Может ли мусульманка взять фамилию мужа?

Смена фамилии женщины после замужества стало довольно распространённым явлением. Однако в последнее время всё чаще раздаются голоса о запретности подобного действия со ссылкой на высказывания Пророка ﷺ. Вопрос разбирается в фетве Муфтията РД.

Вопрос: Можно ли жене взять фамилию мужа?

Ответ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Паспорт
Мусульманин должен относить себя к своей семье, предкам, роду. И ответ на вопрос о смене фамилии зависит от намерений того, кто её меняет. Запрещено брать фамилию мужа или иную фамилию, желая скрыть свое происхождение, из неприязни к своим родственникам или с целью разорвать с ними родственные отношения.

Если же мусульманка выходит замуж и берёт фамилию супруга не из-за вышеупомянутых соображений, то запрета нет, так как смена девичьей фамилии на фамилию мужа, по сути, свидетельствует о том, что отныне она имеет отношение к семье мужа посредством брака.

Что касается нижеприведённых хадисов Пророка ﷺ о запрете относить себя не к своим предкам, то речь идёт конкретно об отчестве, когда человек преднамеренно и осознанно меняет своё отчество, чтобы скрыть своё истинное происхождение, что является тяжким грехом и даже неверием в случае предумышленного подлога, идя на такой шаг, будучи осведомлённым о запрете, но считая это дозволенным.

Документ
Пророк ﷺ изрёк: «Для того, кто объявляет о себе, как о сыне некоего человека, зная, что тот не является его отцом, Рай станет запретным» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Также в другом хадисе сказано: «Вы не отрекайтесь от своих отцов. Тот, кто отречётся от своего отца, является неблагодарным Всевышнему» (имамы аль-Бухари и Муслим).

А Аллах знает лучше.

Аргументация

عن سعد رضي الله عنه قال سمعت النبي صلى الله عليه وسلم يقول: "من ادعى إلى غير أبيه وهو يعلم أنه غير أبيه فالجنة عليه حرام". رواه البخاري ومسلم.

عبارة فتح الباري: قوله: (لا ترغبوا عن آبائكم فمن رغب عن أبيه فهو كفر) كذا للأكثر وكذا لمسلم ... في حديث عمر الطويل "لا ترغبوا عن آبائكم فهو كفر بربكم". قال ابن بطال: ليس معنى هذين الحديثين أن من اشتهر بالنسبة إلى غير أبيه أن يدخل في الوعيد كالمقداد بن الأسود وإنما المراد به من تحول عن نسبته لأبيه إلى غير أبيه عالما عامدا مختارا.(1)

عبارة دليل الفالحين: (وعن أبي ذر أنه سمع رسول الله - صلى الله عليه وسلم - يقول: ليس من) زائدة للتأكيد (رجل ادعى) بتشديد الدال أي انتسب (لغير أبيه وهو يعلمه) أي: وقصده نفي نسب أبيه عنه وإلا فلو اشتهر بالنسب إلى جده أو من تبناه مثلا فانتسب لذلك لشهرته غير قاصد انتفاءه من نسبه فلا يشمله الوعيد الآتي (إلا كفر) أي : إن استحله وقد علم بالتحريم المعلوم من الدين بالضرورة والإِجماع هذا إن حمل على الكفر المضاد للإِيمان وإن أريد منه الكفران المقابل للشكر فالأمر ظاهر.(2)

عبارة تحفة المحتاج: فصل في الإقرار بالنسب وهو مع الصدق واجب ومع الكذب في ثبوته حرام كالكذب في نفيه بل صح في الحديث أنه كفر لكنه محمول على المستحل أو على كفر النعمة.(3)

(1) См.: Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-бухари, т. 12, с. 55.
(2) См.: Далилюль фалихин, т. 8, с. 614.
(3) См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 5, с. 401.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru