Кавказ – Поволжье. Влияние извне

10 апреля 2011, 09:32

Затрагивая тему псевдосалафизма в Поволжье, хочется обратить внимание на взаимосвязь происходящего в Поволжье с радикальными экстремистскими группировками на Северном Кавказе, а также попробовать выяснить социальный статус псевдосалафитов Поволжья.

Смею предположить, что существует прямая связь лидеров экстремистских групп в ПФО с Северным Кавказом. Этому свидетельствуют частые упоминания в СМИ о поездках представителей поволжских ваххабитов на Кавказ. Главным образом, своеобразным связующим звеном/старшим братом для ваххабитов в ПФО является Имарат Кавказ, возглавляемый Эмиром Доку Умаровым. Есть вполне достоверная информация о связях башкирских ваххабитов с «Имаратом Кавказ». Так, выяснилось, что глава «октябрьского джамаата» ингуш Башир Плиев ездил в Чечню и получил там у Доку Умарова звание «башкирского амира», а один из его подчинённых, русский по происхождению Александр Яшин, в 2009 году участвовал в Москве в похищении сына директора компании «Роснефть» Михаила Ставского.

По всей видимости, поволжские ваххабиты получают определённые указания и наставления от Умарова и вероятно других представителей террористических группировок Северного Кавказа с целью организации боевого подполья и вербовки в боевики местных жителей в этом «перспективном» мусульманском районе (РТ, РБ). Так же можно говорить и о финансовой зависимости поволжских ваххабитов от террористических формирований Северного Кавказа. Так как большинство террористических группировок являются автономными и даже хорошо законспирированными, финансовое обеспечение террористической деятельности становится одной из главных  проблем. В данном случае видится 3 варианта:

1) используемый некоторыми боевиками в Поволжье – нападения на хозяйственные и иные объекты с целью ограбления;

2) финансовые вливания от террористических групп Северного Кавказа. Здесь же будет уместным упомянуть и о финансовых подпитках со стороны тех же радикальных групп из Афганистана, Саудовской Аравии, Катара, Ирака и т.д.

3) поступление средств от высокопоставленных лиц, имеющих высокий социальный статус и исповедующих якобы «чистый ислам» в его псевдосалафитской разновидности.

Из сообщений СМИ становится очевидным, что определённая (немалая) часть псевдосалафитов Поволжья из обеспеченных слоёв, и некоторые являются чиновниками. Большая часть мусульманского духовенства также является салафитами. «Салафитского подполья не существует… духовное управление – полностью салафитское, а духовные деятели, придерживающиеся традиционных форм Ислама, лишь интегрированы в него», – сказал в одном из интервью Фарид Салман (директор Центра исследований Благородного Корана и Пречистой Сунны). А «сливками» псевдосалафитского общества является, как правило, молодёжь, причём из зажиточных семей. Следовательно, в большинстве своём основная причина распространения псевдосалафизма в ПФО – не бедность, не низкий уровень жизни, а следовательно – не социально-экономическая. Бедность и низкий социальный статус являются лишь поводом для пропаганды и деятельности псевдосалафитских проповедников в регионе Поволжья.

Материалы по теме