МЫ ДОЛЖНЫ УСИЛИТЬ РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ШКОЛ

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Мир и благословение Аллаха Посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует)!

 

 Хвала Всевышнему Аллаху, мы мусульмане со времен «аль-мисак». Ислам, который в VII веке начал распространяться в Центральной Азии, а затем и на казахской земле, с того времени стал духовной опорой нашего государства, путем следования истиной вере нашего народа.

Наш народ с его тысячелетней историей никогда не оставался в стороне от общемировых событий. Так, через наши просторные степи проходили караваны, здесь началась история Шелкового пути («Жибек жолы»), устанавливались взаимоотношения со странами Европы и Азии. Наша земля была мостом и местом встреч мировых империй, Востока и Запада, постоянного культурно-цивилизационного диалога и взаимодействия. На этом фоне наш народ выступал не только как проводник культурных импульсов, но и благодатная почва для формирования своего, неповторимого исторического бытия...

 Большая часть Шелкового пути проходила по территории Средней Азии и Казахстана, и это способствовало не только активному экономическому развитию, но и постоянному межкультурному диалогу и межрелигиозному взаимодействию, обеспечивавшим развитие своеобразных  неповторимых черт культуры и духовного наследия нашего народа. В исторических городах, расположенных по маршруту Шелкового пути, который соединял Европу и Дальний Восток, неподалеку друг от друга строили мечети и церкви, буддийские кумирни и храмы огнепоклонников. При этом необходимо отметить: свой осознанный выбор в сфере духовного поиска наш народ сделал, неоднократно предпочтя Ислам, остающийся нашим идеологическим, духовным и культурным базисом и поныне.

Великие исламские просветители, которые вышли из городов Исфиджаба, Тараза, Отрара, внесли неоценимый вклад в исламскую цивилизацию. Такие великие ученые, как Аль-Фараби, Ахмет Ясави, Жусип Баласагуни, внесли посильный и ценный вклад в науки Ислама, а также сделали большие научные открытия как в плане духовного познания, так и мирового технического прогресса. Эти личности стали гордостью всей мусульманской уммы. Они являются нашими прадедами, и мы этим очень гордимся!

 Сегодня мы затрагиваем актуальную мировую проблему. Сегодня все народы и мусульмане  всего мира особо нуждаются в единстве, религиозном согласии и дружбе. Вступив в  новое тысячелетие, человечество продолжает сталкиваться со  сложнейшими социальными вызовами, проблемами и противоречиями. Ближний Восток полыхает: Афганистан, Бирма, Йемен остаются незаживающими ранами на теле уммы.

Естественно, сложившаяся в некоторых мусульманских странах ситуация не может не беспокоить и нас. Есть некоторые силы, которые хотят использовать религию как политический инструмент. Мы не должны забывать, что экстремизм и терроризм не зависят от религии, нации и этноса. Однако экстремисты, которые не признают общечеловеческие ценности, показывают мирный ислам религией угрозы и опасности. Прикрываясь знаменем ислама, отщепенцы творят страшные преступления.

Политизированные группы, которые намеренно искажают тексты аятов и хадисов, считают себя мусульманами. Их радикальные и преступные действия, в результате которых проливается кровь невинных людей, не имеют основы в нашей вере, но воспринимаются многими немусульманами как её часть. Некоторые средства массовой информации называют преступников и террористов по сложившейся порочной традиции «исламистами». Считаю, что будет правильнее их называть «посягателями», преступниками, врагами Ислама!

 Религиозный человек не должен вредить религии. Мусульмане, которые убивают невинных людей, становятся жертвами зла и нечестивости. Мусульманство не доказывается ношением оружия, криками и жестокостью.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе сказал:

الْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ

«Мусульманин не должен вредить другому мусульманину ни языком, ни руками».

Человек, который не знает таких элементарных предписаний, дошел до состояния, когда он сам не понимает, для кого и ради чего он воюет. 

Религия ислам означает мир, здравие и согласие. Цель послания последнего Пророка Всевышнего Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) описывается в 107-аяте суры «Анбия» Священного Корана:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».

 Отождествление понятия терроризма с исламом – это большое злоупотребление нашей религией. Те, кто под девизом «джихад» называют себя «шахидами», для нас являются нечестивыми, вышедшими за рамки всего дозволенного. Всевышний Аллах в Священном Коране в суре «Араф» повелевает: 

وَلاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ بَعْدَ إِصْلاَحِهَا

«Не распространяйте нечестие на земле после того, как она приведена в порядок».

Если жизнь человека не будет основана на гуманности, благонравии и благовоспитанности, всем ясно, что в таком обществе будут царить только скорбь и печаль. Жестокость, мстительность, вражда никогда не приводят к хорошему. А значит, мы должны беречь и ценить безграничный дар Всевышнего – мир. Потому что мир – это наше благополучие и неоценимое богатство.

 Также и наши СМИ должны понимать, что СМЕШЕНИЕ понятий «террор» и «религия», наносит вред ценностям религии, унижает людей и их веру, хотя порой это вероисповедание и религия их самих и их стран. Что для одного является ценностью, не должно быть презираемым для другого. К сожалению, не секрет, что для некоторых лиц выполнение этой простой истины не является столь важным. И это может привести к неприятностям и угрозам. 

  Любой человек должен осознавать, что, создавая смуту в религии, тем самым разрушая единство и согласие народа, он и сам столкнется лицом к лицу с создавшимися конфликтами. 

Наш Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из хадисов сказал, что каждому дается по намерению и каждый получит то, к чему стремился. То есть все, что случается с человеком, происходит по его намерению и стремлению.  

В религиозных конфликтах духовные лидеры, деятели не должны давать волю чувствам, эмоциям, агрессивным устремлениям, а наоборот должны проявлять рассудительность и спокойствие, мудрость и терпеливость. Потому что религия призывает к единству, а не к беспорядку. Ни одна традиционная религия не разжигает вражду между людьми.

Недавно нами был проведен Форум улемов Центральной Азии. Верховные Муфтии, ученые Таджикистана, Кыргызстана единогласно поддержали инициативу по усилению роли и воздействия традиционной исламской просветительской школы Центральной Азии. 

Это неудивительно, ведь у нас с этими странами единая судьба, история и корни. Формирование единой мусульманской уммы, идея о возрождении религиозных ценностей, имеющих многовековую историю, были поддержаны большинством. 

Оглядываясь назад, мы видим, что построенные на жестокости и страхе государства, какими бы мощными ни были, уже через 100-200 лет распадались, исчезали с карты. А религиозные правовые школы с многовековыми историческими корнями сохранились и до наших дней. В период правления Советской власти ценности нашей традиционной религии чуть ли не утратились, тем не менее они снова начали возрождаться с обретением нашей независимости.  

В действительности, наша религиозная школа является своеобразной комплексной системой. Благодаря ей мы можем преодолевать риски, поползновения экстремистов и даже социальные сложности.

Считаю, что мы должны усилить роль центрально-азиатских религиозных школ, которые близки нашим традициям, сущности, нашему сегодняшнему положению. 

 Школа, которая издревле сформировалась в казахском мусульманстве, тесно взаимосвязанная с сущностью народов степи, будет призывать мусульман Центральной Азии к общим благим целям. Устойчивое соблюдение религиозных предписаний создаст новые возможности для еще большего укрепления нашего единства. 

 Наша общая история показывает, что мазхаб Абу Ханифы обладал большими преимуществами в Центральной Азии. Известные представители ханафитского мазхаба, такие как Мухаммед аль-Бухари, Абу Мансур ас-Самарканди, Абу Мансур аль-Матуриди, внесли неоценимый вклад в формирование мусульманской традиционной школы. 

Наша цель – это служение во имя возрождения исламской цивилизации, формирование интеллектуальной религиозной среды, которая, будучи образованной, разносторонней, конкурентоспособной,  не пойдет на поводу у псевдоучений и будет соответствовать современным требованиям, а также воспитывать молодежь в этом русле.  

 Всё это особенно важно, так как по-хорошему, именно осознанно верующий и поклоняющийся Аллаху мусульманин может быть гражданином со знаком качестваопорой государства, патриотом. Ведь именно в Исламе, помимо основных нравственных норм, изначально заложены такие понятия, как «социальная справедливость», «общественное благо» и даже, если хотите, «социально-политическая стабильность», - да, именно так!

Поэтому еще раз повторю: истинный муслим в идеале – это Гражданин с большой буквы. Мы, мусульмане, должны быть достойны того, чтобы наше государство могло на нас всегда опереться.

 Народная мудрость гласит, что «Единство – залог благополучия». Поэтому я призываю всех совершать только благие и ответственные поступки. Пусть Всевышний Творец примет от всех нас, праведные дела и дарует всем нам Свое благословение в обоих мирах! Аминь!

Серикбай кажы ОРАЗ, 

заместитель председателя 

Духовного управления мусульман 

Казахстана, главный имам 

мечети «Хазрет Султан»