Почему в саван усопшего кладут горсть земли?

Вопрос: Похоронный обряд вызывает ряд вопросов, из-за которых мы спорим с друзьями. Скажите, пожалуйста, дозволено ли во время погребения человека читать суру «аль-Кадр» на горсть могильной земли, также писать дуа на бумаге и класть её в его саван?

Ответ:

1. Учёные шафиитского мазхаба пишут, что если прочесть семь раз суру «аль-Кадр» и положить эту землю в саван усопшего, то он убережётся от могильных мук, по воле Аллаха.

2. Листок, где написаны определённые молитвы, упомянуты имена Аллаха и его Пророка , запрещено класть в саван усопшего, если есть вероятность, что гной и другие нечистоты коснутся написанного. Если же есть уверенность, что его не коснутся нечистоты (поместив письмена в герметичный сосуд или упаковку), то это дозволено.

Аргументация:

Саван

ذكر الناشري بسند متصل: أن من أخذ من تراب القبر حال الدفن في كفه شيئا منه وقرأ: {إنا أنزلناه في ليلة القدر} سبع مرات ثم وضعه في كفنه لم يعذب ذلك الميت

«Имам Ан-Нашири привёл довод с непрерывной цепочкой, что если кто-то возьмёт горстку земли из выкопанной могилы в момент захоронения покойного и прочтёт суру "аль-Кадр" إنا أنزلناه في ليلة القدر семь раз, а затем положит эту землю в саван усопшего, то покойный не испытает могильных мук». (См.: Хашия аль-Бужайрами, т. 2, 587).

نقل عن شرح العباب لابن حجر الهيتمي ويسمى دعاء الأمن من كتبه وجعله في حرز من النجاسة كقصبة أو نحاس ووضعه بين صدر الميت وكفنه أمن من فتنة القبر ولم ير من الملكين المكرمين فزعا

«В книге "Шарх аль-Убаб" ибн Хаджара аль-Хайтами упоминается что если кто-то напишет дуа "аль-амн"(1), завернет её в тростник или свинец для сохранности от нечистот и положит её на грудь покойного под саваном, то усопший будет защищён от могильных смут и не ощутит страх от высокочтимых ангелов». (См.: Сулейман аль-Джамаль, Хашия аль-Джамаль, т. 2, с. 203).

Саван

وهو مخالف لهذه القاعدة المعلومة.. وهي أن تنجيس اسم الله ونحوه فيه إهانة له وإهانته محرمة.. إن فرض أن ذلك المكتوب جعل في محل من القبر بحيث أمن عليه يقيناً أنه لا يصيبه شيء من الصديد ونحوه لم يبعد القول بالجواز

«То, о чем идёт речь, не соответствует дозволенному, а именно, что загрязнять имя Аллаха и также что-то другое, являющееся почтенным, запрещено, ибо это унижение того, что свято. Если предположить, что записанное положат в могилу таким образом, будучи точно уверенными в сохранении его от попадания гноя или другой нечистоты, то возможно, что это дозволено». (См.: Ибн Хаджар, Аль- Фатава аль-Кубра, т. 1, с. 398).

(1) Дуа «аль-амн» – определённая мольба для защиты от могильных мук.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru