К ситуации вокруг выборов муфтия Татарстана

12 апреля 2011, 09:37

13 апреля 2011 года должны пройти выборы муфтия РТ. Вокруг этого события сейчас много разговоров и пересудов. На данный момент осталось 3 кандидата из 7, соответствующих требованиям к муфтию. Среди тех, кто не прошёл, были и те, кто так часто будоражат республику то своими пикетами (Габдулла Галиуллин), на которых раздаются возбуждающие народ листовки, то заявлениями о «давлении» на духовенство (Наиль Сахибзянов). Но их кандидатуры не поддержали. По словам Фарида Салмана, происходит снижение влияния «клана Рашиды Исхаковой», матери экс-муфтия РТ. Наиль Сахибзянов получил всего 7 голосов из 57, Габдулла Галиуллин – только один. Оба являются родственниками экс-главы Духовного управления мусульман Татарстана и входят как раз в т.н. «клан Рашиды-ханум».

Однако ещё даже до пленума, на котором в итоге определились путем голосования три кандидата, «саляфистское» интернет-пространство Татарстана, да и ряда других регионов России, немедленно призвало к бойкоту выборов, загодя назвав их «сфальсифицированными». Заметим, что год назад, когда переизбирали в очередной раз Гусмана Исхакова на пост муфтия, никто из нынешних протестующих не возмущался хотя бы тому, что выборы были вообще безальтернативными!

Ситуация в мусульманской умме Татарстана свидетельствует о наличии если не формального, то фактического раскола на сторонников традиционного для татарского народа Ислама ханафитского мазхаба и приверженцев «чистого» ислама в его псевдосалафистской разновидности).

Как отметил председатель ЦДУМ РФ муфтий Талгат Таджуддин, «необходима помощь вновь избранному муфтию РТ утвердить именно традиционный Ислам, поставить подготовку кадров, провести переаттестацию духовенства. Сегодня этим должно заниматься не только духовенство, но и власть».

Следует отметить, что во всех мусульманских странах, где правители являются хотя бы «этническими» мусульманами, муфтии вообще не избираются, да ещё всенародно, а назначаются правителем. Поэтому правитель Татарстана в полном соответствии с такой мировой практикой мог бы и вообще безо всяких выборов сам назначить муфтия, и в этом не было бы никаких шариатских нарушений, зато в отношении всякого рода «протестующих» выносится фетва, квалифицирующих их как смутьянов и бунтовщиков с соответствующими для них последствиями.

Сейчас же правитель даёт возможность ответственной элите мусульманского духовенства Татарстана самим определиться с новым муфтием, решить этот вопрос в согласии власти, уммы и всего общества РТ. Оно должно благодарить за это правителя, а не устраивать какие-то популистские, псевдодемократические протесты, как будто правила западной парламентской демократии когда-нибудь были законами Шариата! В пылу борьбы за власть псевдосаляфисты противоречат сами себе, предлагая определять муфтия Татарстана не по законам «чистого Ислама», а по законам якобы «чистой демократии» американского образца, то есть, по «законам тагута», чуждого Шариату и мусульманам Республики Татарстан.

Специфика нынешнего положения ещё и в том, что многие из ныне действующих муфтиев и тех, кто стремится ими стать, проходят обучение за рубежом. Нужно сделать всё от нас зависящее, чтобы такая учеба проходила в зарубежных центрах известных своей приверженностью к классическому Исламу, а не «саляфистким» сектам. Такие страны как Сирия, Турция, Египет должны стать основными центрами обучения. Но даже, несмотря на это, студенты могут быть подвержены единичному влиянию отдельных проповедников ваххабизма, поэтому необходима система контроля над обучающимися даже в этих странах. Необходима и реструктуризация системы мусульманских духовных организаций с целью унификации их деятельности и большей прозрачности деятельности мусульманского духовенства.

Материалы по теме