Почему мусульмане несут тело покойного на руках?

Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему мусульмане при похоронах несут носилки с телом покойного на руках и при этом часто сменяют друг друга? Есть множество иных способов транспортировки, зачем же утруждать себя и выполнять эту процедуру вручную?

Ответ:

Весь похоронный обряд, начиная от омывания покойного и заканчивая погребением и последующим посещением могилы – это один из видов поклонения. Этим поклонением живые оказывают почести умершему. И процесс переноса тела покойного до могилы также входит в этот обряд.

Об этом упоминается и в хадисах Посланника Божьего . Так со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передают о том, что Пророк изрёк:

إِذَا وُضِعَتِ الْجِنَازَةُ وَاحْتَمَلَهَا الرِّجَالُ عَلَى أَعْنَاقِهِمْ ، فَإِنْ كَانَتْ صَالِحَةً قَالَتْ قَدِّمُونِى . وَإِنْ كَانَتْ غَيْرَ صَالِحَةٍ قَالَتْ يَا وَيْلَهَا أَيْنَ يَذْهَبُونَ بِهَا يَسْمَعُ صَوْتَهَا كُلُّ شَىْءٍ إِلاَّ الإِنْسَانَ ، وَلَوْ سَمِعَهُ صَعِقَ

Несут усопшего

Смысл: «Если покойный, лежащий на носилках, которые мужчины несут на своих плечах, был праведным, он (имеется в виду его душа. – Прим.ред.) говорит: "Несите меня вперёд побыстрее!" Если же покойный праведным не был, то он говорит: "О горе мне! Куда вы несёте меня?!" − и его голос слышен всем, кроме человека, а если бы услышал его человек, то лишился бы чувств» (имамы аль-Бухари, Ахмад, ан-Насаи).

В другом хадисе, который передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится что Пророк изрёк:

أَسْرِعُوا بِالْجِنَازَةِ ، فَإِنْ تَكُ صَالِحَةً فَخَيْرٌ تُقَدِّمُونَهَا { إِلَيْهِ } ، وَإِنْ يَكُ سِوَى ذَلِكَ فَشَرٌّ تَضَعُونَهُ عَنْ رِقَابِكُمْ

Смысл: «Несите покойного побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, если же он таковым не был, вы сможете побыстрее убрать зло с шей своих» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Из этих хадисов следует, что является сунной, чтобы носилки с покойным несли на руках и несли именно мужчины. Женщины несут покойного только в отсутствии лиц мужского пола.

Также весьма ценным деянием считается сопровождать похоронную процессию.

Несут усопшего

Хадис Абу Хурайры марфу’ан (смысл): «Тот, кто будет присутствовать на джаназе, пока над ней не совершат намаз, тому запишется кырат, а тот, кто будет присутствовать на ней, пока ее не похоронят, тому запишется два кырата». Тогда люди спросили: «А что такое два кырата?» Пророк ответил: «Они подобны двум огромным горам». (Согласованный).

Если человек не участвует в похоронной процессии, то ему всё равно следует проявлять уважение к ней вставанием.

‘Амир бин Раби’a (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Господа изрёк (смысл):

«Если кто-нибудь из вас увидит похоронную процессию и не присоединится к ней, пусть встанет и не садится до тех пор, пока не окажется позади неё (или: пока она не пройдёт мимо него) или пока носилки не опустят на землю до этого» (имамы аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru