М. Садиков: Суфизм объединяет Северный Кавказ с остальной Россией

14 июня 2008, 00:00

26 апреля в Махачкале завершилась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная жизни и духовному наследию выдающегося ученого-богослова и шейха накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов, общественно-политического и религиозного деятеля Дагестана и России второй половины XIX - начала XX веков Сайфуллы-кади Башларова.

Мероприятие было организовано Духовным управлением мусульман Дагестана, Северокавказским университетским центром исламского образования и науки, Институтом теологии и религиоведения им. Мамма-Дибира аль-Рочи, а также Институтом языка, литературы и искусства ДНЦ РАН.

На конференцию приехали ученые-богословы, научные работники со всей России, это был первый столь представительный форум светских и религиозных ученых в Махачкале. После ее окончания гости посетили Дербент, зиярат Сайфулы-кади, желающие встретились с дагестанскими учеными, алимами, шейхами.

Об итогах конференции мы попросили рассказать ректора Северокавказского университетского центра исламского образования и науки Максуда-хаджи Садикова.

- Каковы итоги конференции? Удалось ли достичь поставленных целей?

В конференции принимали участие представители всех регионов России, представители всех трех исламских религиозных центров - это и Центральное духовное управление мусульман, и Координационный центр мусульман Северного Кавказа и Совет муфтиев России. Присутствовали ректора всех исламских религиозных учебных заведений, в том числе председатель Совета ректоров исламских учебных заведений России Рафик Мухаметшин.

Главная задача конференции была - найти общий язык для обсуждения проблем, которые у нас сегодня есть в сфере религии в России. Этого консенсуса мы достигли, решили вопросы из области религиозного образования. Договорились также о том, что мы будем централизованно вести работу со СМИ, выпускать учебные и учебно-методические материалы и работать с государственными и другими общественными организациями, дополняя и помогая друг другу.

То, что в работе конференции приняли участие руководители мусульманских духовных организаций из всех регионов - это впервые в Дагестане и, можно сказать, в России. Столь представительного форума, собравшегося для подобных целей, ранее не было.

- Какова роль личности Сайфуллы-кади для Ислама в Дагестане и в целом в России?

Роль Сайфуллы-кади для Дагестана и для России огромна. Он является связующим звеном между Кавказом и остальной страной в целом, а также между татарами, башкирами - и дагестанскими народами.

Сайфулла-кади являлся учеником известного суфийского шейха Зайнуллы Шарифи, татарина по национальности, также он был последователем Мухаммада-Закира Чистави, также татарина. У него были очень плотные контакты с представителями общин мусульман Волго-Уральского региона.

Сегодня в Дагестане находятся накидки, которые были переданы ему его учителями. Они принадлежали Пророку Мухаммеду (мир ему) и были переданы сюда по цепочке (сильсила) тарикатских шейхов. Сейчас эти реликвии хранятся у Саида-афанди Чиркейского. Приезжие гости посетили последнего и были очень довольны этой встречей и беседами.

В целом, восстановление традиционных в прошлом связей между мусульманами Кавказа, Дагестана и остальной России – крайне позитивное явление. Более того, это необходимо с точки зрения геополитики в современных условиях глобализации.

- Какое, на Ваш взгляд, место в целом занимает правоверный суфизм в развитии Ислама в России?

Во-первых, Ислам всегда связан с суфизмом, или суфизм с Исламом, одно от другого неотделимо. Роль суфизма существенна. Там, где его нет, - масса осложнений. Возникают проблемы с сектами, экстремистскими идеологиями. Если же развит суфизм, то очень сложно манипулировать сознанием верующих, которые находятся в его рамках, с тем, чтобы убедить их в чем-то вредном.

Во многом именно благодаря суфизму Дагестан сумел выйти из той сложной ситуации, которая возникла после развала СССР, без больших потерь и большой войны. В те годы республика подвергалась атакам со всех сторон, со всех центров внешних и внутренних.

Поэтому суфизм для России очень важен. И в Татарстане, и в Башкирии, и в других регионах Ислам без суфизма не существовал, все руководители духовных центров в то время были ишанами (шейхами тарикатов). Сегодня там есть зияраты, то есть места, где они захоронены или связанные с их деятельностью.

- В чем социальная значимость суфизма на современном этапе для мусульманского сообщества нашей страны?

Тарикат активно проводит профилактическую работу по противодействию всяким течениям, мешающим нормальному развитию общества, государства. В этом очень существенна роль суфиев.

Во-вторых, человек, действительно понимающий, что такое тарикат, суфизм, очень полезен для государства, для общества. Он более патриотичен, более инициативен, более прогрессивен во всех отношениях. В этом смысле, конечно, суфизм играет большую роль во всех общественных процессах.

- Такая конференция проходила впервые. Ученые, власти, широкая общественность только в последнее время стали серьезно интересоваться темой суфизма. Почему, на Ваш взгляд, раньше к этому наследию, при всей его важности, не было привлечено внимание?

Ну, как говорится, всему свое время. А с другой стороны, не было в прошлом таких возможностей, и не было готовности и у религиозных деятелей, и у светской власти сесть за стол и вести диалог вокруг подобных тем.

Конференция такого масштаба и такого содержания прошла впервые, впервые и светские ученые, и религиозные ученые вместе собрались и вместе, дружно, в рамках нормального диалога обсуждали темы суфизма, религии, общества в целом. Большинство ученых, светских и религиозных, как раз отмечали это.

Власть раньше не была к этому готова, она не понимала вообще значимость, важность суфизма для общества и жизни верующих людей. Когда же и политики, и общественные деятели, и государство в целом прошло через Чеченскую войну, когда они увидели, что такое экстремизм, каковы формы и содержание антиобщественных идеологий, только тогда они осознали, что Ислам и суфизм - это одно и то же. Возникло понимание, что необходимо вернуться к этой теме, необходимо дать возможность людям, которые пишут, говорят о суфизме, специалистам, рассказать о нем.

Вспомним, что в советский период, прежде всего, истребляли суфиев. Именно в них видели угрозу атеистическому строю. А на самом деле это были люди, которые стремились поддержать, сохранить мир в обществе. Но тогда была другая политика.

Именно благодаря тарикату, суфизму в Дагестане сохранился мир. Этот мир и согласие перейдет и дальше в российские регионы, ведь в них сегодня не так уж спокойно.

Если не будет развита тема суфизма, останется мало изученной история Ислама в России, - какие были богословы, к чему они призывали, какие методы исповедовали, - если не продолжится исследование наследия наших алимов и шейхов, - то экстремизму, разного рода вульгарным идеям внедряться и развиваться будет проще. Тогда мы окажемся в очень нехорошем состоянии в будущем.

Поэтому прошедшая конференция служит пониманию всеми структурами как раз важности для России суфийской идеологии и суфизма как элемента религии.

Беседовала Эльмира Хакимжанова

На фото: заседание участников конференции, посвященной наследию шейха Сайфуллы-кади

Материалы по теме