Спят ли в могиле умершие?

После смерти каждого из нас ожидает погребение в могиле. В ней мы будем находиться в ожидании воскрешения в День Суда. Что же нас ожидает после погребения, и как будет протекать это время пребывания для каждого из нас? К примеру, будут ли умершие спать в своих могилах?

 

Могила является первым пристанищем загробной жизни. Пришло множество достоверных хадисов, в которых сообщается о том, что будет происходить в могиле и о том, что состояние умерших будет зависеть от прожитой ими жизни. Праведники всегда придавали этому большое значение и не могли равнодушно проходить мимо кладбищ.       

عن هانئ مَوْلَى عُثْمَانَ قَالَ : " كَانَ عُثْمَانُ إِذَا وَقَفَ عَلَى قَبْرٍ بَكَى حَتَّى يَبُلَّ لِحْيَتَهُ فَقِيلَ لَهُ تُذْكَرُ الْجَنَّةُ وَالنَّارُ فَلَا تَبْكِي وَتَبْكِي مِنْ هَذَا ؟ فَقَالَ : إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : ( إِنَّ الْقَبْرَ أَوَّلُ مَنْزِلٍ مِنْ مَنَازِلِ الْآخِرَةِ فَإِنْ نَجَا مِنْهُ فَمَا بَعْدَهُ أَيْسَرُ مِنْهُ وَإِنْ لَمْ يَنْجُ مِنْهُ فَمَا بَعْدَهُ أَشَدُّ مِنْهُ ) روى الترمذي (2308) وحسنه

Могила

Передаётся, что Усман (да будет доволен им Аллах) останавливаясь около могилы и плакал так, что намокала от слёз его борода. И однажды его спросили: «Вспоминаешь о Рае и адском пламени и не плачешь, а вспоминая о могиле – плачешь?» На что он ответил: «Поистине, я слышал, как Посланник Господа изрёк: "Могила – первая из стоянок мира вечного, и кто спасся от мучений в ней, для того всё, что последует за ней, будет легче. А кто не спасётся от мучений в ней, для того всё, что последует за ней, будет ещё страшнее"» (привёл имам ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим).

Касательно сна в могиле имеется следующий хадис Пророка :

عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم: إِذَا قُبِرَ الْمَيِّتُ — أَوْ قَالَ أَحَدُكُمْ أَتَاهُ مَلَكَانِ أَسْوَدَانِ أَزْرَقَانِ يُقَالُ لأَحَدِهِمَا الْمُنْكَرُ وَالآخَرُ النَّكِيرُ فَيَقُولاَنِ مَا كُنْتَ تَقُولُ فِى هَذَا الرَّجُلِ فَيَقُولُ مَا كَانَ يَقُولُ هُوَ عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ. فَيَقُولاَنِ قَدْ كُنَّا نَعْلَمُ أَنَّكَ تَقُولُ هَذَا. ثُمَّ يُفْسَحُ لَهُ فِى قَبْرِهِ سَبْعُونَ ذِرَاعًا فِى سَبْعِينَ ثُمَّ يُنَوَّرُ لَهُ فِيهِ ثُمَّ يُقَالُ لَهُ نَمْ. فَيَقُولُ أَرْجِعُ إِلَى أَهْلِى فَأُخْبِرُهُمْ فَيَقُولاَنِ نَمْ كَنَوْمَةِ الْعَرُوسِ الَّذِى لاَ يُوقِظُهُ إِلاَّ أَحَبُّ أَهْلِهِ إِلَيْهِ حَتَّى يَبْعَثَهُ اللَّهُ مِنْ مَضْجَعِهِ ذَلِكَ. وَإِنْ كَانَ مُنَافِقًا قَالَ سَمِعْتُ النَّاسَ يَقُولُونَ فَقُلْتُ مِثْلَهُ لاَ أَدْرِى. فَيَقُولاَنِ قَدْ كُنَّا نَعْلَمُ أَنَّكَ تَقُولُ ذَلِكَ. فَيُقَالُ لِلأَرْضِ الْتَئِمِى عَلَيْهِ. فَتَلْتَئِمُ عَلَيْهِ. فَتَخْتَلِفُ فِيهَا أَضْلاَعُهُ فَلاَ يَزَالُ فِيهَا مُعَذَّبًا حَتَّى يَبْعَثَهُ اللَّهُ مِنْ مَضْجَعِهِ ذَلِكَ

Посланник Божий изрёк: «Когда хоронят умершего (или он сказал: "одного из вас"), к нему приходят два ангела чёрного цвета с синими глазами, одного из которых зовут Мункар, а другого – Накир. Они спрашивают его: "Что ты говорил об этом человеке?" Он ответит то, что говорил раньше: "Это раб Аллаха и Посланник Его. Свидетельствую, что нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – раб и Посланник Его". Они скажут ему: "Мы знали, что ты ответишь так". Затем для него расширят могилу на семьдесят локтей в длину и ширину, после чего она будет освещена.

Кладбище

Затем ему будет сказано: "Спи!" На что он скажет: "Я вернусь к семье своей и оповещу их". Но они ему ответят: "Спи, подобно невесте, которую не разбудит никто, кроме самого любимого человека из её семьи, пока не воскресит тебя Аллах с этого ложа".

Если же умерший будет лицемером, он ответит (на вопрос ангелов): "Я слышал, что говорили люди и, не ведая, говорил тоже, что говорили они". Ангелы скажут: "Мы знали, что ты так ответишь". И будет приказано земле: "Сомкнись!". И сомкнётся земля над ним так, что его рёбра войдут друг в друга, и будет он в ней подвергаться наказанию, пока Аллах не воскресит его с этого ложа» (привёл имам ат-Тирмизи).

В то же время слова: «Спи, подобно невесте, которую не разбудит никто, кроме самого любимого человека из её семьи» не указывают на то, что умерший будет спать в могиле подобно тому, как спят живые в этом мире. Это противоречит логике и здравому смыслу, ибо состояние могил и их обителей в корне отличается от состояния этого мира и его обителей. Учёный-богослов аль-Ахвазий в книге «Тухфат» утверждает: «Поистине, эти сравнения относительны, и сон покойного сравнили со сном невесты, потому что её сон бывает в благоденствии и достатке».

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru