Раскаяние в грехах как одно из необходимых испытаний на пути поклонения Всевышнему

Важным испытанием, которое необходимо пройти вступившему на путь поклонения Аллаху, является тавбу, т. е. раскаяние в совершённых грехах. Тебе следует совершить полноценное раскаяние. Да поможет тебе в этом Аллах, о, вступивший на путь поклонения!

Совершить тавбу необходимо по двум причинам.

Во-первых, для того, чтобы получить помощь Всевышнего Аллаха. Поистине, капкан грехов удерживает раба от поклонения и спешки к служению Всевышнему Аллаху, ибо тяжесть грехов отвергает его от лёгкости совершения благих деяний и бодрого, энергичного вступления в поклонение. Постоянное совершение грехов покрывает сердце мраком, и в нём ты не находишь чистоты, стремления к поклонению Аллаху и сладости служения Ему. И если Всевышний Аллах не смилуется, то такое грязное сердце постепенно тянет его обладателя к заблуждению и неверию. Да сохранит Аллах от этого! Амин.

Как же Аллах призовёт к служению Себе того, кто постоянно ослушивается Его, и как встанет перед Аллахом для обращения к Нему тот, кто покрыт грязью грехов?! В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Когда раб говорит ложь, ангелы отдаляются от него из-за противного запаха, исходящего из его рта». И как же может такой язык поминать Всевышнего Аллаха?! Несомненно, тот, кто постоянно совершает грехи, не найдёт помощи от Аллаха для поклонения и лёгкости в своём теле для служения. Даже если он приступит к поклонению – это будет для него большим грузом, в таком поклонении не будет чистоты, и он не будет чувствовать в нём сладость. Правду сказал человек: «Когда ты не смог ночью встать для служения Аллаху, а днём соблюдать пост – знай, что ты находишься в капкане своих грехов».

Во-вторых, тебе следует раскаяться в своих грехах для того, чтобы Всевышний Аллах принял твои благие деяния. Поистине тот, кому должны вернуть долг, не принимает от должника подарок, а совершение тавбу, т. е. раскаяния, и поиск довольства того, кому ты обязан чем-то, являются обязательством, которое непременно должно быть выполнено. Что же касается большинства видов поклонения, то это является сунной. Но как же Всевышний Аллах примет желательный вид поклонения в то время, когда ты не выполняешь обязательное?! Как ты будешь обращаться к Аллаху, просить и восхвалять Его в то время, когда Он гневается на тебя?! Таково состояние грешников, которые упорствуют в совершении грехов.

Если ты спросишь: «Что такое полноценное тавбу и что должен сделать раб Творца для того, чтобы очиститься от всех грехов?», то знай, что для этого есть четыре условия.

Первое: прекращение совершения какого-то греха, имея возможность совершить его. Следует иметь твёрдое намерение никогда впредь не совершать данный грех. Если же человек прекратил совершение грехов и вместе с тем в мыслях допускает совершение их в будущем, или не имеет твёрдого намерения впредь не совершать их, сомневается в этом, то этот человек является не совершающим грехи, но не раскаявшимся.

Второе: следует искренне раскаяться, опечалиться за совершённые ранее грехи.

Третье: если из-за сложившихся обстоятельств человек в настоящее время не в состоянии совершать грех, который ранее совершал, то необходимо, чтобы он сторонился других, не менее тяжких грехов. К примеру, про больного старика, который не может встать с постели, не говорят, что он является остерегающимся прелюбодеяния или разбойничества, ибо он не в состоянии совершать эти грехи. Но он в состоянии совершать такие же тяжкие грехи, как прелюбодеяние и разбой: лгать, клеветать, хулить и сплетничать. И если он остерегается этих грехов, то будет считаться раскаявшимся.

Четвёртое: раб должен остерегаться совершения грехов ради Аллаха, возвеличивая Его, боясь Его наказания. Когда человек не совершает грехи ради достижения какой-либо мирской цели, из-за страха перед людьми, ради похвалы, уважения и почёта, из-за слабости здоровья или бедности, из-за унижения среди людей или подобных целей – он не считается совершившим тавбу.

Только при соблюдении всех четырёх упомянутых условий человек будет истинно раскаявшимся, совершившим полноценное тавбу.

Также знай, что человека к раскаянию приводят три обстоятельства:

1) размышление о мерзости, отвратительности совершения греха;

2) размышление о гневе Всевышнего Аллаха и страшном наказании, которое ждёт грешников;

3) размышление о слабости человека. Как ты будешь терпеть адский жар, удары молотов забаният  и укусы огромных змей?! Да сохранит Аллах нас от адского наказания! Амин!

Когда ты днём и ночью будешь размышлять обо всём этом, тогда это направит тебя на совершение искреннего раскаяния.

Если ты спросишь: «Я знаю, что не смогу сохранить тавбу и вернусь к совершению грехов. Какая польза мне тогда от совершения тавбу?», – знай, что это наущение сатаны, его коварство. Откуда тебе знать, что ты после раскаяния вернёшься к совершению грехов?! Ведь ты можешь умереть, будучи раскаявшимся, прежде чем вернёшься к грехам. А что касается твоего страха о вероятности возвращения к грехам после раскаяния, то тебе следует иметь твёрдое намерение не совершать их впредь, и если срок твоей жизни закончится в этом состоянии – это большая Милость Всевышнего Аллаха. Но если обстоятельства сложатся не так (т. е. если вдруг вернёшься к грехам после тавбу), то все твои прошлые грехи будут прощены и на тебе останется только вновь совершённый грех. Это для тебя большая прибыль и огромная польза! Поэтому пусть боязнь перед возвращением к грехам не удержит тебя от совершения полноценного тавбу.

Теперь ты должен знать о том, что грехи бывают трёх видов:

1. Невыполнение обязательств, которые возложил Всевышний Аллах: намаз, пост, закят, хадж, кафарат и т. д. Тебе следует возместить то, что ты пропустил из этих обязательств.

2. Грехи между тобою и Всевышним Аллахом, такие как употребление спиртного, игра на запрещённом Шариатом музыкальном инструменте, ростовщичество и т. д. Пусть сердце твоё наполнится печалью и сожалением о совершении этих грехов, а также твёрдым намерением не возвращаться к ним впредь.

3. Грехи между тобою и людьми. Они будут одними из самых тяжёлых на весах деяний. Эти грехи делятся на те, которые связаны с имуществом другого человека, с его честью и религией.

Если ты совершил грех, связанный с имуществом другого человека (т. е. присвоил чужое имущество путём обмана, кражи и т. д.), тебе следует вернуть это имущество хозяину. Если, к примеру, из-за бедности для этого нет возможности, то необходимо попросить прощения у того человека, чтобы он простил тебе незаконно присвоенное его имущество. Если же и для этого нет возможности, т. е. если невозможно найти хозяина имущества или он умер, и у него нет наследников , то тебе следует отдать милостыню за его душу, усердствовать в совершении благих деяний и просить Всевышнего Аллаха о прощении его грехов.

Если ты совершил грех, связанный с честью другого человека: хулил за его спиной, клеветал или ругал его, – то, если нет опасности смуты, тебе следует признаться перед ним в своей лжи и попросить у него прощения. А если твоё признание перед ним может зажечь вражду, смуту, то тебе следует делать за него дуа, просить для него милость у Аллаха, обращаться к нему с добром.

Если ты совершил грех, связанный с религией другого человека, – к примеру, говорил ему: «ты неверный, ты заблудший», – это самый тяжкий грех. В этом случае тебе также следует признаться перед ним в своей лжи и попросить у него прощения, а если для этого нет возможности, к примеру ты не можешь найти его и т. д., – ты должен искренне опечалиться, раскаяться в совершённом грехе и постоянно просить Аллаха о милости для этого человека.

Теперь ты узнал о тяжести преодоления этого испытания (т. е. совершения искреннего раскаяния), о его важности, и о той опасности, которая ждёт человека, не преодолевшего его.

До нас дошла весть о том, что шейх Абу Исхак Аль-Исфаранию сказал: «В течение тридцати лет я непрестанно просил Аллаха, чтобы Он одарил меня искренним раскаянием, и я однажды обратился к себе: “Пречист Аллах от всяких недостатков! Я прошу это в течение тридцати лет, но до сих пор не получил ответ на свою просьбу!” Затем я подобно во сне услышал голос, обращающийся ко мне: “Ты удивлён этим?! Ты разве не знаешь, что ты просишь у Всевышнего Аллаха?! Ты просишь у Него, чтобы Он возлюбил тебя! Разве ты не слышал о том, что в Коране сказано:

"إن الله يحب التوابين ويحب المتطهرين"

Смысл: «Поистине Всевышний Аллах любит тех, которые раскаялись в своих грехах и отвернулись от совершения греховного. Также Он любит тех, которые остерегаются всякой скверны, соблюдая чистоту». (Коран, № 2:222)

Посмотри, о мой брат, какое большое значение придавали эти великие имамы приобретению благих качеств сердца и как они готовили необходимый багаж для того света!

Что же касается опасности, а также огромного вреда, который человек получает, откладывая совершение тавбу на будущее, – знай, что начало совершения грехов – это заполнение сердца скверной, мерзостью грехов и его чёрствость, а конец этого пути – попадание под Гнев Всевышнего Аллаха и неверие . Никогда не забывай истории проклятого сатаны, а также Балама сына Бауры : они сначала совершили грех, а в конце попали в неверие и оказались в вечных муках.

История Балама сына Бауры приводится в Коране. Он был учёным, обладающим большими знаниями, знающим самое Величественное Имя Аллаха (исмуль-а’зам), человеком, у которого Всевышний Аллах всегда принимал мольбу. Количество учеников, которые приходили к нему за знаниями, доходило до двенадцати тысяч. Когда Пророк Муса (мир ему) по велению Всевышнего Аллаха пришёл к жабаринам, объявив им газават, они пришли к Баламу и попросили его сделать плохое дуа для Мусы (мир ему). Но он отверг их просьбу, сказав, что Муса (мир ему) – это пророк Аллаха. Он сказал: «Я ночью во сне спрошу об этом Всевышнего Аллаха». Во сне ему сказали: «Ты не делай плохое дуа для Мусы». На следующий день он объявил людям, что ему повелели не делать плохое дуа для Мусы (мир ему). Тогда эти люди сделали ему много дорогих подарков, и он сказал им: «Я ещё раз спрошу об этом во сне». Но на этот раз по причине того, что сердце его склонилось к мирскому и он принял подарки этих заблудших людей, он не увидел во сне ничего. На следующий день, когда он объявил этим людям, что во сне он ничего не увидел, они сказали ему: «Если бы нельзя было делать для Мусы (мир ему) плохое дуа, Всевышний Аллах и во второй раз запретил бы тебе это делать». Тогда он отправился на гору, откуда было видно войско Мусы (мир ему), и сделал плохое дуа. Но Всевышний Аллах повернул язык Балама, и всё плохое, что просил, он попросил для себя и своего народа, а всё хорошее – для Пророка Мусы (мир ему) и его войска. «Что ты наделал?!» – начали кричать джабарины. Он ответил: «Это получилось не по моей воле. Так сделал Всевышний Аллах».

Балам лишился всех благ, которыми был наделён Всевышним Аллахом, и стал заблудшим. Говорят, что он является первым человеком, который написал в книге ересь о том, что Всевышнего Аллаха не существует.

Если ты после искреннего тавбу ещё раз совершил грех – снова поспеши к искреннему раскаянию и скажи себе: «Возможно, раскаявшись, я умру до того, как совершу какой-нибудь грех». Поступай так же и в третий раз, и в четвёртый. Подобно тому, как ты сделал совершение греха своей профессией, – сделай и совершение тавбу своей профессией. Не будь слабее в совершении тавбу, чем в совершении грехов, и никогда не отчаивайся в Милости Всевышнего Аллаха! Смотри, чтобы сатана не разубеждал тебя вновь совершать тавбу из-за того, что ты нарушил ранее совершённое тавбу. Разве ты не слышал хадис Пророка (мир ему и благословение): «Самый лучший из вас – это тот, который раскаивается каждый раз, когда попадает в грех»? Также вспомни Слово Всевышнего Аллаха:

وَمَن يَعْمَلْ سُوءاً أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللّهَ يَجِدِ اللّهَ غَفُوراً رَّحِيماً   

 Смысл: «Тот, кто совершил грех или поступил несправедливо по отношению к себе (ослушался Аллаха и тем самым подверг себя наказанию), а затем раскаялся в содеянном и, совершив тавбу, попросил прощения у Всевышнего Аллаха, – найдёт Аллаха прощающим его грех, и Аллах смилуется над ним». (Коран, № 4:110)

Таким образом, тебе сначала следует очистить своё сердце от всех грехов, иметь крепкое намерение не возвращаться к ним, по мере возможности возвратить долги перед людьми и начать возмещать то, что упустил из обязанностей религии (намаз, пост, закят, хадж). А за то, что не смог возместить, – искренне опечалиться, пролить слёзы и смиренно обратиться к Аллаху с мольбами о прощении. И тогда ты очистишься от грехов, как в тот день, когда родила мама, Всевышний Аллах полюбит тебя, и ты получишь неописуемое вознаграждение. Ты окунёшься в безграничную Милость Аллаха, и будешь сохранён в этом и в том мире от бед и несчастий, которые настигают человека вследствие совершения грехов. И по Милости Аллаха ты преодолеваешь это испытание.

Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»