Пакистан – между Россией и США

3 декабря 2011, 10:12

Исламская республика Пакистан появилась на мировой карте после раздела колониальной Индии в 1947 году. «Пакистан» в переводе с урду – «земля чистых»…

Несмотря на то, что после своего образования Пакистан практически сразу был признан СССР, отношения между странами не сложились. Точнее говоря, они были достаточно сложными, напряжёнными и прохладными. В условиях биполярного мира на земле бывшей колониальной Индии были поделены зоны влияния: Россия + Индия, США + Пакистан. Однако в последнее время это тождество постепенно исчезает.

США, судя по недавнему заявлению Хилари Клинтон, хотят увеличить зону своего влияния в Азии, однако в отношении с Пакистаном явно была выбрана неверная тактика.

Была ли произошедшая 26 ноября трагедия спланированной акцией или это действительно ошибка натовских военных?

Для поиска ответа нужно углубиться в развитие отношений Пакистана и США.

Совсем недавно Пакистан был основной зоной влияния Вашингтона в Азии, именно с его территории военные могли наблюдать за развитием ситуации в Иране, Афганистане, Индии, Китае. Такое центральное положение страны делает сотрудничество с ней крайне выгодным в военном отношении. Естественно, это сотрудничество не велось на безвозмездной основе. Хотя, как это и водится в подобных случаях, сотрудничество с США было выгодно политической и экономической верхушке Пакистана, а в общей среде антиамериканские настроения присутствовали давно.

Конечно, авиаудар, закончившийся гибелью пакистанских пограничников, мог быть и случайным, но настораживает один факт: бомбить не прекратили даже после того, как пакистанское командование сообщило на натовскую базу об их ошибке. Так что речь, скорее всего, может идти о намеренной акции устрашения. Тем более что американо-пакистанские отношения в последнее время и так несколько напряжены.

Только вот последствия оказались непредсказуемыми для Вашингтона, а потому – совершенно неожиданными.

Экстренное заседание Координационного комитета обороны при правительстве Пакистана пришло к неординарному решению – а именно сокращению сотрудничества с США. Это выразилось в том, что официальный Исламабад выдвинул ультимативное (со сроком в 15 дней) предложение американцам покинуть авиабазу «Шамси» (в 300 км от Кветты) и перекрыл два основных маршрута поставок грузов НАТО в Афганистан. Кроме того, военные и гражданские власти предупредили о сворачивании целого ряда совместных программ.

Правительство Пакистана выразило «решимость пакистанского народа и вооружённых сил защитить суверенитет, независимость и территориальную целостность страны любой ценой. Правительство должно вернуться и пересмотреть все программы, мероприятия и механизмы сотрудничества с США/НАТО/МССБ, в том числе дипломатические, политические и военные». Министр иностранных дел Пакистана Хина Раббани Хар в заявлении госсекретарю США Хиллари Клинтон отметила «Глубокое чувство ярости, которое охватило Пакистан, когда стало известно о бессмысленной гибели 24 военнослужащих в результате нападений авиации НАТО/МССБ на пакистанский блокпост. Подобные нападения являются абсолютно неприемлемыми. Они демонстрируют полное пренебрежение к международному праву и человеческой жизни, нарушают суверенитет… сводят на нет прогресс, достигнутый двумя странами на пути улучшения отношений...».

Стоит отметить, что предложение американцам уйти из «Шамси» Пакистан озвучивает уже третий раз за текущий год. Первое предложение было после инцидента с американским гражданином и сотрудником ЦРУ Раймондом Дэвисом в феврале, второе – после американской операции по ликвидации Усамы бен Ладена в мае. Однако только сейчас предложение звучит как ультиматум.

Между прочим, оба эти инцидента внесли существенный раскол в правящую партию Пакистана. Бывший министр иностранных дел Шах Махмуд Курайши заявил о своём несогласии с политикой правящего режима и ушёл не только с поста, но и из партии, в которой занимал весьма близкую к лидеру позицию. Вместе с ним покинуло партию ещё несколько десятков тысяч человек. И вот совсем недавно он объявил о своей поддержке оппозиционной партии Tehreek-e-Insaf. А значит, в Пакистане меняется политическая расстановка сил, причём менее чем через год в стране грядут очередные выборы.

Ответы НАТО и США не заставили себя ждать и отличались крайней несогласованностью и в какой-то степени нелогичностью.

Министр обороны Леон Панетта и госсекретарь Хиллари Клинтон выразили «глубочайшее соболезнование» правительству Пакистана в связи с инцидентом и заявили, что «поддерживают намерение командования изучить вопрос об авиаударе… и подчёркивают важность американо-пакистанского сотрудничества…».

Заявление Генерального секретаря НАТО отдавало формализмом: «…Это был трагический непреднамеренный инцидент. Я полностью поддерживаю расследование МССБ, которое в настоящее время проводится. Мы хотим определить, что произошло, и извлечь правильные уроки…».

Таким образом получилось, что НАТО не признало проведения акции на территории Пакистана, и смерть пограничников была признана обычной для такого рода конфликтов. А это только усугубило и без того непростую ситуацию. Отношения Исламабада и Вашингтона на пределе срыва, в состоянии крайнего обострения, заявление Пакистана о «полном пересмотре отношений с США и их союзниками» сложно воспринять как-то иначе.

Позиция США в регионе начала слабеть. Возможно, Вашингтон хотел бы укрепить её на проводящейся 5 декабря в Бонне Международной конференции по Афганистану, но официальный Исламабад пока не принял решения об участии в ней.

Фактически правительство Пакистана тоже находится в безвыходной ситуации. Антиамериканские настроения подавляющего большинства населения страны, приближающиеся выборы… Электорат явно недоволен правящей элитой, и если три года назад с радостью отмечали уход Мушаррафа, то теперь, скорее всего, так же бы отметили и уход Зардари. Оппозиционные силы, настаивающие на сворачивании проамериканских программ, набирают дополнительные очки.

А между тем «свято место пусто не бывает» – на смену американцам приходят другие крупные игроки региона. В данном случае – Китай и Россия.

Отношения с Китаем у Пакистана всегда были хорошие, фактически дружественные. Страны сотрудничали между собой в различных областях.

В настоящее время и отношения Москвы с Исламабадом находятся на подъёме, их динамика внушает довольно радужные надежды. Определённо растёт товарооборот между странами, укрепляются социально-экономические и культурные связи. Весьма тесно и плодотворно страны сотрудничают в рамках ШОС (недавно премьер-министр России Владимир Путин обещал своему коллеге из Пакистана поддержку по приёму в постоянные члены этой организации) и Исламской конференции.

Стоит вспомнить, что именно Россия оказала огромную поддержку Пакистану в связи с масштабнейшим наводнением в 2010 году, хотя сама в тот период испытывала дефицит сил и средств, поскольку лето ознаменовалось аномальной жарой и лесными пожарами.

Очевидно, всем придётся привыкать к перезагрузке отношений в странах Азии, а может, и к новому переделу сфер влияния.

Материалы по теме