«Дело о хиджабе» в колесе истории

7 мая 2009, 00:00

Рассмотрение иска пятнадцати мусульманок к Управлению паспортно-визовой службы Республики Татарстан в связи с тем, что им было отказано в праве фотографироваться на общегражданский паспорт в соответствии с нормами Ислама, т.е. в хиджабе, еще только началось. Возможно, впереди долгий судебный процесс, который займет не один месяц, но даже на данный момент с большой долей уверенности можно сказать, что решение будет вынесено в пользу мусульманок.

Уже сегодня повсеместно отмечается надуманность проблемы. В Западной Европе, в США мусульманки беспрепятственно получают паспорта, будучи изображенными на фотографии в хиджабе.

Публичный законодательный отказ российским мусульманкам в праве иметь фотографию в основном удостоверении личности в соответствии со своими религиозными убеждениями нанесет значительный вред политике сближения России с Западом. Положительное решение властей выбьет почву из под ног экстремистов и сепаратистов, играющих на чувствах национального и религиозного достоинства. И даже без учета всех этих обстоятельств, соблюдение и уважение религиозных предписаний со стороны властей гарантировано Конституцией РФ, Декларацией прав человека ООН и т.д.

Более того, документ, разрешающий мусульманкам фотографироваться на паспорт в платках, существует. Он был принят в 1998 году, его никто не отменял, и он продолжает действовать.

Единственным препятствием для закрепления права мусульманок, фактически, остаются предрассудки работников паспортно-визовых служб всех уровней, которые можно свести к простонародным формулировкам типа: «ты, что самый умный» или «тебе, чего больше всех надо», а также желание, чтобы «все были, как все». Большую роль здесь играет полнейшее невежество в области Ислама, а также элементарное непонимание самого характера религиозных убеждений.

Для подавляющего большинства населения нашей страны вообще не понятна суть проблемы, которая теперь, после показа репортажа о первом заседании казанского суда всеми ведущими российскими телеканалами, стала общегосударственной. Их логика проста: «Сняли бы платок на время и сфотографировались, в чем проблема?» Поэтому в стране, где тридцать миллионов хронических алкоголиков, миллионы наркоманов и один из самых высоких уровней абортов в мире, поступок пятнадцати мусульманок, до конца отстаивающих свою честь, на общем фоне выглядит почти героическим.

Для мусульманки соблюдение норм Ислама в одежде, в первую очередь, это – стремление к тому, чтобы Всевышний был ею доволен. Кроме того, хиджаб является символом нравственности, скромности, чести женщины. Таким образом, для мусульманки само требование снять платок, хотя бы на некоторое время, звучит оскорбительно, а тем более сфотографироваться на основное удостоверение личности без него.

Общеизвестно, что все мировые религии предписывают своим последовательницам покрывать голову в присутствии посторонних мужчин. Однако до сих пор христиане и др. не выступили с требованием разрешить женщинам фотографироваться на паспорт в платках. Все это еще раз демонстрирует обществу то, что стремление отстаивать нравственные ценности сохраняется только в Исламе.

Вместе с этим, твердость мусульманок из Казани полностью разрушает избитый миф о «забитой женщине Востока», навеянный еще первым советским боевиком «Белое солнце пустыни», и сводит все спекуляции на тему «бедной Гюльчитай» на нет. Сегодня именно мусульманки, фактически, создали в России правовой прецедент и показали адекватный механизм, как в судебном порядке все последователи Ислама могут отстаивать свои права.

В подлинно мусульманском обществе способности и природа женщина всегда находили естественное выражение. Одной из основных передатчицей хадисов и выдающимся мусульманским ученым является жена Пророка (мир ему) Аиша (да будет доволен ею Аллах). Многие сподвижницы Посланника (мир ему) внесли в становление Ислама неоценимый вклад. История знает имена поэтов и писателей из числа мусульманок - ‘Улая бинт аль-Махди, Аиша бинт Ахмад Кадим, Валлада бинт Халифа, врачей - Зайнаб, и Умул Хасан бинт Абу Джафар. Такие знаменитые ученые, как Имам Шафи‘и, аль-Бухари, Ибн Халкан и Ибн Хаббан, приобретали некоторые знания у женщин.

Важно учесть, что судебный процесс в Казани начался благодаря инициативе самих мусульманок. С самого начала поддержку им не оказывал ни один муфтий или исламский общественный деятель. Лишь задним числом некоторые из них высказались о целесообразности разрешить женщинам фотографироваться в платках и полном соответствии их требований Шариату.

Таким образом, параллельно с тем, как значительная часть глав различных духовных управлений заняты выяснением отношений между собой, в российской мусульманской Умме появляются новые образованные деятели, имеющие современное видение проблем Ислама в России. Поступок этих женщин наглядно продемонстрировал, в каком направлении будет развиваться мусульманское сообщество нашей страны.

То обстоятельство, что судебный процесс проходит в Казани также является немаловажным. Без сомнения, победа мусульманок Татарстана придаст еще больший статус Исламу в республике, а на общегосударственном уровне роль Татарстана усилиться именно как мусульманской республики.

Ведь, по сути, в Татарстане отстаивают права всех граждан России, исповедующих Ислам. Именно власти этой республики обратилось к федеральному Управлению паспортно-визовой службы с просьбой пересмотреть положение о фотографиях на паспорт и сделать исключение для тех, кто постоянно носит платок.

Кроме того, в случае вынесения судом вердикта не в пользу мусульманок депутат Госдумы от Татарстана Флюра Зиятдинова намерена побудить своих коллег выступить в защиту требования Эльмиры Адиатуллиной, лидера Союза мусульманских женщин Татарстана, и других членов этой организации, разрешить фотографироваться на общегражданский паспорт в хиджабе, т.е. в соответствии с нормами Ислама. Флюра Зиятдинова уверена, что группа депутатов поддержит ее запрос министру внутренних дел Борису Грызлову, инициатором которого, по ее словам, может выступить депутат Госдумы от Дагестана Хаписат Гамзатова.

Последнее обстоятельство также примечательно. Ведь в истории России именно взаимодействие двух основных мусульманских регионов страны – Поволжья и Дагестана – становилось для России знаковым. Вспомнить, хотя бы тот факт, что первый суфийских шейх шазалийского тариката в Дагестане Сайфулла Кади был мюридом Мухаммад-Закира Частави в Чистополе (нынешний Татарстан) и последнего шейха Волжско-Уральского региона Зейнулы Шарифи в г. Троицке (Челябинская область). Кроме того, Мухаммад-Закир Частави сам являлся одним из приемников дагестанского шейха накшбандийского тариката Махмуда-Афанда аль-Алмали.

«Дело о хиджабе» продемонстрировало нынешнее состояние и перспективы развития мусульманского сообщества России. Победа пятнадцати казанских мусульманок заставит разделить новейшую историю Ислама в России на два периода: до судебного процесса в Казани и после.

Законодательное закрепление незыблемости основных религиозных прав мусульман и реальное воплощение этой практики в жизнь, в результате чего тысячи мусульманок беспрепятственно получат паспорта, на фотографии в которых они будут изображены в соответствии со своими религиозными убеждениями, имеет на сегодняшний день важнейшее значение. При этом надо учитывать, что данный процесс будет иметь «большую прессу».

После этого становятся абсурдными и совершенно необоснованными препятствия и запреты, остающиеся рудиментами советского прошлого, на соблюдение элементарных религиозных обязанностей в армии, учебных заведениях и т.д. Таким образом, закроется в России страница, когда кто-то отказывался на практике признавать принципы свободы совести, вероисповедания и отправления религиозных обязанностей, гарантированные Основным законом страны.

Материалы по теме