
«Пользуясь случаем, хотели бы подтвердить нашу рекомендацию гражданам Российской Федерации воздержаться от любых поездок в Йемен до полной нормализации ситуации в этой стране, поскольку в нём ситуация балансирует на грани критической». (Официальное заявление МИД РФ)
Тунис, Египет, Ливия – они уже стали жертвами «арабской весны». Стабильные государства превратились в руины, экономика подорвана, политическая напряжённость… Кто же следующий на очереди? Вполне возможно, что это Йемен.
Йемен – это государство на юго-востоке Аравийского полуострова. Известно с древнейших времён. В настоящее время крайне нестабильное государство с очень низким доходом на душу населения. Одна из беднейших стран, экономика которой всецело зависит от добычи нефти, запасы которой уже начали сокращаться. Более трети населения живёт под угрозой голода.
Глава государства – президент, избираемый прямым голосованием на 7 лет. В стране двухпалатный парламент, в котором представлены пять партий.
Государство Йемен с момента своего создания отличалось нестабильностью. Причины этого вот в чём.
Северный Йемен получил независимость от Османской республики в 1918 году в виде монархии. В 1962 году был совершён переворот со свержением правящей династии, и было объявлено образование республики. Однако результатом переворота стала восьмилетняя гражданская война между роялистами и республиканцами. В это же время, а именно в 1967 году, получает независимость Южный Йемен, бывший до того британским протекторатом. Через 3 года он занял просоветскую ориентацию. После этого практически 20 лет продолжалась конфронтация между Северным и Южным Йеменом. Что, однако, закончилось формированием единого государства со столицей в городе Сана.
В процессе противостояния и последующего объединения непосредственно принимал участие и Али Абдалла Салех, который и стал в итоге председателем Президентского совета нового государства. Однако в 1994 году лидеры южан объявили об отделении от союзного государства, и разразилась гражданская война. Али Абдалла Салех отстоял единство страны и подавил мятеж сепаратистов. В 1999 году он был избран президентом Йемена, в 2006 году переизбран. И вот за 2 года до следующих выборов в стране разразился кризис.
Если посмотреть на карту Йемена, становится ясно, что, по сути, он объединялся силой воли президента и правительства. Но в реальной жизни до сих пор сохранилось племенно-клановое деление общества и контролируемых отдельными кланами территорий.
В последнее время в южных провинциях опять вспыхнули сепаратистские настроения, а с середины 90-х в стране активно работает и незабываемая организация «Аль-Каида».
Ситуация на момент восстания была такова, что лоскутное одеяло Йемена грозило разлететься на куски от малейшего дуновения ветра. А тут как раз «арабская весна» с её прозападными бурями.
Конфликт начался 22 января 2011 года обычной демонстрацией, организованной аналогично тунисским выступлениям. Уже 2 февраля президент идёт на уступки, но оппозиции их явно недостаточно, и выступления продолжаются, на что 21 февраля президент отвечает жёстким отказом от сотрудничества с мятежниками. Однако 28 февраля он предпринимает новую попытку договориться, которая оказывается также бесплодной. 20 марта 2011 года Али Абдаллах Салех отправляет в отставку правительство, и в ответ на это 21 марта генерал-майор Али Мохсен аль-Ахмар – командующий 1-й бронетанковой дивизией сухопутных войск Йемена – заявил от имени своих офицеров, что они «выступают за мирную революцию молодёжи» и поддерживают оппозиционеров. Конфликт усугубляется: в столицу вводятся войска. Демонстрации перерастают в вооружённое противостояние – человеческие жертвы с обеих сторон.
28 мая, несмотря на разгоревшиеся полувоенные действия, удаётся достигнуть перемирия, однако уже 30–31 мая возобновилась конфронтация и усилилось военное противостояние. Счёт жертв уже идёт на сотни с обеих сторон, на настоящий момент число погибших достигает практически 1500 человек.
3 июня 2011 года в результате обстрела резиденции президента Али Абдаллах Салех ранен, что привело в итоге к его отъезду из страны на лечение в Саудовскую Аравию. 30 июня власти Йемена официально признали потерю контроля над 5 провинциями. (Хроника составлена с использованием материалов BBCNews.)
В связи с этим многие аналитики были уверены в том, что отъезд президента фактически равносилен его отставке, что этот дипломатический манёвр даёт понять: «Власть в Йемене сменилась». Но оказалось всё не так просто – в конце прошлой недели Али Абдалла Салех вернулся на родину.
30 сентября он уже дал интервью «Washington Post», которое стало его первой беседой с западными журналистами после его лечения. В нём он заявил: «Я обращаюсь к американской общественности. Я хочу спросить американцев: готовы ли они по-прежнему проводить операции против (радикальных движений) "Талибан" (террористическая группировка, запрещена в РФ) и "Аль-Каиды" (террористическая группировка, запрещена в РФ)? Хорошо, если да. Но на деле мы видим, что США и международное сообщество оказывает на нас давление для того, чтобы мы ускорили процесс передачи власти. И мы знаем, в чьих руках эта власть окажется. Она перейдёт к "Аль-Каиде" (террористическая группировка, запрещена в РФ), которая в полной мере и непосредственным образом связана с организацией "Братья-мусульмане" (террористическая группировка, запрещена в РФ)».
Стоит отметить, что ещё в апреле был предложен план ССАГПЗ по урегулированию политического кризиса в Йемене. Он был озвучен представителями шести стран (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар ОАЭ, Оман), входящими в этот блок. Однако он был сорван, поскольку оппозиция отказалась предоставить президенту и его семье политический иммунитет. В сентябре Али Абдаллах Салех назначил своего представителя для проведения переговоров (поскольку сам в это время находился на лечении), но представители оппозиции проигнорировали их и не пришли, заявив, что без участия президента любые переговоры – фикция.
Президент вернулся, и теперь уже он требует жёстких условий в переговорах с оппозицией, прямо заявляя о том, что он уйдёт только в том случае, если лидеры оппозиции не будут участвовать в выборах, и прямо обвиняет сепаратистов в сотрудничестве с радикальными исламскими группировками.
Такова ситуация внутри страны.
Мировая общественность, хотя на словах и осуждает Али Абдаллу Салеха, но никаких особых действий пока не предпринимает. Скорее всего, западные страны боятся повторения ливийского сценария с втягиванием страны в кровопролитную гражданскую войну. А может быть, просто пока не определились, какой режим в Йемене им самим более выгоден и будет ли стоить такая бедная страна затраченных на неё средств.
США в условиях войны в Ливии, августовского кризиса и самоопределения Палестины тоже чувствуют себя неуверенно на арабских территориях. Хотя, получив Йемен, Вашингтон получает и практический контроль над Арабским Востоком и, вероятно, сможет диктовать свои условия пока относительно независимым Саудовской Аравии и ОАЭ.
Несмотря на календарную осень, «арабская весна» в разгаре. Аравийский полуостров фактически блокирован ею. С запада – Египет, с севера – Израиль, Иордания, Сирия, Бахрейн, в которых до сих пор продолжаются беспорядки, и что там может произойти – не берётся предсказывать уже никто, а также подконтрольные западу Ирак и Кувейт. С юго-востока – мятежный Йемен, с юга – Сомали, Эфиопия и Кения с их экономическим кризисом. Петля вокруг Эр-Рияда и Абу-Даби явно затягивается.
Хотя и Вашингтон и европейские страны понимают, что на каждую очередную арабскую страну, решившую «сбросить узы диктатуры» и жить по законам европейского самоуправления, не хватит даже их объединённой военной мощи. Никто не думал, что лидер Ливии окажется так силён и не уступит своего государства путём политического давления, как это произошло в Тунисе и Египте. Али Абдаллах Салех тоже показывает, что так просто он не уйдёт. И теперь провокаторы «арабской весны» в замешательстве, поскольку экономически просто не выгодно терять сейчас огромные средства на каждого очередного диктатора, даже если они и окупятся за счёт льготной эксплуатации природных (в первую очередь энергоносителей), культурных и прочих ресурсов освобождённых стран.
Но карты сданы, ставки сделаны. На кону очередной кусок арабского пирога – Йемен, и кому он достанется, покажет только время. Но вот вопрос: кто следующий в очереди «арабской весны»?