Первая мечеть г. Верхняя Пышма обретает вторую жизнь

Город Верхняя Пышма сегодня уже почти слился с Екатеринбургом, границы двух городов отстоят друг от друга менее чем на 1 км. Но так было не всегда.

Верхняя Пышма была основана как посёлок Медный Рудник в 1854 году вместе с началом разработки медной руды в истоках реки Пышмы. Через 2 года после запуска рудника рядом с ним появился небольшой медеплавильный завод, который и стал градообразующим предприятием. В Государственном архиве Свердловской области хранятся мусульманские метрические книги этого посёлка – это свидетельствует о том, что уже в начале ХХ века там появились первые рабочие-мусульмане из Казанской и Уфимской губерний. Со временем их число только увеличивалось, в том числе вследствие репрессий 1930-х годов. Именно так попал в Верхнюю Пышму первый неофициальный имам советского времени, которого звали Ахметзаги Габдулгазизович или, как его называли в Пышме, Ахметзаги-хазрат. Он был родом из Татарии, получил качественное религиозное образование, до революции был ахуном в одной из деревень, где руководил жизнью нескольких мусульманских приходов, а в годы репрессий был сослан на Урал, где участвовал в строительстве медеэлектролитного завода. В свободное от работы время читал для людей Коран, давал детям имена, совершал никях, читал джаназа-намаз по умершим. Был он человеком добрым и отзывчивым. Умер Ахметзаги-хазрат в 1967 г. в возрасте восьмидесяти с лишним лет. Его сменили другие неофициальные муллы, среди которых были двое сыновей хазрата.

В годы советской власти мусульмане Верхней Пышмы собирались по пятницам и по большим исламским праздникам на татарском кладбище города. О том, как это происходило, позволяют узнать извлечённые из архива документы Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР по Свердловской области. По данным Уполномоченного в 1958 г. в Верхней Пышме было 200 практикующих мусульман. А в 1960 г. «группа верующих мусульман в г. Верхняя Пышма пыталась самовольно построить на татарском кладбище молитвенный дом летнего типа, это было своевременно обнаружено, и незаконные действия прекращены» (ЦДООСО Ф. 4. Оп. 58. Д. 112. Л. 13). «Дело было не совсем так, – пояснил в беседе с нами старший имам «Медной» мечети г. Верхняя Пышма, председатель совета старейшин мусульман города Акзаметдин Насретдинович Хикматуллин. – Домик никуда не делся, и мусульмане продолжали в нём собираться по пятницам в количестве 10–15 человек, где читали джума-намаз и слушали проповедь. Кроме того, в домике постоянно жил смотритель кладбища и там имелся весь необходимый инвентарь для проведения захоронений. На молитвы ходили в основном пожилые люди, вышедшие на пенсию, поскольку молодёжь работала и не могла по пятницам посещать импровизированную мечеть».

Власти внимательно следили за мусульманской общиной вплоть до развала СССР. Так, в конце 1980-х г. во время Курбан-байрама 150 верующих, шедших на праздничную молитву, встретили экипажи 4-х милицейских машин. «Один из милиционеров оказался моим знакомым, – говорит Акзаметдин Хикматуллин, – я у него спрашиваю по-татарски: «Зачем приехали?» Он мне: «Вас охранять, вдруг что-то против советской власти будете говорить». Я попросил подозвать начальника и, когда тот подошёл, говорю ему: «Вы нас всех уже много лет знаете, неужели мы что-то плохое будем делать? Неужели у вас работы другой нет?» А милицейский начальник говорит: «Да полно работы». Я ему и говорю: «Вот и поезжайте работать, а с нами оставьте милиционеров из татар и башкир, они с нами заодно намаз прочитают». Так и получилось, Курбан-байрам прошёл благополучно».

Но наконец времена богоборческой политики прошли, и мусульмане Верхней Пышмы получили возможность беспрепятственно молиться Всевышнему. В 1989 г. один из активистов мусульманской общины Гумар Сулейман улы съездил в Москву и добился разрешения официально зарегистрировать мусульманскую общину. На выделенном мусульманской общине земельном участке по ул. Сыромолотова, 118 в 1993 году началось строительство деревянной мечети, которую назвали «Рамазан». Она стала первой настоящей мечетью города металлургов. Члены мусульманской общины сложились и купили в соседнем населённом пункте жилой дом, который привезли и установили на новом месте, он стал сторожкой. А над построенной рядом мечетью требовалось возвести минарет, для чего мусульмане обратились к одному из инженеров, и тот начал думать над сложной конструкцией. В это время Акзаметдин Хикматуллин съездил в родную деревню в Татарстан, посмотрел на вновь возведённую мечеть и увидел, что минарет на ней сделан достаточно просто, с тремя поперечными балками в основании. Вернувшись домой, он встретился с инженером, рассказал ему про увиденное, и они решили точно так же построить минарет. В 1996 году над мечетью был возведён красивый минарет, украшенный полумесяцем. Большую помощь мусульманской общине, пожилые члены которой были бывшими шахтёрами и работниками медеэлектролитного завода, оказало градообразующее предприятие, которое с начала 1990-х гг. называлось ОАО «Уралэлектромедь». Как-то раз Акзаметдин абый, ставший к тому времени духовным наставником верхне-пышминских мусульман, пришёл к руководству градообразующего предприятия с очередной просьбой, а ему заявили: «Не дадим больше денег на мечеть!» А потом добавили: «Мы будем новую строить!» И уже в 2001 г. началось строительство красавицы «Медной» мечети, в которую уже в 2002 г. стали ходить мусульмане Верхней Пышмы. Сейчас это самая красивая и крупная мечеть в Уральском регионе. В основу её архитектурного решения был положен турецкий проект османского типа, по которому были построены ещё две мечети – в Токио и Ашхабаде. Крыша мечети полностью сделана из меди. Каждую пятницу «Медную» мечеть им. Исмагила аль-Бухари посещает более полутора тысяч человек.

Соответственно после возведения большой мечети маленькая мечеть «Рамазан» осталась невостребованной, но духовных деятелей не оставляла мысль о том, что её нужно каким-то образом использовать. «Как только я начал работать в мечети в 2004 году, мы рассматривали различные планы того, как задействовать мечеть «Рамазан», – рассказывает имам-хатыб «Медной» мечети, кандидат исторических наук Айрат Мухаметзянов. – Сначала мы планировали организовать в ней центр подготовки Коран-хафизов, сделать там учебное заведение типа пансиона для 10–12 детей, которые бы жили тут постоянно, днём посещали светскую школу, а после обеда обучались бы под руководством хазрата духовным наукам. Но тогда из-за отсутствия имама-преподавателя мы не сумели реализовать этот проект». В 2010 году мечеть облюбовали девушки-мусульманки из Екатеринбурга, которые хотели там собираться по выходным для того, чтобы проводить курсы по рукоделию и занятия по обучению Исламу. Руководство «Медной» мечети приветствовало эту инициативу. Осенью прошлого года на территории мечети «Рамазан» состоялся субботник и начались занятия, однако в результате аварии минувшей зимой отопительная система мечети была выведена из строя и занятия прекратились.

В то же время аксакалы города начали просить руководство мусульманской общины организовать для них ритуальный комплекс при городском кладбище. А поскольку мечеть «Рамазан» располагается неподалёку от погоста и на кладбище недавно была возведена православная часовня, Айрат Мухаметзянов решил разместить ритуальный комплекс рядом с деревянной мечетью и обратился с просьбой о финансовой помощи к руководству ОАО «Уралэлектромедь». Руководство предприятия пошло навстречу мусульманам, и средства были выделены.

«В результате мы, как говорится, убили сразу несколько зайцев, – говорит Айрат Мухаметзянов. – К участку подведён водопровод. Сейчас под крышу возведено помещение для ритуального омовения площадью 4х5 метров, скоро преступим к внутренним отделочным работам, там же будет располагаться душ и санузлы для женщин и мужчин. Выделенных средств хватит и для того, чтобы отремонтировать дом охранника и саму мечеть «Рамазан». Мы проверили в ней все электрические сети, в ближайшее время поставим двухтарифные счётчики, отремонтировали отопление, ещё предстоит перенести перегородку для того, чтобы у нас в мечети появилась кухня, там же будет располагаться котёл. Окна уже покрасили, скоро покрасим прихожую – и мечеть будет как новая». На сегодняшний день сделано уже 30 % запланированных работ. Для работы в мечети был приглашён новый имам – 45-летний Салман-хазрат Гайбадуллин из д. Амирово Аскинского района Республики Башкортостан. Он будет заниматься с молодёжью, вести образовательные курсы и проводить ежедневные обряды. Так первая мечеть Верхней Пышмы обретает вторую жизнь.

Алексей Старостин

P. S. Из личного архива А. Н. Хикматуллина

Неофициальные муллы Верхней Пышмы советского времени:
1. Ахметзаги-хазрат Габдулгазиз улы
2. Габдерахим Магафур улы
3. Юсуп
4. Мухтабар Сайфетдин улы
5. Ахметгазый Ахметзаки улы
6. Ханиф Гайзетдин улы
7. Мухамметгата Саитгали улы
8. Закария Самигулла улы

Те, кто создали мечеть «Рамазан»:
Гумар Сулейман улы

Члены махалля «Рамазан»:
Ситдик Сатретдин улы,
имам Габделькутдус Ахметзаки улы,
муэдзин Хасанша Мубаракша улы.

Председатели махалля «Рамазан»:
Марс Галимжан улы,
Юсупжан Гарефетдин улы.

Те, кто помогали строить мечеть
1. Мухамет-Айсан Мухаметдин улы
2. Миулегерей Арислангали улы
3. Мухаметшахи Нурмухамет улы
4. Хасиутулла Минажетдин улы
5. Гильмулла Хабибулла улы
6. Саитгарей Салимгарей улы
7. Корбангали Миннегали улы