Умер в Москве – похоронили в Бишкеке. Можно ли перевозить тело покойного?

Вопрос: Дозволено ли перевозить тело человека, умершего на чужбине, и разрешено ли собирать и жертвовать средства для его транспортировки на родину? Дайте, пожалуйста, ответ, соответствующий ханафитскому и шафиитскому мазхабам.

Ответ:

• Согласно шафиитскому мазхабу, не запрещено перевозить покойного, если в населённом пункте, где он умер, нет подходящего места, чтобы предать его земле, или же если на кладбище, куда его транспортируют, похоронен праведник. В первом случае это обязательно, а во втором, желательно.

• А согласно мнению ханафитского мазхаба, можно перевозить, если нет риска разложения тела и появления запаха. В этом случае даже дозволено собирать средства для транспортировки тела покойного.

Можно ли перевозить тело покойного?

Аргументация:

Ибн Хажар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» отмечает:

(ﻭﻳﺤﺮﻡ ﻧﻘﻞ اﻟﻤﻴﺖ ... ﺇﻟﻰ ﺑﻠﺪ ﺁﺧﺮ ... ﺇﻻ ﺃﻥ ﻳﻜﻮﻥ ﺑﻘﺮﺏ: ﻣﻜﺔ) ﺃﻱ ﺣﺮﻣﻬﺎ ﻭﻛﺬا اﻟﺒﻘﻴﺔ، (ﺃﻭ اﻟﻤﺪﻳﻨﺔ، ﺃﻭ ﺑﻴﺖ اﻟﻤﻘﺪﺱ ... ، ﺃﻭ ﻗﺮﻳﺔ ﺑﻬﺎ ﺻﻠﺤﺎء ...، ﻓﻼ ﻳﺤﺮﻡ ﻭﻻ ﻳﻜﺮﻩ ﺑﻞ ﻳﻨﺪﺏ ﻟﻔﻀﻠﻬﺎ، ﻭﻣﺤﻠﻪ: ﺣﻴﺚ ﻟﻢ ﻳﺨﺶ ﺗﻐﻴﺮﻩ، ﻭﺑﻌﺪ ﻏﺴﻠﻪ ﻭﺗﻜﻔﻴﻨﻪ ﻭاﻟﺼﻼﺓ ﻋﻠﻴﻪ اه. (3\202)

«Запрещено перевозить умершего в другое место (село или город), кроме случая, когда тело находится возле священной территории Мекки, Медины, Иерусалима или же населенного пункта, где захоронены праведники. Наоборот, желательно перенести туда покойного из-за достоинства этих мест, если нет опасения, что при транспортировке его тело изменится и начнет разлагаться и при этом оно омыто, завернуто в саван и за ним совершена заупокойная молитва»

(См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 3, с. 202).

Перевозят джаназа

Мухаммад ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет:

ﻭﻻ ﻳﺠﻮﺯ ﺩﻓﻦ ﻣﺴﻠﻢ ﻓﻲ ﻣﻘﺒﺮﺓ اﻟﻜﻔﺎﺭ ﻭﻻ ﻋﻜﺴﻪ اه.

«Запрещено хоронить мусульманина на кладбище неверных и наоборот» 

Али Аш-Шабрамаллиси в своих субкомментариях к этому пишет: 

ﺃﻱ ﺣﻴﺚ ﻭﺟﺪ ﻏﻴﺮﻫﺎ. (3\29)

«Запрещается так хоронить (на кладбище неверных), если есть другое подходящее место»

(См.: Нихаят аль-Мухтадж, т. 3, с. 29).

Можно ли перевозить тело покойного?

Ханафитский ученый Хасан аш-Шурунбулали в книге «Мараки аль-Фаллях» отмечает:

ﻓﺈﻥ ﻧﻘﻞ ﻗﺒﻞ اﻟﺪﻓﻦ ﻗﺪﺭ ﻣﻴﻞ ﺃﻭ ﻣﻴﻠﻴﻦ" ﻭﻧﺤﻮ ﺫﻟﻚ "ﻻ ﺑﺄﺱ ﺑﻪ" ﻷﻥ اﻟﻤﺴﺎﻓﺔ ﺇﻟﻰ اﻟﻤﻘﺎﺑﺮ ﻗﺪ ﺗﺒﻠﻎ ﻫﺬا اﻟﻤﻘﺪاﺭ "ﻭﻛﺮﻩ ﻧﻘﻠﻪ ﻷﻛﺜﺮ ﻣﻨﻪ" ﺃﻱ ﺃﻛﺜﺮ ﻣﻦ اﻟﻤﻴﻠﻴﻦ،ﻳﻤﻜﻦ اﻟﺠﻤﻊ ﺑﺄﻥ اﻟﺰﻳﺎﺩﺓ ﻣﻜﺮﻭﻫﺔ ﻓﻲ ﺗﻐﻴﻴﺮ اﻟﺮاﺋﺤﺔ ﺃﻭ ﺧﺸﻴﺘﻬﺎ ﻭﺗﻨﺘﻔﻲ ﺑﺎﻧﺘﻔﺎﺋﻬﺎ اه. (1\614)

«Если тело покойного перевозят на расстояние, не сильно превышающее одну или две мили(1), то это не запрещено, потому что иногда расстояние до кладбищ равно такому отрезку. Запрещено перевозить на расстояние, намного превышающее две мили. 

Однако можно найти компромисс между этими решениями, когда при отсутствии опасности разложения тела покойного, можно транспортировать на расстояние более двух милей»

(См.: Мараки аль-Фаллях, т. 1, с. 614).

Похороны мусульманина

(1) Одна хашимитская миля=1780 м.

Отдел фетв, Муфтият РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru