Как мусульмане хоронят умершего от коронавируса?

В мире бушует коронавирусная инфекция, унося жизни десятков тысяч людей. Дабы уберечься от неё во многих странах проводятся карантинные мероприятия. В этой связи возникает вопрос, как в такой эпидемиологической обстановке безопасно проводить похоронные обряды? И можно ли их вообще проводить? О омывании умершего от коронавируса, заупокойной молитве по нему и его захоронении, а также о дозволенности кремации его тела читайте в предлагаемой ниже фетве Муфтията РД.

 

Вопрос:

Как омывать и хоронить людей, умерших от короновируса или другого опасного для жизни инфекционного заболевания?

Ответ:

1. Мусульманина, умершего в результате эпидемии коронавируса и других заразных заболеваний, нужно омыть, укутать в саван, совершить над ним джаназа-намаз и похоронить, как любого другого человека, умершего не по причине  заразной болезни. При этом, естественно, необходимо соблюдать все меры предосторожности.

2. Если у человека,  омывающего покойника есть опасение, что вирус может перейти на него, то шариат разрешает ограничиться тайяммумом (протиранием землей лица и рук).

Похороны умершего от коронавируса

Но, учитывая, что современные   средства защиты: спецодежда, маски и т. д., которые обеспечивают безопасность окружающих и минимизируют риск заражения, делать таяммум, оставив полноценное омывание водой, можно только в крайнем случае.

3. Кремация (сожжение) или другие методы, не соответствующие нормам шари’ата, в Исламе категорически запрещены (харам).

Обряд погребения умершего от коронавируса

Аргументация:

عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج: أما شهيد الآخرة فقط كغريق ومبطون وحريق وألحق به من مات بصاعقة وميت زمن طاعون ...فهو كغيره غسلا وصلاة وغيرهما.

...(ومن تعذر غسله) لفقد ماء أو لنحو حرق أو لدغ ولو غسل تهرى أو خيف على الغاسل ولم يمكنه التحفظ (يمم) وجوبا كالحي.

عبارة الشرواني: (قوله أو خيف إلخ) عطف على تهرى أي ولو غسل تهرى الميت أو خيف على الغاسل من سراية السم إليه كردي (1)

عبارة شرح النووي على صحيح مسلم: وأما (الطاعون) فهو قروح تخرج في الجسد فتكون في المرافق أو الآباط أو الأيدي أو الأصابع وسائر البدن، ويكون معه ورم وألم شديد، وتخرج تلك القروح مع لهيب، ويسود ما حواليه، أو يخضر، أو يحمر حمرة بنفسجية كدرة، ويحصل معه خفقان القلب والقيء.

وأما (الوباء) ...والصحيح الذي قاله المحققون أنه مرض الكثيرين من الناس في جهة من الأرض دون سائر الجهات، ويكون مخالفا للمعتاد من أمراض في الكثرة وغيرها، ويكون مرضهم نوعا واحدا بخلاف سائر الأوقات فإن أمراضهم فيها مختلفة.

قالوا: وكل طاعون وباء، وليس كل وباء طاعونا(2)

(1) См.: Тухфат аль-Мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширвани), т. 3, с. 176

(2) См.: Аль-минхадж Шарх Сахиху Муслим, т. 14, с. 370

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru