Псевдосалафизм в Поволжье

7 апреля 2011, 11:45

В связи с активизацией деятельности экстремистского подполья, приведшего к событиям, произошедшим в Нурлатском районе РТ в ноябре 2010 года, уже не может быть скрываема проблема, так называемой, «салафитизации» части мусульманского населения Поволжья. Тем более, что эта проблема «раскалывает» мусульманскую умму России на двое.

Проникновение радикальных течений в Поволжье началось в 90-е гг., когда в страну можно стало свободно въезжать. Стали прибывать миссионеры, которые преследовали свои, в том числе и политические, цели. Тогда после падения «железного занавеса» и искреннего желания основной части татар поближе узнать свою религию, молодёжь крайне заинтересовалась деятельностью миссионеров. Это было вызвано дефицитом своих мусульманских кадров, когда дореволюционная традиция татарской богословской мысли и религиозного образования в регионе почти прервалась, и её необходимо было восстанавливать. Тогда зарубежные проповедники и взялись за татарскую молодёжь. Начали организовывать летние лагеря, печатать и распространять литературу, в которых началась агрессивная пропаганда экстремистских взглядов, скрываемых под исламской оболочкой. Естественным образом эта деятельность требовала значительной финансовой подпитки, которая щедро поступала из-за рубежа. Вдобавок к этому на 90-е гг. выпала и война в Чечне, что также, на наш взгляд, повлияло на увеличение проникновения финансирования миссионерской деятельности псевдосалафитов в России, в том числе и в Поволжье. Через Северный Кавказ поступало оружие и финансы из Саудовской Аравии, Афганистана, Катара…

Учитывая крайний дефицит книг об Исламе в то время и отсутствие контроля за тем, что распространяется, такая «свобода» привела к распространению чуждых мусульманам Урало- Поволжья идей зарубежных форм фундаментализма. Вслед за этим на 1995-1996 годы пришелся бум выезда на обучение в исламские страны татарской молодежи. Никакого контроля за этим процессом в то время фактически не было.

Подобная ситуация сохранялась до 2000-х гг. и мы получили значительное количество молодых духовных деятелей, пропагандирующих нетрадиционный Ислам. Обучившись за рубежом и не имея до выезда туда базового религиозного образования, основанного на традиционном для татар ханафитском мазхабе, молодёжь начала возвращаться на Родину. Однако их становление происходило за рубежом, и некоторые из вернувшихся стали отрицать любые религиозно-правовые школы (мазхабы).

Так же, на наш взгляд, одной из причин псевдосалафитизации мусульманской молодёжи в регионе является тот факт, что причастность к небольшой, но широко обсуждаемой и не «мэйнстримовой» группе людей у молодёжи вызывает чувство собственной особенности, уникальности. Как раз на этих чувствах и играют псевдосалафитские проповедники в РТ и РБ. Особенно этот эффект усиливается в условиях отсутствия просветительской работы муфтиятов с мусульманской молодёжью. Это первый этап. Второй этап – отсутствие единства и силы в религиозных мусульманских структурах, которые не могут обеспечить контроль над мусульманским образованием в медресе, проповедями в мечетях и даже над чистотой своих рядов. Из-за этого ваххабитская и псевдосалафитская литература и идеи легко получают доступ к молодым умам. Третьим этапом является массовый ежегодный поток мусульманских студентов в университеты мусульманских стран, известных наличием радикальных идей (Саудовская Аравия, Катар). Возвращаясь в Россию, они начинают проповедовать якобы Ислам, однако это было что-то другое, отличное от традиционного Ислама в Татарстане и Башкирии ханафитского толка. Выпускники таких университетов являются примером для мусульманской молодежи, близкие к ним по возрасту и понимаю вещей. Так и происходит проникновение идей псевдосалафизма и ваххабизма в наш регион. Более того в ближайшее время вернуться около 120 студентов из Саудовской Аравии, что коренным образом может изменить ситуацию.

Таким образом, можно и нужно говорить о проблеме проникновения и распространения псевдосалафизма в регионе Поволжья. Являясь центром европейской части России, Поволжье – стратегически выгодный регион для распространения в нём радикальных идей - здесь проживает значимая часть мусульман России. Поэтому одной из главных причин развития идей псевдосалафизма в регионе является интерес представителей экстремизма к мусульманским регионам Татарстана и Башкортостана, что может оказать дестабилизирующее влияние на внутреннюю обстановку в стране и спровоцировать рост ксенофобии и исламофобии, что в последнее время многие успели заметить.

Материалы по теме