Можно ли мусульманам пить квас?

Вопрос: Я очень люблю пить квас. Употребляю его не только в жаркий период – летом, но и зимой. Однажды у меня в гостях побывал приятель, которого я угостил этим напитком. И тут я от него услышал, что мусульманам запрещено (харам) употреблять квас. Для меня это было шоком. Не могли бы вы всё же разъяснить, относится ли квас к категории «халяль»?

Ответ:

Квас является дозволенным напитком, потому что естественный процент этанола (спирта) в нём неспособен опьянить человека, так как период его брожения недолог. Но если квас слишком застоится, вследствие чего станет бродить и приобретёт свойство опьянять, то квас станет нечистым (наджасом) и употреблять его запрещено.

Свойство вещества вызывать у человека состояние опьянения (изменение психологических, физиологических и поведенческих функций) – основание считать тот или иной напиток нечистой (наджасой), и запретить его употребление. Если содержание этанола (спирта) в нем, вызываемого путём естественного брожения или же брожения с помощью каких-то добавок, достигнет такого процента, что может привести к потере восприятия (способности к пониманию), его запрещено употреблять. Если же напиток не содержит естественного этанола (спирта), способного привести к потере восприятия, то напиток, подобно квасу, кумысу, кефиру, разрешено употреблять.

Квас

Примечание:

Если квас изготовлен производителями спиртных напитков и пропущен через тот же аппарат, в котором настаивался алкоголь, без его должной очистки, то квас будет считаться нечистотой, и его запрещено употреблять.

Аргументация:

(كل شراب أسكر كثيره) من خمر أو غيرها… (حرم قليله) وكثيره لخبر الصحيحين «كل شراب أسكر فهو حرام» وصح خبر «أنهاكم عن قليل ما أسكر كثيره» وخبر «ما أسكر كثيره قليله حرام»… وروى مسلم «كل مسكر خمر وكل خمر حرام».

«Любой напиток, который опьяняет в большом количестве, является запретным и в малом, и в большом количестве, будь это вино или что-то другое, в соответствии с хадисом, который передают имамы аль-Бухари и Муслим: "Любой опьяняющий напиток – харам (запретен)". Также является достоверным предание (хадис) Посланника Аллаха : "Я запрещаю вам употреблять малое количество того, что опьяняет в большом количестве".

Имам Муслим передаёт: "Всё опьяняющее – хамр (спиртное), и всё опьяняющее – харам (греховно)"» (См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-Мухтадж, т. 9, с. 178).

المراد بالإسكار… مجرد تغييب العقل.

 «Под опьянением подразумевается только лишь помутнение рассудка» (См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-Мухтадж, т. 1, с. 289).

علة النجاسة والتحريم الإسكار.

Квас

«Причина запрета спиртных напитков и их нечистоты в том, что от них мутнеет рассудок человека» (См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-Мухтадж, т. 1, с. 303).

عصير العنب إذا ظهر فيه التغير وصار مغطيا للعقل ولم تصر فيه شدة مطربة صار نجسا.

«Виноградный сок становится нечистым (наджас), когда в нём происходят изменения, и он вызывает помутнение рассудка, даже если не меняет настроения» (См.: Хашия аш-Шабрамалляси, т. 1, с. 234).

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru