Ид аль-Адха – праздник на пути к социальному равенству

5 ноября 2011, 22:25

Паломничество в Мекку и Медину в самом разгаре. Собрались мусульмане со всего мира. Они начинают совершение обрядов хаджа: кто-то совершил умра (малое паломничество), приветственный таваф и сааю.
Накануне дня Арафа паломники перемещаются в долину Мина. Это удивительно красивое место; красиво оно тем, что напоминает огромный палаточный город. У этого городка даже цвет один – белый. Именно здесь можно ощутить себя настоящим полноценным членом уммы, одной общей семьи, которая объединяет мусульман без различия по половому признаку, социальному, расовому, языковому. Только хадж – ежегодное собрание верующих в единственность Аллаха – даёт полностью понять, кто ты есть на самом деле и для чего ты послан в этот мир. Любой из обрядов хаджа демонстрирует единение уверовавших. Так приятно наблюдать, когда море паломников обходит святую Каабу, совершая таваф, или когда мусульмане весь день проводят в ибадате (поклонении), в чтении дуа (мольбы) и в прошении о прощении грехов в день Арафа, или когда мумины на следующий день после стояния на горе начинают поздравлять друг друга с великим праздником Ид аль-Адха – Курбан-байрам!
Поистине велик день праздника, когда верующие из самых разных уголков мира, собравшись все вместе в долине Мина, встречают и отмечают это значимое событие!
Праздник Курбан-байрам продолжается четыре дня, когда паломники бросают камешки в джамараты, приносят в жертву животное, а там, далеко на родине, родные радуются за своих хаджи и вместе с ними душой стараются вкусить всю прелесть пребывания на святых землях.
Праздник Курбан-байрам уходит своими корнями в далёкое прошлое, напоминает о жертве Пророка Ибрахима (мир ему). Зная, что он должен выполнить обещание, данное им Господу, пророк решил принести в жертву своего сына Исмаила (мир ему). Подчинившись воле Всевышнего, Ибрахим (мир ему) поднял руку с ножом, но в это мгновение Аллах отвёл её, приняв данный поступок. А взамен сына Он отправил барашка, которого Пророк Ибрахим (мир ему) и принёс в жертву.
Треть жертвенного животного раздают нуждающимся людям, и это имеет огромное социальное значение.
Раньше я уже затрагивала тему единства мусульман. Так вот, самую важную, основную смысловую нагрузку несут в себе главные праздники верующих – Ураза-байрам и Курбан-байрам. В эти дни нуждающиеся не остаются наедине с собой, со своими проблемами и невзгодами. Раздача садака (милостыни), мяса жертвенных животных – действия, которые сближают правоверных. Праздники даны не для того, чтобы грустить, а чтобы всем вместе радоваться.
Всё начинается с раннего утра. С минаретов мечетей провозглашают о том, что наступил светлый праздник, а мусульмане тем временем начинают к нему готовиться. Надо всё успеть: искупаться, привести себя в порядок, подготовить новую одежду... надо вовремя пойти в мечеть для совершения коллективного праздничного намаза. Молитва – это первое, что объединяет мусульман, в ней можно ощутить себя маленькой частичкой огромной уммы – последователей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Там имам поздравляет всех с этим важным праздником, а после завершения молитвы прихожане здороваются друг с другом и желают мира, добра, принятия всех добрых деяний. Вот она, сила, которую ничем не побороть! Мусульмане в такие моменты сплочены и едины.
Далее те, кто в состоянии, приносят животное в жертву, подобно Пророку Ибрахиму (мир ему). В этом действе заключается ещё одна важная составляющая социального проявления праздника Ид аль-Адха. Треть животного нужно отдать нуждающимся людям. Мусульманин не может оставаться в стороне безучастным, если его соседу нечего кушать. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Неполноценна вера того, кто сыт, зная, что его сосед голоден».
Для людей имущих – это уникальная возможность заслужить довольство Всевышнего Аллаха. Ведь Он щедро их одарил, и если они понимают, что это не их заслуга, а милость, проявленная к ним, то они будут благодарными Аллаху и вместе с этим будут всячески помогать тем, у кого нет такой возможности.
Жертвоприношение – особый шанс, который выпадает на нашу долю раз в году. Оно стирает границы различий среди людей. Неважно, кто ты по нации, на какой машине ездишь и в каком офисе располагаешься. В этот день все равны, особенно это проявляется и чувствуется на хадже.
В любой праздник мы стараемся обрадовать своих близких подарками, визитом, просто добрым словом и пожеланиями крепкой веры и крепкого здоровья. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дарите подарки, и меж вами будут укрепляться чувства любви, уважения друг к другу». А праздники – как нельзя лучший повод порадовать свою семью, родных, да просто любого прохожего хотя бы добрым словом. Вот где можно достичь единения, дружбы, согласия!
Посмотрите, если такое благодатное состояние наблюдается в отдельной семье, то такого же положения можно легко добиться во всём мире. И хадж – тому подтверждение. Там мы едины, как одна большая семья. Всё мясо от жертвенных животных направляется в страны, которые нуждаются в пропитании, где его недостаточно, – как правило, это страны Африки. Курбан-байрам – это не только гуманитарная акция, но и гуманная, ибо религия требует от нас доброго отношения к своим братьям и сёстрам, которые находятся в трудном положении. И каждый, кто приносит в жертву животное в день праздника или последующие праздничные дни, является участником этого благородного поступка.
Мусульмане – это единый организм: боль одной части чувствует другая. Во всяком случае, так должно быть. Праздник Ид аль-Адха является тому подтверждением. Пусть не навсегда, а на какое-то время люди, у которых есть возможность, помогают нуждающимся вместе со всеми ощутить праздник, проникнуться его духом, не оставаться наедине с собой, а жить полноценной жизнью мусульманина, полноценным членом одной общей семьи под названием «умма Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)».
Любой праздник заканчивается застольем. Как правило, мусульмане стремятся приглашать к себе в гости всех знакомых, соседей. Курбан-байрам – один из них, когда в домах верующих многолюдно, шумно, весело. В эти минуты каждый вспоминает тех, кто далеко – на святых землях. Но им там тоже хорошо, их там много, они все разные, но они вместе. Они едины в поклонении Всевышнему Аллаху, они едины в совершении обрядов паломничества. Их хадж закончился, ибо день Арафа – это и есть хадж. Дальше остаётся выполнить оставшиеся обряды хаджа, и тогда он будет полноценным и совершенным.
Мы можем быть едины и равны, ибо Господь и создал нас такими, отличаемся мы только в богобоязненности. Каждый из нас должен стремиться к этому и помогать другим, начиная хотя бы с наступившего праздника.
Дорогие братья и сёстры! Искренне поздравляю вас с этим светлым днём, а нашим хаджи желаю, чтобы их хадж был принят и они смогли совершить его ещё много раз! Амин.

Материалы по теме