Почему Пророк Мухаммад ﷺ не читал азан?

Вопрос: Известно, что чтение азана является высоконаграждаемым деянием, о чём свидетельствует Священный Коран, а также многочисленные высказывания Пророка . Но в тоже время сам Посланник Божий не читал азан. Почему же он этого не делал?

Ответ:

Действительно, о ценности азана свидетельствует Сам Господь в Коране, восхваляя муэдзинов:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا...

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху и поступает праведно!..» (смысл 33 аята суры «Фуссилят»).

Сообщая о ценности чтения азана Посланник Господа изрёк: «Если бы люди знали о том, какая награда ожидает за призыв и нахождение в первом ряду во время молитвы, и не было бы иного выхода, кроме как тянуть жребий, то они тянули бы для этого жребий» (имам Муслим).

Чтение азана - призыва на молитву 

Но в то же время сам Пророк азан не читал. И этому богословы находят следующее объяснение.

Так в книге «Нуруль абсар» имама Шибланджи приводятся слова имама Найсабури, отмечавшего, что мудрость того, что Посланник Аллаха был имамом в намазе, но при этом не читал азан, заключается в том, что, если бы он прочитал азан (т.е. призвал на молитву), и люди не ответили бы на его призыв, то это вывело бы их из религии.

Посудите сами, если Пророк скажет: «Спешите на молитву!», а люди не ответят на призыв и не поспешат, то они подвергнутся наказанию, ибо сам Господь в Коране предостерегает нас от ослушания Пророку :

...فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«…Пусть берегутся те, которые нарушают его приказ, чтобы их не постигло искушение, или не постигло их наказание мучительное» (смысл 63 аята суры «ан-Нур»).

Азан

Есть ещё и другое объяснения данного факта.

Из хадисов известно, что впервые азан, как способ призыва к молитве, увидел во сне один из сподвижников, который сообщил об этом Посланнику Аллаха и Пророк поручил читать азан сподвижникам.

Пророк изрёк: «Имам несёт ответственность, а муэдзин – надёжный, доверенный человек» (имамы Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи). И он доверил эту ответственность своим сподвижникам.

Посланник Божий был занят призывом к религии Господа и другими важными делами, связанными с общей пользой для мусульман. Соответственно отвлекаться на азан и поручить другим возложенное на него Сами Всевышним дело он не мог.

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru