
На фоне событий последних двух недель, изменивших картину происходящего в регионе и давших толчок новым спорам и дискуссиям, перед Сирией начинает всё ярче маячить перспектива стать очередной жертвой не только информационной войны, но и, вероятно, спровоцированной ею военной операции внешних сил.
Вслед за ликвидацией лидера Джамахирии официальные лица ряда западных стран и многие эксперты с удвоенной силой начали говорить о том, что президент Сирии Башар Асад – следующий в очереди «на вылет». Лозунги вроде того, что руководство Сирии должно чётко запомнить судьбу ливийского лидера, так как подобный урок преподнесут скоро ей, – стали обычным делом.
За последние семь месяцев антиправительственных выступлений борьба с вооружённой оппозицией становится всё сложней. Вкупе с тем, что в страну через границу из соседних государств поступает финансирование и оружие для «мирной сирийской оппозиции», всё более и более активно действует враг невидимый – враг, который уже развязал войну в этой стране – войну информационную. Всё идёт по уже отработанному в других «странах-жертвах» плану – организованные группы недовольных, подпитываемые «доброжелателями» из-за границы, мятежи в отдалённых провинциях, вынуждающие власти применять силу, живописное представление очередной диктатуры с целью поразить воображение среднего представителя мирового сообщества и демонизировать фигуру лидера, тем самым подготовив базу для вынужденной «демократизации».
Итак, результат продолжающейся уже более полугода «Арабской весны» следующий: лидер Ливийской джамахирии Муаммар Каддафи зверски ликвидирован, а страна тем временем до сих пор существует в реалиях гражданской войны, уносящей жизни мирного населения. Египет находится в состоянии перманентной взрывоопасности, ожидая непредсказуемых перемен и возрастающей популярности идей представителей радикальных исламских сил. Тунис, где не так давно прошли выборы, оказался, вопреки ожиданию «авторов» задуманных перемен, на пути распространения в обществе идей представителей исламских сил. Йемен продолжает находиться в состоянии турбулентности, которая завершится неизвестно когда. И вот – до сих пор держащаяся на плаву и отстаивающая своё право на самостоятельное разрешение внутриполитических конфликтов Сирия.
Картина, прямо сказать, не внушает ни грамма оптимизма, особенно если учесть, что последняя из упомянутых стран грозит стать «атомной бомбой» для всего региона, да и что говорить – для всего мира в целом. Цепь последовательных событий, которые произойдут в Сирии в условиях хаоса, известна любому сколько-нибудь разбирающемуся в ближневосточных делах эксперту и вызывает страх и отчаяние даже у рядовых граждан этой страны. В данном случае возникает закономерный вопрос: так ли мировому сообществу во главе с США важно распространение демократических ценностей и сохранение жизней мирного населения? К сожалению, ответ на этот вопрос сам Запад пока что дать не в силах.
Итак, Сирия остаётся последним форпостом на пути неудержимой волны изменений во всём арабском мире. В этой связи интересны следующие факты. 30 октября страны-члены Лиги арабских государств направили президенту Сирии Башару Асаду план по преодолению конфликта в стране. Это стало уже второй за последний месяц попыткой этой организации выступить с инициативой и предложить свой вариант преодоления кризиса, что говорит об обеспокоенности арабского сообщества судьбой Сирийской Республики.
Именно представители Лиги арабских государств, находящихся в непосредственной близости от Сирии, понимают и в полной мере осознают неприемлемость подхода, который взял на вооружение блок западных государств. Ведь в случае дестабилизации ситуации в мультинациональной и мультиконфессиональной Сирии землетрясение, вызванное этим, коснётся всех региональных лидеров. Тем самым объясняется тон ЛАГ, с которым она взывает к Сирии. Дальше заявлений и деклараций в отношении Дамаска эта организация пойти не может – иначе она сама спровоцирует неостановимый процесс, который может изменить весь регион до неузнаваемости.
Далее, в среду, 2 ноября, Сирия и Комитет министров арабских стран достиг соглашения относительно плана ЛАГ в отношении ситуации в Сирии. План ЛАГ, в частности, предусматривает вывод воинских подразделений из всех населённых пунктов Сирии, освобождение из тюрем заключённых, а также «полное прекращение насилия в стране ради защиты мирного населения». Кроме того, власти Сирии, приняв этот план, обязуются предоставить Лиге арабских государств и зарубежным СМИ доступ к информации о происходящем в стране.
Комментируя соглашение между ЛАГ и Сирией, премьер-министр и глава МИД Катара шейх Хамад бин Джасим аль-Тани заявил: «Мы рады, что нам удалось достичь договорённости, но мы будем ещё более рады, когда она будет воплощена в жизнь».
На этом фоне президент Сирии Башар Асад дал Первому российскому каналу эксклюзивное интервью. Оно стало первым за восемь месяцев интервью иностранной съёмочной группе. Сам Башар Асад считает то, как показывают его страну, дополнением к экономической блокаде, потому отказывал встрече и «Си-Эн-Эн», и «Би-Би-Си», и «Аль-Джазире».
Вот некоторые выдержки из этого интервью.
«Западные СМИ всегда ангажированы. Это касается не только периодов кризисов, даже в обычное время эти СМИ ангажированы. У них есть ошибочные предубеждения относительно ситуации. Они не анализируют глубоко то или иное явление», – считает Башар Асад. По его словам, Сирия всегда рассматривает все возможные варианты развития событий, «даже если какая-либо проблема не затрагивалась средствами массовой информации». «Но когда наша родина подвергается военным угрозам, когда существует угроза нашей безопасности, разговоры о соотношении сил становятся бессмысленными. И в этом случае уже неважно, кто является сильным, а кто слабым, – подчеркнул президент Сирии. – Если вы являетесь небольшим и слабым государством, а ваш противник – большой и сильный, то естественно, что вы защищаете свою страну независимо от соотношения сил».
Логичным является вопрос о том, возможен ли в Сирии ливийский сценарий. Башар Асад считает, что однозначно нет. «Сирия – это не Ливия, это другая страна с географической, демографической, политической точек зрения. Любой подобный сценарий очень дорого будет стоить его авторам. И, кроме того, такой сценарий в Сирии практически неосуществим».
После нашумевшего голосования по Сирии в Совете Безопасности ООН, состоявшегося в начале октября, позиция России в отношении этой страны подверглась резкой критике, и в отдельном случае даже было высказано мнение о возможности повторения судьбы Ливии в России.
В отношении позиции России по сирийскому вопросу глава опального государства отмечает, что «помощь России бесценна, и здесь (ей) искренне благодарны». «Мы прежде всего рассчитываем на Россию как страну, с которой нас связывают прочные в историческом плане отношения. Роль России чрезвычайно важна. Начиная с первых дней кризиса мы находились в постоянном контакте с российским правительством. Мы подробно рассказывали нашим российским друзьям о развитии событий», – сказал президент Сирии. «Россия знала об опасности военного или политического вмешательства во внутренние дела Сирии. Поэтому мы рассчитываем на позицию России, на то, что Россия будет продолжать поддерживать не только Сирию, но и выступать за стабилизацию ситуации в мире», – добавил Башар Асад.
В заключение хотелось бы вернуться к проблеме «информационной войны» в Сирии. Здесь есть единственный вопрос: способен ли Башар Асад пригласить журналистов из тех стран, что ввели санкции и поддерживают их? Ведь это – единственный путь показать всему миру реальную картину происходящего. Ответ был краток: «Конечно, как ещё пытаться воевать на информационном поле? Только вот не едут. Картинки с мобильных телефонов для них достаточно».