смогут добиться должного эффекта, администрация Обамы задействовала широкий спектр своих союзников в Европе. Основным рычагом давления на Россию является снижение поставок российского газа и нефти в Европу или снижение цен на энергоносители, что напрямую отразится на бюджете России, который сильно завязан на экспорте нефти и газа. Россия поставляет в Европу около 30% общего объема потребляемого ею газа и более 40% потребляемой нефти. Очевидно, что диверсификация поставок газа и нефти в Европу может существенно ударить по российской экономике, что приведёт к сокращению финансирования социальных программ в стране и отразиться соответственно на социально-политической обстановке. Эта идея давно уже существует, правда её реализация пока что практически на нуле.

В данном контексте стоит упомянуть конфликт в Сирии. Сирия, имея стратегически важное географическое положение, может сыграть ключевую роль в поставках дешёвого катарского газа в Европу. Еще в 2009-2011 годах Дамаск стал основным препятствием на пути реализации проекта строительства газопровода из Катара в ЕС через территорию Сирии и Турции, что позволило бы значительно ослабить позиции «Газпрома» путём увеличения газовых поставок дешёвого катарского газа в Европу. Более дешёвый катарский газ начнёт вытеснять российский, что непременно отразится на бюджете России. Поэтому данное обоснование может служить весьма убедительной причиной, почему Катар так активно поддерживает и вооружает сирийскую оппозицию.

Саудовская Аравия также оказывается вовлечённой в данный проект. Это стало особенно очевидно в последние месяцы, когда Саудовская Аравия через ССАГПЗ начала попытки подчинить себе Катар, чтобы в будущем иметь возможность контролировать поставки катарского газа в Европу.

В связи с этим, одной из тем обсуждения в ходе визита Обамы в КСА стали совместные действия по снижению мировых цен на нефть и газ, что вторит задаче, которую преследует администрация Обамы в попытке «найти управу» на Россию. Также представляется интересным тот факт, что после введения точечных санкций США и ЕС, после переговоров Обамы с европейскими партнерами в ходе его визита в Европу и после встречи с саудовским королем состоялся полуторачасовой разговор между президентами Путиным и Обамой, по инициативе российского лидера. В ходе телефонного разговора главы двух государств согласились на встречу министров иностранных дел РФ и США с целью нахождения путей «погашения кризиса» вокруг Украины, который вылился в самую резкую конфронтацию между Россией и Западом со времён «холодной войны». И уже на следующий день Лавров и Керри встретились в Париже, где началось некоторое сближение и понимание общих подходов к урегулированию кризиса.

Данная динамика позволяет надеяться на то, что стороны пойдут по пути деэскалации и дипломатического урегулирования проблемы вокруг Украины. Однако процессы на Ближнем Востоке идут своим чередом, и большинство проблем остаётся нерешёнными, что только обостряет ситуацию не только в регионе, но и во всём мире, особенно учитывая взаимозависимость последнего. Посмотрим, к чему приведут переговоры между Россией и США, США и ЕС и во что в итоге выльется политика, преследуемая Вашингтоном. Все-таки мир уже не тот, каким он был 20 лет назад.

Материалы по теме