Индийские страсти по Тадж-Махалу

Археологическое управление Индии (ASI) выступило с опровержением озвученных на днях сообщений о скором разрушении одного из чудес света – мавзолея Тадж-Махал, сообщает «Франс Пресс».

5 октября британская газета «The Daily Mail» со ссылкой на члена индийского парламента Рамшанкара Катериа опубликовала информацию об ожидаемом через 5 лет обрушении дворца. Инициативная группа учёных утверждала, что виной всему станет гниющий деревянный фундамент Тадж-Махала. Помимо этой причины исследователями указывался ещё и фактор проседания мавзолея из-за обмеления реки Джамны, на которой он расположен.

Занимающиеся реставрацией фасада мавзолея археологи из ASI считают сильно преувеличенными прогнозы о скорой гибели исторического памятника. Они отмечают, что регулярно проводят проверки состояния здания, и ни от кого никогда не поступало сообщений о подобных угрозах.

Примечательно, что и инициатор слухов, индийский парламентарий Катериа, высказался, что никогда не выступал с прогнозами о возможном скором обрушении Тадж-Махала. У него лишь возникли опасения по поводу уменьшающегося уровня воды в Джамне. Их он и высказал в беседе с руководством Индии.

Тадж-Махал – мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна. Был построен в 1630–1652 годах по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

В строительстве памятника участвовали около 20 тысяч мастеров. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре – розовым, а в лунную ночь — серебристым.

Мавзолей считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире». Осмотреть этот архитектурный шедевр прибывают от 3 до 5 миллионов посетителей в год.