Нравственность Пророка (мир ему и благословение) – зеркало времён

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой Земле и только к верующим – в Судный день.

Слава Аллаху, Господу миров! Да пребудут мир и благословение Аллаха над Пророком Мухаммадом, его семейством и сподвижниками!

Наш Пророк (мир ему и благословение) является господином всех благовоспитанных. Это качество он претворял в жизнь.

Передаётся от Абдуллы ибн Бишра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Посланник Аллаха, подойдя к чьему-либо дому, не стоял напротив двери, а стоял справа или слева от неё и говорил: «Мир вам! Мир вам!» – притом, что не было в домах завесы». Этот хадис показывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) применял на практике правила благовоспитанности. Он стоял с одной стороны от двери: либо справа, либо слева, чтобы беречь тех, кто находился в том доме.

В другом хадисе, переданном от Ханзала ибн Хизайн (да будет доволен им Аллах), говорится: «Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) нравилось, когда, обращаясь к человеку, называли его любимыми для него именами и прозвищами».

Это та черта нравственности, которую нам следует применять в обыденной жизни. Давайте будем обращаться к каждому человеку теми именами, которые дороги и любимы им, как это делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Имеется другой хадис, переданный от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), в котором Анас говорит: «Когда кто-нибудь шептал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) на ухо, я не видел, чтобы он отстранял свою голову прежде, чем тот отстранит свою, и, когда кто-нибудь брал его за руку, я не видел, чтобы он отпускал её прежде, чем тот отпустит её».

Что означают слова «шептал на ухо»? Эти слова указывают на то, что когда человек подходил к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), чтобы поделиться своей тайной, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выслушивал его до конца и не поднимал голову, ибо он – пример благовоспитанности, нравственности.

Этот хадис указывает не только на совершенную смиренность Посланника Аллаха (мир ему и благословение), но и на то, как он претворял это качество в жизнь. Далее в хадисе говорится о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не отпускал руку, пока другой человек не отпустит руку Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был кротким, мягким человеком. Когда кто-то здоровался с ним за руку, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не отпускал руку, пока тот не отпустит.

В хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится: «Если кто-либо приходил к нему и здоровался за руку с Пророком (мир ему и благословение), то он никогда не отпускал руку раньше того, кто подал ему руку, и он никогда не отворачивался от собеседника раньше, чем отворачивался тот. Также никогда не вытягивал свои ноги перед присутствующими».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не отворачивался никогда, когда с ним разговаривал кто-либо, чтобы тот человек почувствовал, что завладел его сердцем. Передатчик хадисов говорит, что он не протягивал свои ноги перед присутствующими. Он, когда сидел, не забрасывал ногу на ногу, как это делают многие в наши дни. Он не протягивал ноги перед своими сподвижниками, хоть они и являлись его учениками. Мы видим уважение старшего к младшему. Ведь он – господин благовоспитанных людей.

Последний хадис на этот счёт передаёт Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) – о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не ругал еду. Если еда ему нравилась, то он ел её, а если не нравилась, то не ел. Он не говорил, что еда не понравилась ему, что она навредила ему. Не обсуждал он и того, кто её приготовил. Наша жизнь полна других примеров и разговоров. Мы слышим, как человек развёлся со своей женой, потому что она плохо накрыла ему на стол, неправильно преподнесла ему еду или плохо приготовила ему эту еду.

Мы можем извлечь много пользы из этой нравственности, благовоспитанности, если применим их на практике. Во-первых, благовоспитанность улучшает поведение человека, устраняя все его недостатки. Она заставляет людей «наряжаться»: украшать себя похвальными чертами и поступками, отдалиться от порока.

Невозможно достичь всего этого без благовоспитанности. Человека оберегает его качество благовоспитанности от совершения проступков, направляет на совершение правильных поступков. Благовоспитанность улучшает нравственную сторону человека, улучшает обычаи. Там, где нет благовоспитанности, не найти ни нравственности, ни общепризнанных хороших обычаев. Благовоспитанность заставляет человека строго придерживаться пути Пророка (мир ему и благословение), а также пути Всевышнего, который Он установил для людей.

Если мы благовоспитанны по отношению друг к другу, то это означает, что мы соблюдаем благовоспитанность по отношению к Аллаху. А знаете, что означает благовоспитанность по отношению к Аллаху? Это возвеличивание Творца. Это означает стыдливость перед Аллахом. Чувство стыдливости перед Всевышним проявляется при нахождении как среди людей, так и в одиночестве.

Благовоспитанность по отношению к Аллаху означает чтение Корана – книги Всевышнего. Нет благовоспитанности в сердце человека – не будет там и богобоязненности. Если мы будем придерживаться благовоспитанности в нашей обыденной среде, то мы будем в таком состоянии и по отношению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение).

Нет сомнения в том, что вы знаете, что означает благовоспитанность по отношению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Но всё же напомню вам о том, что благовоспитанность по отношению к нему означает отсутствие любого сомнения в его словах. Это означает поминание его благим. Нам не следует поминать его только лишь именем, ибо он – господин всех творений. Эта благовоспитанность к нему (мир ему и благословение) предполагает произнесение слов благословения и приветствия после упоминания его имени. Это то, что должны говорить все, если хотите соблюдать благовоспитанность по отношению к Посланнику (мир ему и благословение). Благовоспитанность по отношению к Шариату означает благовоспитанность по отношению ко всем творениям.

А благовоспитанность по отношению к людям означает кротость, искреннее отношение к ним, смиренность, умиротворённость, оберегание взгляда от дурного, отсутствие зависти к ним, очищение внутреннего мира. Если дело обстоит не так, то, значит, человек не выполнил предписания божественного пути. Благовоспитанность приводит человека к правильному управлению своей жизнью, приводит его к лучшему исполнению обязанностей. А это в свою очередь станет для нас гарантом стабильной, благополучной жизни. Благовоспитанность составляет сильную социальную базу, которая создаёт здоровое общество в целом и приятный, здоровый климат в этом обществе в частности.

Стремление к благовоспитанности означает неотступное следование благому. Человек, придерживающийся благовоспитанности, всегда стремится к благому, неотступно следует ему. Он постоянно старается отдалиться от плохого, избегает сомнительного, ибо он благовоспитан. А это нелёгкое дело. Мы видели, как Пророк (мир ему и благословение) претворял это качество в жизнь.

Благовоспитанность представляет собой призыв к высоким ценностям. Благовоспитанность защищает от нравственного разлада, от нравственного упадка, предостерегает людей от совершения унизительных дел. Она призывает людей к возвышенным делам, к обузданию своих страстей. А неблаговоспитанный оказывается в унизительном состоянии, совершает унизительные дела. Что касается благовоспитанного человека, то вместе с другими благовоспитанными людьми он составляет как бы одно целое, образует с ними одно строение.

Если я буду относиться к себе благовоспитанно, то непременно отнесусь так же и к окружающим меня родным. Если буду относиться благовоспитанно к своим детям, жёнам, всем домочадцам то стану благовоспитанным по отношению к своим соседям. Если я буду соблюдать правила благовоспитанности по отношению к своим соседям, то я стану благовоспитанным вместе с жителями целого города. Таким образом, я стану относиться ко всем людям благовоспитанно. А значит, я стану мусульманином, которого имел в виду Посланник Аллаха (мир ему и благословение): истинным мусульманином с истинными нравственными качествами. Благовоспитанность взращивает в человеке положительное качество ответственности, даёт возможность творить и создавать.

Благовоспитанный человек представляет собой творческого, созидательного человека. Что же касается человека невоспитанного, то нет сомнения в том, что он не может созидать и что-либо творить. Почему? Потому что он находится в состоянии постоянной психологической борьбы со своей жизнью. Благовоспитанность придаёт живость и бодрость поведению человека. Благовоспитанный человек всегда развивается в нравственном отношении.

В наши дни мы крайне нуждаемся в том, чтобы нравственность была претворена в жизнь. Как же мы нуждаемся в привитии этих качеств нашей молодёжи! Нам следует привить юному поколению нравственные качества нашего Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Есть арабская пословица, в которой говорится, что тот, кто встретил субботу, встретит и воскресенье. Иными словами, совершающий добро человек получит добро.

Это означает, что человеку следует совершать добро. У учёных людей мы узнали очень важные слова. Они говорили: «Пусть Аллах видит тебя только совершающим добро. Пусть Аллах видит тебя только благовоспитанным». Так и должно быть! Нельзя допустить, чтобы Всевышний Аллах видел меня иным, кроме как благовоспитанным по отношению к себе и к окружающим. Благовоспитанность по отношению к себе представляет собой самоуважение, отдаление себя от подозрительных, сомнительных ситуаций.

Необходимо избегать ситуации, когда слышишь в свой адрес слова, которые не хотел бы услышать. Поэтому мы слышим слова: «Да простит Аллах человека, который избавил себя от клеветы». Что означают эти слова? Они означают, что человеку не следует попадать в подозрительные, сомнительные ситуации. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вышел ночью с госпожой Сафией (да будет доволен ею Аллах). Это была ночь. Затем он увидел одного из сподвижников вдалеке, а это был Умар (да будет доволен им Аллах), и позвал его к себе. Когда тот подошёл, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) объяснил ему ситуацию, говоря, что он вышел ночью с махрамом. Он сказал ему: «О Умар, это Сафия». Тогда Умар сказал: «Разве мог я сомневаться в тебе?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) объяснил ему то, что такая ситуация может случиться, ибо шайтан движется по кровеносным сосудам человека.

Благовоспитанный человек должен обращать внимание на эти вещи. Какая бы ситуация ни сложилась, нельзя человеку полагаться на себя, руководствоваться только своим поведением. Потому что благовоспитанность означает уважение обычаев людей. Если я попаду в какую-нибудь страну, мне следует уважать обычаи этой страны. И тебе следует уважать обычаи этой страны, не говорить: «Я такое не знаю и не слышал».

Поэтому проповеднику, который выходит в какую-либо местность для призыва, следует читать про обычаи жителей той местности. Пусть мекканец, или мединец, или саудит, или египтянин, или какой-нибудь другой араб не едет в другую страну для призыва людей в Ислам, пока не узнает обычаи тех стран. Возможно, мои обычаи противоречат их обычаям. Поэтому если ты хочешь сыграть роль единственного реформатора, то это означает, что ты далёк от призыва. Я не представляю, как таким образом может развиваться исламский призыв. Благовоспитанность представляет собой самое великое качество Пророка (мир ему и благословение). Это то нравственное качество, которое практиковал Пророк (мир ему и благословение). Мы, может быть, слишком развили эту тему, но это объясняется тем, что тема благовоспитанности очень важна.

На самом деле несложно практиковать эти нравственные качества в нашей жизни. Почему? Потому что наш господин Мухаммад (мир ему и благословение) практиковал это. Раз он практиковал, то и нам следует это практиковать.

Пророк (мир ему и благословение) в достоверном хадисе говорит: «Вера включает в себя более семидесяти ответвлений». Лучшее из них: «слова «ЛА ИЛАХА ИЛЛА ЛЛАХ», наименьшее из них: удаление с дорог того, что приносит вред». Эти слова означают, что между словами «ЛА ИЛАХА ИЛЛА ЛЛАХ» и удалением с дорог того, что приносит вред людям, есть много ответвлений. Пророк (мир ему и благословение) практиковал все эти ответвления. Мы можем найти яркие примеры из жизни Пророка (мир ему и благословение). Хотя все его дела красивы.

В качестве примера приведу слова учёных относительно этого хадиса. Учёные мужи говорят, что если кто-то хочет убрать, устранить с дорог то, что причиняет людям вред, то ему следует говорить слова «ЛА ИЛАХА ИЛЛА ЛЛАХ», когда он собирается это делать. Уважаемые братья и сёстры, когда вы хотите убрать с дороги то, что приносит вред, то скажите все «ЛА ИЛАХА ИЛЛА ЛЛАХ», ибо вы этим объедините самое лучшее, высшее и наименьшее ответвления. Нам нельзя говорить, что слово «наименьшее» означает «последнее по порядку». Оно не указывает на порядок, по мнению учёных по основам религии, т. е. здесь не имеется в виду количество, – Пророк (мир ему и благословение) хотел лишь упомянуть это явление.

Если хотите это совершить, то практикуйте это качество. Такое явление нуждается в реальных делах. Нам следует практиковать это действие, а если не практикуем, то оно станет доводом не в нашу пользу, а против нас.

Мы ведь вняли этой речи и этим словам. Разве Пророк (мир ему и благословение) не является нашим предводителем? При жизни он был нашим предводителем, и сейчас он наш предводитель, ибо он единственный наш Посланник. Нам следует соблюдать всё, что он делал. Да, Пророк (мир ему и благословение) не присутствует с нами в наши дни, люди не видят его как физическое тело, а видят во сне.

Мы просим Всевышнего оказать нам милость, чтобы увидеть его во сне. Он ушёл, но его дела сохранились, влияние сохранилось. И нам следует уважать его дела и быть благовоспитанными по отношению к ним.

Я прошу Аллаха наградить меня и вас прекрасным качеством благовоспитанности. Слава Аллаху, Господу миров!

Стенограмма проповеди шейха Абдуллаха аль-Фадаки