Поинтересуйтесь, как вас сосчитали

8 июня 2009, 00:00

Подведение итогов деятельности Комиссии по вопросам религиозных объединений при Главе Республики Карелия в 2007 году почти с аптекарской точностью совпало с годовщиной создания Министерства по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями РК. На очередном ее заседании была сделана попытка проанализировать сложившуюся религиозную ситуацию и взаимоотношения органов госвласти с конфессиями.

Употребляю слово «попытка» не случайно, поскольку есть на то ряд существенных причин. Речь ниже идет об одном из субъектов Федерации, но, думаю, эти проблемы актуальны и во многих других регионах.

Банально напоминание, что именно деликатность самой темы требует взвешенных и корректных выводов и суждений. Но, как нередко бывает, и сверхкорректность ведет к упрощению картины, необъективному анализу, а, значит, и возможности ошибочных прогнозов и ориентиров для деятельности уже в ближайшем будущем. Но начнем по порядку.

Перед началом заседания комиссии среди раздаточных материалов была представлена справка о соотношении религиозных организаций различных конфессий в Республике Карелия в 2007 году. Из приведенной статистики следует, что по доле зарегистрированных и действующих на территории Карелии религиозных общин лидируют протестанты (53%), затем Русская православная церковь (Московского патриархата), третья строка в этом «рейтинге» отдана Исламу.

Теперь постарайтесь вдуматься, какое толкование ситуации предлагают авторы этой справки. Цитирую: «Однако это вовсе не означает, что у нас преобладают протестанты. По оценке Петрозаводской и Карельской епархии РПЦ, «православную веру исповедует или считает историческим наследием около 65% населения». Карелия по-прежнему остается традиционно православным регионом, а Русская православная церковь – самой крупной конфессией». Источник - «Годовой отчет Петрозаводской и Карельской епархии за 2007 год».

Православие как часть исторического наследия для меня, моей семьи, любого жителя Карелии и граждан России, многих людей на земном шаре очевидна. Но из того не следует, что это признание позволяет определять конфессиональную принадлежность человека, в том числе признающего для себя определенную значимость одной из монотеистических религий!

Приведенная цифра прямо-таки подталкивает к постановке цепляющихся друг за другом вопросов. Например, как в таком случае учитывается именно фактор исторической памяти при определении численности других конфессий? Не следует ли рассматривать стремление к сохранению исторического сознания как особую (конечно, очень важную) понятийную категорию, но все-таки имеющую больше общегуманитарный характер?

И еще одна мысль: именно стремление людей уважительно относиться к памяти предков и своей Родине может служить фундаментом, на котором есть смысл развивать межконфессиональное и государственно-конфессиональное взаимодействие. Или это слишком просто, чтоб быть очевидным?

Основной доклад на заседании комиссии сделал Виктор Бирин, ее ответственный секретарь, представитель Министерства по национальной политике и связям с религиозными объединениями. Он - один из самых уважаемых и активных чиновников ведомства. Но, объективности ради, опять не обойти некоторые сопоставления.

Дате 780-летия крещения карел, которое отмечалось в прошлом году, было придано серьезно внимание на уровне региональной власти. Комитет по подготовке и проведению празднования возглавил Глава Республики Сергей Катанандов. Все запланированные мероприятия прошли на должном уровне и с должным освещением в прессе. Об этом В. Бирин подробно доложил в своем выступлении.

Но именно 2007-й можно характеризовать и как год, когда огромные усилия республиканской власти были нацелены на поиск ответов на вопрос, какие меры необходимо предпринять, чтобы, во-первых, нивелировать последствия известных событий в Кондопоге? Во-вторых, как в данном контексте может сработать миротворческий потенциал религиозных общин и их лидеров?

Не стоит бояться признания: во многом под принуждением обстоятельств власть начала беспрецедентно активную инициацию различных программ, поддержку социально значимого служения общин, различных проектов, проведение конкурсов и так далее. Закрепится ли эта практика? Как долго будет срабатывать кондопожский синдром? Возможно, история еще раз настойчиво подсказывает: лучше отличаться не на тушении пожаров и устранении их последствий, а на создании глубоко продуманной этноконфессиональной политики?

В. Бирин упомянул в докладе и о научно-практическом семинаре «Роль органов государственной власти и местного самоуправления в реализации Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Он проводился на базе Карельского филиала Северо-Западной академии госслужбы в Петрозаводске в июне 2007 года.

Материалы семинара опубликованы в специальной брошюре и разосланы во все муниципалитеты, районные и городские администрации на территории республики. Издание по-своему уникальное.

Авторы статей на экспертном уровне написали о религиозной палитре в Северо-западном федеральном округе и Российской Федерации. Для государственных и муниципальных служащих даны разъяснения действующих правовых норм, специфики деятельности каждой из религиозных организаций, приводится перечень зарегистрированных конфессий.

Считаю необходимым привести достаточно пространную цитату из статьи, опубликованной в этом сборнике. Автор - О. Якуба, заместитель начальника отдела этноконфессионального прогнозирования Департамента межнациональных отношений Минрегионразвития РФ.

Характеристика ситуации в Карелии: «…с 1992 года наблюдается постоянное сокращение населения: с 1990 г. по 1999 г. оно уменьшилось на 4 процента. Основной причиной сокращения численности населения является естественная убыль, обусловленная низкой рождаемостью и высокой смертностью. В начале 90-х годов в Карелию приехали армяне – беженцы из Нагорного Карабаха и Баку и грузины – беженцы из Южной Осетии и Абхазии.

С середины 90-х годов появились азербайджанцы, чеченцы, приехавшие из зон боевых действий, и другие представители народов Средней Азии и Северного Кавказа. В то же время в республику приехало много русских, выехавших из так называемых «горячих точек»: из республик Средней Азии, Северного Кавказа и Молдавии. Одновременно Карелию покинула значительная часть русских, белорусов, украинцев, татар и особенно финнов, выехавших на постоянное место жительство в Финляндию.

В целом, миграция 90-х годов не повлияла на сложившийся в середине прошлого века этнический состав населения, но определенным образом сказалась на развитии религиозной ситуации. И в первую очередь, это связано с появлением в Карелии мусульманской общины, численность которой постепенно увеличивается. Вместе с тем, уменьшилось количество верующих, относящихся к церкви Ингрии и карельской евангелической и лютеранской церкви». Отмеченные в этом анализе факты и тенденции в начале ХХ1-го года закрепились.

Основная плоскость взаимодействия религиозных организаций с властью, конечно, должна содержательно и организационно быть на местном, муниципальном уровне. От того, насколько готов чиновник к решению вопросов, поступающих от любой общины, зависит многое.

Выступая на заседании комиссии, руководитель Духовного управления мусульман Карелии Висам Али Бардвил не случайно вспомнил эпизод из разговора с одним из петрозаводских чиновников, имевший место насколько лет назад. Речь шла о выделении участка для строительства мечети.

«Ты сам откуда родом?» - спросил чиновник. «Из Иерусалима», - ответил муфтий. «Ну, представь, что в вашем городе начнут строить христианские храмы?»… Представитель власти, увы, не ведал, что попал пальцем в небо. Сегодня, конечно, таких рагговоров в кабинетах представителей власти не происходит.

Представители власти сегодня на всех уровнях декларируют желание видеть лидеров религиозных конфессий среди своих союзников и партнеров. Риторика наполнена признанием важности государственно-конфессиональных отношений, необходимости их развития.

Например, на заседании комиссии было заслушано сообщение Натальи Васениной, заместителя главы Суоярвского муниципального района. Суоярви – один из самых западных районов Карелии, приграничный с Финляндией.

«При главе администрации района создан совет по работе с религиозными организациями, - говорила Н. Васенина. – Постоянно встречаемся с руководителями общин. В районе три православных прихода и четыре протестантских. Меня приглашают на праздники, различные мероприятия, торжества. Отношения очень дружеские. Стараемся поддерживать церкви в благотворительных программах. Никаких запретов на социальные программы и мероприятия…»

Но! Власть, самая близкая к народу, пока не имеет законодательно прописанных полномочий в сфере отношений с религиозными организациями. Регистрацией занимается территориальная служба Управления госрегистрации (федеральный орган), выработка региональной политики взаимодействия - забота чиновников министерства республиканского уровня.

Особая история – выделение земельных участков для строительства культовых зданий. По закону, заявка с соответствующими обоснованиями должна подаваться в местную администрацию. Но вот пример: мусульмане города Костомукша, что на северо-западной окраине Карелии, не смогли уложиться в строго отведенные сроки предоставления необходимых согласований (два месяца на все про все). Обращаться пришлось в Правительство РК, после чего срок для доработки документов был продлен.

Вопрос о том, чтоб в магазинах Петрозаводска регулярно продавалось халяльное мясо, решался при прямом участии премьер-министра Правительства РК В. Патенко. Заметим, очень конструктивно прошло обсуждение вопроса. Результат очевиден. Поставку в местные магазины кур, забитых с требованием норм Шариата, начала местная птицефабрика, что в поселке Янишполе Кондопожского района.

Официально власти Карелии из года в год показывают цифры роста объемов производства, сокращение числа безработных. Но большая часть населения живет на грани прожиточного минимума, а то и ниже.

Внимательно перечитав записи, сделанные на заседании комиссии, не могла не отметить: представители религиозных организаций говорили о самом насущном. Как кормят голодных, как организуют поддержку детей и семьей, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Особо говорились об усилиях верующих в пропаганде здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, курения, разъяснении опасности абортов.

Одна из петрозаводских общин, сама ютящаяся в полуподвальном помещении, ведет еженедельную раздачу одежды, кормит горячими обедами бездомных. Все конфессии организуют занятия и религиозные праздники в воскресных школах для детей и подростков, семинары и целевые курсы об основах вероучений для взрослых. «Спасибо, что есть возможность спокойно работать», - таков был лейтмотив всех выступлений религиозных лидеров.

Стремление к миротворчеству, реальные дела милосердия и благотворительности, духовная поддержка и воспитание человека – этим занимались и продолжают заниматься верующие люди. Светское государство по этим статьям деятельности никогда не отличалось и не отличается активностью.

Не боюсь об этом говорить с некоторой резкостью. Будь иначе, не имели бы мы сегодня такого количества брошенных детей, роста преступности несовершеннолетних, роста агрессивных настроений в молодежной среде, ксенофобии, 70-процентого распада регистрируемых браков.

Традиции религиозной нравственности, основанные на Писаниях, являются настоящим, крепким фундаментом для достойной жизни. Василий Пивоев, доктор философских наук, заведующий кафедрой культурологии Петрозаводского государственного университета, в статье «Роль религии в современных государственно-конфессиональных отношениях» отмечает: «Философия деятельности рекомендует оценивать любую деятельность по трем критериям: по намерениям (по ним судят о системе ценностей), по способам и средствам (нельзя доброе дело осуществлять преступными средствами) и по результатам (они дают нам представление о волевом потенциале деятеля)».

Статья была опубликована в сборнике по итогам семинара, о котором упомянуто выше. По всем трем позициям, упомянутым ученым, религиозным организациям есть что сказать, есть и опыт, которым они готовы делиться.

Предвижу реплику: не далеко позади времена тотального атеизма, да и государство – механизм с усложненной системой управления. Кто б спорил. Но чего стоят все реформы, если нас по-прежнему ради нужных кому-то цифр будут приписывать к «правильной общности», а о спасении души, духовном просвещении, помощи нуждающимся будет говориться лишь как о некой автономной деятельности религиозных общин?

Людмила Мишина (Петрозаводск)

Материалы по теме