Люди, ставшие мусульманами, – люди мыслящие, образованные, понимающие, самокритичные, совершенно другого склада ума...

7 мая 2009, 00:00
Интервью с председателем фонда им. Муфтия Дагестана Сайидмухаммада хаджи Абубакарова Хасмухаммадом хаджи Абубакаровым

Дагестан является республикой, лидирующей в России в области мусульманского религиозного просвещения. Сегодня Ислам определяет многие сферы жизни дагестанцев. При этом именно алимы из Вашей республики, как никто в России, много сделали и делают для борьбы с псевдорелигиозным экстремизмом. Как Вам кажется, в чем причина этого, и в чем залог успеха этой борьбы?

Бисмиллахи р-Рахманир р-Рахим

Основная причина заключается в том, что в местах, где Ислам хорошо развит, где живут крупные учёные – корифеи религиозной науки, мусульмане лучше других понимают ту опасность, которая может быть связана с ваххабизмом. Хотя представители его и говорят, что они тоже последователи Ислама, фактически они действуют против мусульман.

Ваххабиты, по большей части, выполняют программу антиисламски настроенного Запада. Мы это хорошо понимаем. Ведь дагестанцы собственными глазами видели, какая на самом деле у ваххабитов цель.

Многие дагестанцы следуют тарикату (путь духовного самосовершенствования), выполняют ибадат (поклонение Всевышнему Аллаху). Под влиянием устаза (духовного наставника) мюриды глубоко осознали и поняли суть надвигающейся опасности. Поэтому наш народ мобилизовался лучше, чем где-либо, на борьбу против ваххабизма.

Таким образом, благодаря оперативно объединившимся жителям, республика Дагестан оказалась защищённой от ваххабизма. До прихода российских войск и мобилизации правоохранительных структур исламские ополченцы успели защитить свою землю.

Если бы у нас в Дагестане не было тариката, шейхов и настоящих мюридов, идущих по истинному исламскому пути, то Дагестанская республика была бы тем, чем является сейчас Чечня, а Махачкала превратилась бы в подобие нынешнего города Грозного.

Сегодня у всех на слуху преступления скинхедов, широко обсуждаются миграционные проблемы. Складывается впечатление, что кому-то выгодно раздуть пожар межнационального конфликта по всей России. Что Вы можете сказать на этот счет? Ведь в Дагестане проживает около ста народностей, представляющих три религии, и, вполне возможно, этот опыт был бы полезен для всего государства.

Опять-таки, всякая беда, всякое противодействие нормальному течению жизни человека и общества, в целом, по нашему мнению, связано с дефицитом исламского воспитания. Если бы здесь в Москве все люди были настоящими мусульманами, они никогда бы не стали делать другим то, чего не желают самим себе.

В Дагестане пока таких конфликтов нет, я об этом не слышал. Возможно, конечно, что антиисламские силы захотят разыграть данную карту и в нашей республике, попытаются оказать влияние, как-то направить общественные процессы. Однако я надеюсь на то, что ни один человек в Дагестане, если он истинный мусульманин, мимо такого факта не пройдёт. Скинхеды же, в свою очередь, рады не будут, приехав к нам, потому что получат здесь по заслугам – так же, как в своё время ваххабиты.

Казалось бы, мы живем в обществе, в котором приоритетными провозглашены либеральные ценности. Декларируются равные права и возможности. Тем не менее, значительная часть молодых людей оказывается за бортом нормальной жизни. Доказательство тому - алкоголизм, наркомания, преступность, экстремизм всякого рода, процветающий среди молодежи. В чем, по вашему мнению, корень бед сегодняшнего подрастающего поколения?

Видите ли, мы вроде бы провозглашаем какие-то права, издаем какие-то законы, публикуем распоряжения государственных руководителей, однако эти приказы и правила не согласованы с требованиями Ислама. Там, где нет истинной религии, где приоритетными не провозглашены божественные предписания, запреты и рекомендации, каждый руководитель устанавливает правила, в какой-то мере выгодные только ему, то есть, чисто субъективные, связанные с его внутренними желаниями.

Мне кажется, что если бы сегодня все исходили из Корана и Сунны Пророка (мир ему), тогда человеческому разуму ничего не пришлось бы добавлять к правилам общественного устройства - даже беря это из тех моделей, считающихся наилучшими, которые где-либо существуют у нас. Ну что же нам делать? Пока представители государственного аппарата не усвоят это, пока не поймут, что Ислам способен целиком улучшить весь образ жизни человека, пока до них всё это не дойдет, видимо, так и будет продолжаться.

Многие помнят, как в свое время добрая часть российских СМИ не была склонна видеть в ваххабизме ничего опасного. Сегодня же наша страна является по сути единственной, масс-медиа которой стали фактически рупором ЦАХАЛа. Какие последствия имела подобная позиция в первом случае, известно всем, что можно ожидать во втором - догадаться не трудно. Хотелось бы узнать Ваше мнение относительного того, что лежит в основе подобной недальновидности СМИ.

Раньше о ваххабизме мы знали только из учебников истории Ислама, знакомясь с религиозными науками. В то время практически никто не понимал, что он из себя представляет.

Мы, действительно, тогда полагали, что ваххабиты тоже молятся, соблюдают пост, совершают хадж. Однако вы видите, что все, фактически, оказалось несколько иначе. Если раньше, например, адекватные сведения о ваххабизме доходили до нас от учёных, от алимов, то теперь мы сами воочию увидели его на практике.

У ваххабитов четко отработан механизм работы - какими путями, какими средствами развивать и расширять своё дело. И раньше людей, которые не принимали их идеологию, они старались привлечь, суля большие деньги. Ваххабиты тратили средства только там, где ожидали сопротивления. Сегодня же, поскольку всё-таки широкие слои населения поняли, что представляет из себя ваххабизм, они ещё больше увеличивают расходы. Всё определяется долларами.

Мы в Дагестане знаем, как они мешками таскали деньги тем работникам, от которых зависело пресечение этого движения. Сегодня, если от кого-то что-либо зависит, ваххабиты его просто подкупают. У человека не хватает совести, мужества и самокритики, чтобы отказаться.

Этот механизм распространяется и на СМИ, являющийся сегодня одним из важнейших инструментов давления на широкие народные массы. Поэтому та позиция, которую заняли многие масс-медиа в нашей стране по отношению к палестинской проблеме, мне ни о чем новом не говорит. Если в свое время ваххабитов называли «мирным религиозным течением», то разве можно удивляться такой поддержке сионистов.

Одним из первых террористических актов в новейшей истории России стало убийство муфтия Дагестана Сайидмухаммада Абубакарова. Преступники до сих пор не найдены. Известно, что у С. Абубакарова осталось много незавершенных планов по распространению истинных исламских знаний. Какие из его проектов удалось осуществить?

При нём было начато издание газеты Духовного управления мусульман Дагестана «Ас-Салам», которое продолжается до сих пор.

Сайидмухаммад организовал ежемесячный (по первым субботам месяца) меджлис всех дагестанских алимов в различных районах и крупных населённых пунктах. Это очень серьезно способствует развитию Ислама. Люди каждый месяц имеют возможность получать достоверную информацию, ответы на самые сложные вопросы. Благодаря этому приходит понимание религии, пользы исламского образа жизни. Многие таким образом пересматривают свой взгляд на мир. Сегодня не редки случаи, когда мусульмане возносят мольбу за Сайидмухаммада за проделанную им работу.

Более того, у нас организован Фонд имени Сайидмухаммада-хаджи. В день траурного митинга мусульмане Дагестана изъявили желание создать подобную организацию. Главная ее цель - распространение и развитие Ислама. По мере укрепления фонда у нас появятся возможности более широкой деятельности.

Мы хотим провести конкурсы чтецов Корана, мероприятия, призванные поощрять изучение норм Шариата, например, намаза, то есть, того, что обязательно для каждого человека. В нашей республике уже состоялся ряд таких акций. Победители получили подарки.

Все, что было сделано Сайидмухаммадом, продолжается, насколько позволяют материальные возможности. Мы будем работать до конца отпущенного нам срока, а после придут другие нам на смену.

Земля Дагестана хранит тела сорока сподвижников Пророка (мир ему). Их могилы в Дербенте охраняются государством. По сути, это культурный и исторический памятник мирового значения. В то же время то плачевное состояние, в котором сейчас находится кладбище, вызывает сожаление и недоумение. Что, на Ваш взгляд, может быть сделано для исправления ситуации?

Все это прямо говорит о том, что, если бы там был похоронен какой-то государственный деятель, после которого ничего хорошего в жизни не осталось, «герой» или какой-то там «заслуженный работник», то, скорее всего, на содержание кладбища выделялись бы значительные средства. Однако поскольку это связано с Исламом, с его историей, то, как раньше, так и сейчас, никакой поддержки мы не чувствуем. Хотя сегодня государство, по крайней мере, не препятствует нашей работе.

В то же время мы видим, что, например, в Москве церкви покрыты чуть ли не золотой кровлей, а в Дагестане нет возможности даже железа найти для мечетей. Так что отношение к Исламу, начиная с самых высоких государственных руководителей, никогда адекватным не было.

В Дагестане представители различных наций относятся друг к другу с уважением, честно служат обществу, но всё-таки государство для Ислама делает мало. Ведь в нашей республике люди не имеют таких средств, чтобы собственными силами восстанавливать храмы и т.д.

У Владимира Путина сложилось нормальное отношение к Исламу, может быть, к нему обратиться за помощью? А так не знаю – надежды мало. Я, например, никому не верю. Я вижу, что кроме разговоров, бестолковых рассуждений, ничего нет. В целом, народ не доволен государственными структурами.

«Скажите русским, сынок, что я им желаю добра, как и мусульманам: да поможет нам всем Аллах. Я, суфий, знаю, что хотя мы и не одной веры, но всех нас создал один Творец и потому грешно проклинать друг друга», - так говорил шейх Джамалутдин Казикумухи одному из офицеров российской армии более 150 лет назад. С какими бы словами Вы, как человек знающий о суфизме не понаслышке, обратились бы сегодня к россиянам?

Этот великий и известный шейх пожелал только блага, и не исключительно для русских, но и для армян, и для любой другой нации, для какого бы то ни было человека, независимо от его вероисповедания и национальной принадлежности, не смотря на то, чёрный он или белый, богатый или бедный. Так и мы желаем нашему ближнему то, что и самим себе. Ведь любой человек создан нашим Великим Творцом, он потомок Адама (мир ему) и нашей матери Хавы, он пришел в этот мир так же, как и мы.

Мне бы хотелось, чтобы все люди правильно подошли к Исламу. В таком случае они поймут, что из себя представляет самая творческая и перспективная, последняя религия, религия, на смену которой не придёт до Судного Дня никакое другое учение.

Посмотрите, последователи предыдущих религиозных течений принимали то, что принес Пророк Мухаммад (мир ему). Поэтому после появления Ислама остаться последователем предыдущей конфесии – это просто безумие, понятное даже детям.

Тем не менее, сегодня русский человек почему-то боится отказаться от христианства, у него не хватает на это смелости, хотя многие отлично знают, что, фактически, настоящая религия – это только Ислам, в которой Священной Книгой является Коран. Но пока у большинства не хватает сил принять такое самостоятельное решение.

У кого есть чувство собственного «я», тот сам этот вопрос для себя решит и, наверное, всё-таки примет Ислам. Вы посмотрите, люди, ставшие мусульманами, в большинстве своем – люди мыслящие, выделяющиеся из своей среды, образованные, понимающие, самокритичные, совершенно другого склада ума. Они умеют дифференцировать предыдущие и сегодняшнюю религию. Поэтому их выбор пал на Ислам.

Многие бывают удивлены образом жизни истинных мусульман, их взаимопониманию, уважению и так далее. Когда они воочию всё это видят, когда становятся свидетелями всего того, что в жизни существует, какая-то часть из них понимает, что является белым, а что черным, и принимает Ислам.

Большинство из тех, стал мусульманами, довольны своим решением настолько, что у них едва ли найдутся слова, дабы выразить все богатство своих духовных чувств и радости. Поверьте, они действительно счастливы.

В Дагестане тоже есть такие люди, их немало. Мы помогаем им с выбором спутника жизни, с определением имени. У нас их очень уважают.

Материалы по теме