
Нет большего богатства, чем мудрость, и нет большей нищеты, чем невежество. Только невежественные люди способны считать Ислам фанатичным учением.
Вечное стремление к миру и согласию сделало Ислам жизнеутверждающей силой. Наводившие на всех ужас татаро-монголы приняли Ислам не под натиском арабо-мусульманских «завоевателей», а добровольно, и стали его последователями и распространителями. В столице Золотой Орды рядом с мечетями действовали пять православных церквей.
Когда приходили воины Ислама, порабощённые сословия в раннефеодальных государствах встречали их как освободителей, а умма брала на себя организацию жизни и устанавливала исламский порядок. Слава уммы Мухаммада (мир ему и благословение) в Медине, где все свободны и равноправны, быстро распространялась. Не стремительная арабская конница побеждала, а справедливый порядок, установленный Пророком (мир ему и благословение), и равенство всех перед законом Всевышнего.
Если бы Ислам утверждался силой оружия, то он бы исчезал с уходом завоевателей. Однако этого не произошло ни в одной стране мира, принявшей Ислам.
Для мусульман войны с неверными были в основном вынужденной мерой. При любой возможности мусульмане охотно шли на мир. Так велел Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), так поступали и его преемники – Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) и Умар (да будет доволен им Аллах), руководившие распространением Ислама вне Аравии.
Основным стержнем Ислама являются умеренность и готовность к компромиссам, это – религия золотой середины, ей чужды такие крайности, как сепаратизм и экстремизм.
В халифате иноверцы получали покровительство, их защищали от внешних врагов, им была гарантирована неприкосновенность личности и имущества. Христиане и иудеи занимались наиболее доходными делами. Их было много среди торговцев, крупных землевладельцев и врачей. В Сирии большинство финансистов были иудеями, а врачи и писцы – христианами. Жизнь иноверца была равноценна жизни мусульманина. По законам Абу Ханифы и Ибн Ханбала за убийство немусульманина и мусульманина уплачивалась одинаковая цена.
Медицинскую помощь иноверцы получали наравне с мусульманами. У них имелись собственные суды. Все вопросы в христианских общинах решали сами христиане. Дважды в IX веке христиане были военными министрами в мусульманских странах. Чиновники-христиане так же приводились к присяге, как и чиновники-мусульмане.
Татьяна Ирмияева в книге «История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной Порты» пишет: «Веротерпимость арабов обеспечила им, помимо поддержки христиан, задавленных непосильными поборами, и поддержку иудеев, со дня на день ожидавших насильственного поголовного обращения их в христианство, после чего евреи должны были лишиться прав на владение собственностью. Ввиду таких перспектив мирный договор с арабами казался спасением».
По Исламу одним из порицаемых качеств в человеке считается возбуждение в народе смуты – фитна. Зачинщики смут и волнений, по словам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), прокляты Всевышним.
Ислам отрицательно относится к конфликтам. Одним из главных достоинств мусульманина считается умение сдерживать гнев. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Если гнев подступает к твоему сердцу, а ты стоишь, – сядь; если сидишь, когда приходит к тебе гнев, то ложись; если и это тебя не успокоит, соверши омовение холодной водой и помолись Всевышнему, чтобы гнев не прокрался в твоё сердце».
Не Ислам является причиной сегодняшних столкновений в мусульманских регионах. Конституционный принцип свободы совести и отделение государства от церкви не отрицает взаимодействия государства с религиозными организациями. Напротив, только общими усилиями можно доказать, что Ислам – это религия мира, добра, созидания. Ислам несёт собой только мир, согласие и понимание. Ислам не делит людей на чёрных и белых, Ислам не делит людей по национальному и конфессиональному признаку. Все перед Богом равны во всём, кроме как в богобоязненности!