Мусульманское духовенство намерено конституционно закрепить разрешение на исламский платок

17 февраля в Общественной палате прошли слушания о запрете хиджаба, традиционного исламского платка, в школах и иных государственных образовательных учреждениях России. 11 февраля 2015 года Верховный суд России признал законными требования ко внешнему виду школьников, утвержденные правительством Мордовии. Региональное постановление, в частности, не допускает появление в школе в религиозной одежде, в том числе в головном уборе.

Представители мусульманского духовенства заявили, что запрет, наложенный региональным правительством, нарушает права на свободу вероисповедания и гарантированный законом принцип всеобщей доступности образования.

Представители мусульманской общины Мордовии в ходе слушаний подчеркнули, что надеются на понимание в отношении религиозной одежды. «Усугубление ситуации и ужесточение в этом вопросе неактуально и губительно для людей, которые все больше и больше обращаются к канонам религии», — отметил глава центрального духовного управления мусульман (ДУМ) Мордовии Фагим Шафиев. Необходимо найти политический компромисс, поскольку случай в Мордовии не единичный, и в масштабах страны этот вопрос снова возникнет.

«Постановление правительства Мордовии, поддержанное Верховным судом, о запрете на ношение платков не учло мнение народа и не предвидело его реакции, а в результате нарушило право девочек на образование и свободу вероисповедания. Предлагаю обжаловать решение Верховного суда в президиуме Верховного суда и в Конституционном суде», — заявил муфтий ДУМ Мордовии Зяки Айзатуллин.

Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. 24 октября 2014 года Верховный суд Мордовии отказал в удовлетворении иска, отметив, что «требования ко внешнему виду обучающихся направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между ними и создание деловой атмосферы, необходимой на занятиях». В конце января 2015 года истцы подали апелляционную жалобу в Высший суд РФ, который также ее отклонил.

В результате последовавших переговоров с представителями Совета муфтиев была достигнута договоренность, что «мусульманки-студентки медицинского университета смогут посещать занятия в форме, соответствующей предписаниям религии». Решили, что вместо хиджаба студентки будут носить медицинскую шапочку и «элемент одежды такого же цвета (шарф, платок или высокий ворот), покрывающий шею».

Ранее подобные запретительные меры принимались в других вузах, в частности в Волгоградском университете. В Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова приказом ректора студентам было запрещено совершать намаз на территории вуза.

Российское православное духовенство активно поддержало позицию мордовских мусульман в вопросе религиозной атрибутики. Сославшись на пример армии, где никому и в голову не приходит отменить форму, а также на готов и панков, предпочитающих собственный стиль в одежде, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Роман Богдасаров, заявил, что поддерживает ношение хиджабов мусульманками, не говоря уже о платках: «Граждане нашей страны хотят носить то, что позволяет внешне проявлять свою веру. Им говорят: по закону у нас светское государство. Но Бог выше закона!»

Решение Верховного суда и другие попытки сохранить светский вид учащихся российских школ, по словам главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, свидетельствуют о закате эпохи светского мировоззрения в нашей стране:

«Кое-кто забеспокоился, потому что светскость проигрывает спор. Общество потребления скоро заканчивается, а время секуляризации (светского мировоззрения — прим. «Ленты.ру») уже закончилось. Так что если вы не хотите тотального конфликта, придется договариваться! Такая возможность сейчас есть: предоставьте право решать, как одеваться детям, школе или региону. Причем даже в государственной школе дети сегодня должны обучаться в соответствии с мировоззрением, которое дают им в семье. Для верующего человека нормы, данные Богом, — самые главные в жизни», — считает протоиерей.

По мнению представителей мусульманского духовенства, за последние 70 лет Россия прошла долгий путь, полный отрицания веры, и теперь необходимо вернуться к традициям, в том числе и религиозным. Это касается не только приверженцев ислама, но также и христиан, и иудеев.

В любом случае очевидно, что решением Верховного суда РФ дискуссия о религиозно обусловленной одежде не закрыта. Более того, теперь она может развернуться с новой силой.