Иносказательное в Коране

Ниспослание людям откровения через пророков облегчает задачу познания человеком своей сущности и миропонимания. А то бы мы блуждали в поисках истины, придумывая различные лживые гипотезы как философы, которые самостоятельно хотят понимать суть вещей.

Хвала Всевышнему, наставляющему нас на путь истины через откровения, ниспосылающему священные писания на понятном и доступном нам языке. Но понимать священные тексты тоже задача не из легких. Хвала Аллаху, который дал нам учёных, которые разъяснили, растолковали священные тексты Корана, опираясь на хадисы Пророка (мир ему и благословение) и на высказывания праведных учёных.

Однако всегда встречались люди, допускающие свободное толкование Корана по собственному усмотрению. Но большинство учёных Ислама едины в мнении, в вероубеждении и в описании атрибутов Всевышнего, исключая некоторых представителей малочисленных сект. Одной из таких заблудших сект, которые приписывают Всевышнему качества, недостойные Его, являются буквалисты, антропоморфисты, преобладающие среди современных хашавитов, мужасимитов, вахабитов и псевдосалафитов. Они те, которые отрицают иносказательные, метафорные выражения в Коране и хадисах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Коран - главный источник Ислама
Возможен ли перевод Корана
Как передать смысл Корана на другом языке
Иносказательное в Коране
Есть ли в Коране антисемитизм?
Священный Коран раскрывает тайные глубины науки
Пророк Мухаммад и Священный Коран
Достоинство чтения Корана
Основные сведения о Коране

Что же такое метафора или иносказательное – это использование слова или выражения в переносном значении. Например: старость можно назвать вечером или осенью, а умелые руки – золотыми и т.д. Арабский язык также, как и другие языки, богат метафорами и иносказательными выражениями и там также используются образные выражения. Это считается частью красноречия и языкового искусства. Метафора допускается разумом и она есть и св. Коране, и хадисах.

Смысл аята: «Он – Тот, кто ниспослал тебе (о Мухаммад!) Коран; и в нём есть точные аяты с определённым и ясным смыслом – это суть Книги; и другие аяты, не такие ясные, требующие специального толкования. Эти аяты побуждают учёных и знатоков Корана к их исследованию и точному толкованию. Те же, сердца которых уклоняются от настоящей веры, объясняют аяты, требующие толкования, по своему желанию, стремясь отклонить людей от истины и вызвать смуту и раскол. Никто не знает совершенно точного объяснения данных аятов, кроме Аллаха. Расихуны – знатоки же, твёрдые в знаниях, говорят: «Мы знаем, что эти аяты ниспосланы Аллахом, и знаем, что аяты с определённым смыслом и аяты, требующие толкования, одинаковы для руководства». Поминают и вспоминают это только обладатели разума, не подверженные страстям. Те же, сердца которых уклоняются от настоящей веры, объясняют иносказательные аяты, требующие толкования, по своему желанию».

(сура Алу' Имран, аят 7).

Как видно из приведенного отрывка в Коране различаются две категории аятов: «мухкамат» и «муташабихат», «мухкамат» – это аяты, смысл которых ясен и однозначен, их невозможно понять неправильно в отличие от аятов «муташабихат». Обратите внимание, в приведённом аяте говорится, что есть места из Корана, которые недоступны для разума обычных верующих, а доступны только тем учёным, которые глубоко знают религию и они описаны присущим им статусом «расихун». Неужели не читали этот аят те, кто делают дословные переводы Корана, давая это малообразованным в религии, простым людям, оставляя их наедине с переведённым текстом без комментариев.

Основная часть мусульман –последователи акыды, ашариты, алматуриды, и они, следуя этому аяту, верят во всё, что ниспослано и не допускают толкования ни дословного ни иносказательного по отношению к непонятным аятам из тех, которые считаются муташабих.

Некоторая часть поздних учёных, для того чтобы люди не заблуждались, читая эти аяты, допускает возможность толкования аятов иносказательных, давая им смысл, который не противоречит ясным аятам (мухкамат), так как они являются, как сказано в этом аяте, матерью Книги (т.е. Корана). Поэтому именно с ними и необходимо всё соотносить. Например: в Коране упоминается <око> ('айн) Божье. Наставляя Пророка Ноя, Всевышний сказал ему: «Сооружай ковчег под Нашим оком и по внушению Нашему» (Сура Худ, айат 37, Сура Аль-Мумин 27). Также в одном аяте Бог, призывая Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) к терпению и стойкости, заверяет Его: <Воистину, ты – на глазах Наших> (Сура Ат-Тур, айат 48). Согласно иносказательному толкованию, в указанных откровениях, выражение  <под оком> или <на глазах> ('аля 'айнайи; би-а'йунина) лишь означает особенную, сильную заботу. Также вдругих аятах «в руке Божией – всё добро (Сура Алу Имран айат 26, Сура Аль-Хадид айат 29),  <рука> здесь символизирует абсолютную власть, неограниченную свободу распоряжения. Этих и других аятов, в которых используется образное выражение в Коране, множество.

Был известный случай: бывший муфтий Саудовской Аравии ‘Абдуль-Азиз ибн Баз проповедовал в Мединской мечети, что в Коране и хадисах иносказательного (маджаза) не бывает. Тогда один учёный из Сирии спросил его об аяте: «Кто слеп в этом мире, он и на том свете будет слепым и ещё больше заблудшим». (Сура «Аль Исра», аят 72) «Что ты скажешь про этот аят?». Сам Ибн Баз был слепым и получилось, что он как бы свидетельствовал против себя, если не признаёт иносказательность процитированного айата.

На основе дословного толкования коранических описаний Создателя, антропоморфисты (они же псевдосалафиты) приписывают Ему не только подобные человеческим органы: руки, голень, но и пребывание в определённом месте – на небе, над (фавк) творениями, или на арше – на троне. Но при этом некоторые из них более сдержаны и оговаривают, что не знают, как он находится на арше, или, например, говорят, что у него есть рука, но неизвестно и невозможно представить себе это или ещё то, что оно не схоже с руками человека ит.д., и этим они ещё больше путают внимающих им людей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
О дозволенности чтения Корана за покойных
Кто может выносить решение из Корана и хадисов?
Коранические мотивы в поэзии А.С. Пушкина
Криштиану Роналду учится читать Коран
В каком возрасте можно начинать учить Коран с ребёнком?
Благодать чтения «Бисмиллях…»
Удивительные свойства звучания Корана
Сколько же читающих Коран, в то время как Коран их проклинает!

Всякое слово имеет свой смысл, известный в каждом языке для обозначения предмета или понятий. Нам понятно, когда говорят рука – это наша человечья рука. Нелепо утверждать, что у Создателя есть рука и потом полностью отрицать, что это рука. Получается, что первое утверждение (что у Аллаха есть рука) отрицается вторым (что это не рука в том понимании, которое у нас есть).

Они говорят, как же быть с тем, что написано прямым текстом в Коране (речь идёт о том, что мы понимаем как метафора). Мол, там раз написано рука, надо понимать как рука и всё. Вот как раз об этом нам и говорит тот аят в начале (сура Алу‘Имран, аят 7), то есть признать всё, что от Господа ниспослано и не стремится дать толкование тому, понять мы не в состоянии. Остановиться на этом, не делая ни дословное, ни образное толкование – было бы лучше и для прекращения фитны. Или же толковать его в соответствии с понятными аятами (аяты мухкамат), как в примере, когда мы толкуем рука как щедрость:

И сказали иудеи: «Рука Аллаха в оковах ». Это их руки будут скованы, и прокляты они за то, что так говорят! А Его руки простёрты , – дарует Он, сколько пожелает (сура маидат трапеза айат 64).

Во-первых: то что имеется ввиду не сама рука, а речь именно о щедрости, это логично вытекает из текста, только глупец этого не заметит. Во-вторых: мы не описали Всевышнего чем-то неподобающем Ему: щедрость, милость – это качества Всевышнего всеми признаваемые и подобающие Его величию. А в следующем аяте это более чем очевидно:

 «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай её во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (Сура аль исраъ-29).

И даже те, которые отрицают иносказательное в Коране, прибегают всё же к метафорной передаче смыслов некоторых аятов. Но при этом делают это выборочно без обоснования, почему где-то можно прибегнуть к образному выражению, а где-то нельзя. Например: в комментариях к аяту, где упоминается <Бог на небесах и на земле> (6:3), первую часть данного выражения (на небесах) толкуют буквально, вторую же часть (на земле) – образно, понимая его в смысле Всезнания Божьего, так как буквальное понимание второй части открыло бы путь к грубым и глупым выводам. Разве можно ограничить Создателя пространственными величинами? Это настолько наивно, что даже атеистам никакого труда не составит отрицать существование такого божества: ограниченного пространством, временем и т.д.

Или как они толкуют этот аят

«Всё бренно, кроме ваджх <<Его лика>>» (Сура Аль-Касас айат 88); «Всякий, кто на земле, смертен, остаётся лишь ваджх Господа твоего,  Превеликий и Преславный» (Сура Ар-Рахман айат26-27), под словом <<ваджх>> здесь следует понимать самого Бога, его самость, сущность (зат). А если нельзя иносказательно толковать, по их пониманию, получится, что часть Божества может исчезнуть (да простит нас Всевышний).

Они часто говорят, какое вы имеете право иносказательно растолковать что-то из Корана. Такое же как было сказано выше в примерах, приведённых доказательством того, что и они в этом нуждаются. Ещё пример подобного (смысл): «Он (Аллах) с вами, где бы вы ни находились» (сура «Аль-Хадид», аят 4).

 Здесь и они, и мы, и все толкуют смысл как описание Божьего Всеведения. Или если вспомнить слова Пророка (мир ему и благословение) о том, что рай находится под ногами матерей. Никому же не придёт в голову толковать его дословно.

Мы признаем все айаты из Корана и верим в их содержание, и что все они от Господа. Но мы констатируем факт, что мы не в силах их толковать и не приводим толкования, неподобающие величию Всевышнего и искажающие то, что нам о Нём известно от Него Самого. Мы – мусульмане верим в них в том значении, которое Всевышний вложил в них, это очень правильно описал имам Газали «У него есть «истива’» на Троне, таким образом, как Он имел в виду, и в том смысле, как Он пожелал».